Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_gruppe_s_detmi_s_ovz.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ

                                                              Подготовила: учитель-дефектолог

                                                                         Мошкина И.Б.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

Основные составляющие этой системы:

  • Организация рационального двигательного режима воспитанников.
  • Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
  • Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
  • Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

  • не навреди!;
  • принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
  • соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

В нашей группе применяются следующие системы.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

  • насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме
  • повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы
  • развитие силы, плавности и длительности выдоха.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, музыкальные инструменты).

В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.

Используется в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД), в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение. (Утренняя гимнастика перед завтраком).

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно (упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).

Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • повышение работоспособности коры головного мозга
  • развитие активной речи ребенка.

1) Пальчиковая гимнастика.

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Даже в фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь с движением рук. Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также и в НОД.

2) Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).

3) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

4) СУ-ДЖОК-терапия

Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, «тропа здоровья» и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Используется в течение всего дня, после сна, и непосредственно в образовательной деятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является частью КГН, эффективное расслабляющее и закаливающее мероприятие.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самостоятельно. Это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое руками с помощью специального оборудования: массажные мячики, грецкие орехи, бусы, бигуди, деревянные массажеры, массажеры с горохом, фасолью.

Песочная терапия.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. (Постройки из песка, пересыпание, рисование на песке пальцем, палочкой).

Коррекционные технологии.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.Осуществляется в процессе НОД.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

  • повышению работоспособности, выносливости детей
  • развитию психических процессов
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков
  • развитию общей и мелкой моторики
  • и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...