Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с аутистическим спектром расстройства
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сабынина Елена Георгиевна

Консультация "Развитие двигательной активности детей с аутистическим спектром расстройства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 176»

25.02.2020

Сабынина Елена Георгиевна

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с аутистическим спектром расстройства»

     В настоящее время проблема раннего детского аутизма (РДА) приобретает особую актуальность, поскольку число таких детей с каждым годом увеличивается. Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения в обществе, но до сих пор никак не обоснован. Заметным продвижением в решении этой актуальной проблемы может стать ранняя диагностика, специальное обучение, адаптация и социализация ребенка с диагнозом РДА.

     В результате своевременно начатой коррекционной работы возможно преодоление аутистических тенденций в развитии ребенка и постепенное вхождение его в социум. Правильно подобранные коррекционные мероприятия, основанные на заключении о состоянии психики аутичного ребенка, способствует максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития, реконструкции эмоциональной, когнитивной и моторной сфер.

     Двигательная сфера детей с аутистическим спектром расстройства характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями взаимодействия с предметами, нарушениями мелкой и крупной моторики. Как правило, дети с РДА имеют тяжелую, порывистую походку, импульсивный бег с искаженным ритмом, хаотичные движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Двигательная стереотипность в поведении проявляется следующим образом: раскачивание всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты или наклоны головы, машущие движения кистью и пальцами рук перед лицом, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения.

     Дошкольникам с диагнозом РДА с трудом удается контролировать двигательные действия , ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие и координировать движения. Именно над этими проблемными точками необходимо работать, чтобы в какой-то степени обеспечить такому ребенку нормальную жизнедеятельность, удовлетворить личные, бытовые и социальные потребности.

     Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Так как такому ребенку трудно соотносить произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями, а также управлять движениями согласно указаниям другого лица, основными целевыми ориентирами обучения являются:

- научить ребенка подражать движениям взрослого;

- подобрать средства для создания мотивации к выполнению упражнения;

- способствовать формированию навыков произвольной организации движений ( в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

- развивать коммуникативные навыки и умение соотносить речевую инструкцию с определенным видом движения.

     Кроме того, необходимо соблюдать правила, которые помогут ребенку сконцентрироваться на движении, запомнить его и научиться выполнять:

- выполнять движения медленно и четко, сопровождая их словесной инструкцией;

- описывать выполняемые упражнения просто, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

- проговаривать инструкцию к выполняемым движениям, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

- при выполнении любых упражнений соблюдать принцип – от простого к сложному;

- одновременно осваивать небольшой репертуар физических упражнений;

- использовать систему поощрений ребенка.

     Стоит учитывать особенности организации самого процесса обучения. Во-первых, сами занятия должны иметь однообразный характер. Во-вторых, следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка и включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени. При подборе упражнений сделать опору на интересы и склонности и индивидуальные особенности ребенка.

     Бег, ходьба, прыжки помогут ребенку стать сильнее и выносливее, приобрести навыки взаимодействия со взрослыми. Активный отдых и сбалансированная физическая нагрузка оказывают положительное влияние на уровень здоровья, могут быть приятным развлечением для детей с аутизмом, а в некоторых случаях даже помочь предотвратить проблемы , связанные с поведением, например, такие как агрессия. Физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством аутистического спектра, особенно в совместной деятельности со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».

Иллюстрированный материал для родителей об использовании нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ и дома для физического развития детей, их оздоровления и укрепления здоровья малышей....

"Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ и семье"

“ Физическое воспитание – это то,  что обеспечивает здоровье и доставляет радость»    Крэттен...

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной ре...

Значение подвижных народных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, ж...

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с помощью игр Клауса Фопеля.

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста с помощью игр Клауса Фопеля. Разучиваем с детьми разнообразные подвижные игры, специально предназначенные для тренировки рук: тихие и п...

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной ...