Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи.
консультация по коррекционной педагогике

Теплых Оксана Николаевна

Речь является основой коммуника­тивной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, вооб­ражение, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx67.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игротерапия

Содержание

Игротерапия…….2

Игротерапия как средство социализации детей с особыми возможностями    здоровья…….7

Музыкальная терапия…….11 

Заключение……15

Список литературы……..18

Игротерапия

    Игра и игровая терапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.

   В современной общей педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребёнка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению. Особая ответственность в этом плане лежит на работниках дошкольных учреждений, т.е. на нас с вами.

   Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии, так как речедвигательный аппарат развивается и совершенствуется с возрастом.

Развитие речи – процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических условий. Волнение, тревога, страх, гнев – все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот, язык. Иными словами, речевой механизм находится в прямой зависимости наших чувств. То же самое наблюдается и у ребёнка - его речь сильно затрудняется, причём происходит это совершенно непроизвольно.

Все эти обстоятельства можно изменить, причём, чем быстрее, тем лучше. В подобных ситуациях легче предотвратить болезнь, нежели бороться с ней.

Игровая терапия – это приём, используемый для диагностики расстройств у детей. Такие специальные игры дают детям возможность выразить себя во многих отношениях с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем в том случае, когда им задают какие – то прямые вопросы.

Все игры должны быть выстроены так, чтобы чётко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приёмов, а также словарного материала.

Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша, то вначале было не слово, а игра. Ребёнок не может говорить, но уже гугукает, улыбается во весь рот, реагируя на потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые игрушки. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познаёт первые слова – сигналы, вступает в контакты с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, пополняет свой кругозор, радуется жизни

Понять природу игры, её поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребёнка.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность – словом, всё то, что оставляет богатство человеческой личности.

Играя с детьми, и параллельно развивая речь, мы должны как бы устраивать праздник. А праздник для ребёнка, когда игра сменяется игрой, когда никто не думает о том что есть такое слово «надо», а просто тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и, незаметно для себя, ещё и пользу. Праздник – это рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, мечтать и чувствовать соприкосновение слова в игре.

В организации и управлении игровой терапией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила:

  1. Речевая игра должна приносить радость. Не заставляйте ребёнка играть, а создайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
  2. Оживите игру по развитию речи внесением нового материала, чтением сказки, изготовлением моделей и пусть ребята фантазируют, придумывают новые способы уже знакомой игры.
  3. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте речевую активность детей.
  4. Хвалите ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что-то получилось у него впервые.
  5. Наблюдайте, анализируйте активность детей в овладении языком
  6. Стройте свои взаимоотношения с дошкольниками на взаимном доверии, искренне разделяйте с детьми их радость, успехи.

В дошкольном возрасте, игра является ведущим видом деятельности, а одним из эффективных методов игры является игротерапия.

Почему же так? Потому что, во-первых, играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им неосвоенному. В игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В  четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуальности.

В  пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире.

Существует множество классификаций игр. И вы это знаете, я уверена, что используете их в своей работе, потому что без игры просто невозможна наша работа. Классификации игр представлены на экране.

И более подробно я бы хотела остановиться на играх, связанные с развитием мелкой моторики пальцев рук . я являюсь воспитателем 2 младшей группы. Детям этого возраста очень важно развивать мелкую моторику рук, т.к. от этого зависит развитие речи. Известный педагог В. А. Сухомлинкий сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Наблюдается такая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Хочу представить вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

1.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр», ребёнок повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук и развивается речь.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их ещё и в том, что они мгновенно переключают внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Например «Птичка», »Коза рогатая», «Колокольчик» и др.

«Птичка», села птичка на песок, в речке вымыла носок, чистит клювом пёрышки, летит в гости к Ромушке(имя ребёнка).

«Коза рогатая», непослушная коза, смотрит прямо мне в глаза, сильно упирается… Ей сарай не нравится.

«Колокольчик», динь - дон, динь - дон. В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь – дон, динь – дон.

Упражнения пальчиковой гимнастики

Сжимание – разжимание кулачков.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнения несколько раз.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко – накрепко сожмём.

Упражнения для кончиков пальцев.

Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, там страшный зверь.

2.Массаж пальцев рук – ежедневный тщательный массаж кистей рук : мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти. Это очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга.

Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

2.Разминание паль цев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

3.Интенсивные движения большого пальца вперёд – назад, вверх –вниз, по кругу.

4.Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно, поочерёдное загибание и выпрямление.

5.Аккуратное сгибание – разгибание руки в кистевом суставе.

6.Интенсивное растирание всех пальцев.

7.Повторить первое упражнение.

3.Работа с использованием «бросового материала» (шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц).

Шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев рук, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Игры – шнуровки готовят косвенно руку к письму.

Упражнения с прищепками очень нравится детям. Например, детям предлагается ведёрко, на нём наклеина травка, цветочки , макет дачного участка. Ребёнок должен построить заборчик вокруг участка из прищепок. Детей это упражнение увлекает, они стараются изо всех сил, доводят дело до конца.

Игры с бусинами – нанизывание на нитку. Ребёнок тренирует пальчики, одновременно развивает сообразительность.

4.Развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы).

Мозаика – игры с мозайкой также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

5.Игры с различными предметами и материалами(фасолевые ванны, игры с крупами).

Фасолевые ванны – в миску нужно насыпать фасоль и горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок запускает руки в крупу и выискивает игрушки. Эффект: массаж, развитие координации пальцев.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, это игра также массирует руки, развивает координацию пальцев рук.

Игротерапия как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья


Одним из основных средств реабилитации детей-инвалидов является игротерапия. Через игротерапию осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости. Общение и занятия по игротерапии способствуют диагностике ранних психологических затруднений и их болезненной коррекции.

Целесообразность использования игротерапии в организации восстановительного периода по улучшению самочувствия детей со сходными медико-психологическими показаниями обусловлена тем, что игра остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения, существует единство психологической природы игры и общения и в игре ребенок может свободно выражать себя.

Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом, родителями, опекуном. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми и помогает формированию доверительных отношений психологов, психотерапевтов, педагогов с родителями. В связи с этим и осуществляется разработка и внедрение специфических методов игротерапии, направленных на установление позитивно-эмоционального отношения ребенка к взрослому, развитие контактов и взаимоотношений детей между собой для преодоления замкнутости, низкой самооценки, необщительности и фо-бических реакций.Игротерапия способствует установлению тесного терапевтического контакта взрослых наставников с родителями каждого ребенка в самых различных формах – от просвещения и консультирования до тренинга родительских групп.

В условных обстоятельствах игра моделирует действительность, дает возможность ребенку переживать ощущение удачи, успеха, помогает раскрыть свои физические, умственные и интелектуальные способности. В обстановке игры проявляется личность ребенка. Наиболее удачным видом игровой терапии является куклотерапия. Ее образность, наглядность и материальность позволяют ребенку глубже вливаться в игровую ситуацию.

Перед началом игры проводится беседа с ребенком, родителями, выслушиваются жалобы и выясняются особенности характера ребенка, условия жизни. Затем готовится сценарий игры с участием кукол. Форма участия может быть разной: ребенок-зритель, ребенок-участник, свободная игра детей без направлений и подсказки, педагоги и воспитатели как партнеры в игре, придумывание детьми собственных игр.

Игровая психотерапия направлена на реабилитацию, разностороннее развитие и обогащение личности ребенка. Наличие куклы в игре создает особую ситуацию для развития фантазии ребенка. Применение куклотерапии позволяет соединять игровую деятельность с решением взрослых межличностных проблем, переоценкой сложившейся системы ценностей. Использование кукол, игровых подходов позволяет произвести регрессию возраста и избавится от отклонений в развитии.

В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл, где ребенок свободно может выражать свой социальный опыт подавленный или ограниченный социальным контролем. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить функции игротерапии:

 По функциям взрослого в игре различают

  • недирективнуюигротерапию;
  • директивную игротерапию.

 По форме организации деятельности различают:

  • индивидуальную игротерапию;
  • групповую игротерапию.

 По структуре используемого в игротерапии материала:

  • игротерапию с неструктурированным материалом;
  • игротерапию со структурированным материалом.

Почему возникла идея создания игротеки?

1. Информационный голод при использовании игрового материала.

2. Не богатый выбор и дороговизна игр и игрового материала.

3. Граммотное и профессиональное консультирование родителей и детей при подборе игр соответствующих возрастному развитию детей.

В игротеке собрано большое количество удачных( с точки зрения развития ребенка) и уникальных игр, привезенных из разных уголков россии.

Многие игры привлекают интерес ребенка только первое время, есть так называемый момент насыщения, после чего ребенок больше не возвращается к игре, и игра только занимает место в Вашем доме.

Постоянная возможность обновления игровых впечатлений у ребенка будит его интерес и желание к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.

Несколько взятых напрокат игр в игротеке замечательно заменят ребенку купленную новую игру в магазине и всегда будет интересна ему.

В игротеке представлены следующие игровые направления:

Это – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театр кукол, кукольный кружок, агрессивные. Строительные и познавательные игры, конкурсы, игры для детей раннего возраста (1-3), развивающие игры, досуговые игры,- настольные игры, познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора, детское творчество, спортивные игры

турниры, игры - арттерапии, игры-танцы, игры-театрализации. Особое место занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающей в себе подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента – музыку, слово и импровизацию. В результате создается эмоционально-положительная среда для релаксации детей.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.

Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей.

Практические приемы игротерапии

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:

- обеспечить эмоциональную разрядку;

- снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

- уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

- освоить групповые правила поведения;

- наладить контакт между родителями и детьми;

- развить ловкость и координацию движений.

Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие, эффективность уже давно доказана и сегодня мы предлагаем их родителям

Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.

Игра имеет исключительное значение для профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста благодаря тому,  что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалоге общения взрослого и ребенка через принятие, отражение и пониманию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным:

- определение конкретных целей своих поступков;

- выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей;

- предвидение конечного результата своих действий и поступков;

- принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки;

- отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения и формирование ребенка как личности.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Игры.
8. Прощание.

Музыкальная терапия 

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (прослушивание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, пение). Музыкотерапия дает возможность активизировать развитие ребенка, а также преодолевать неблагоприятные установки, улучшать эмоциональное состояние детей. Также музыкотерапия помогает налаживать отношения между педагогом и ребёнком, между детьми, развивает чувство внутреннего контроля, открывает ранее скрытые способности, существенно повышает самооценку, а также является средством коррекции.

В настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе аномального развития. При этом различают несколько типов их взаимодействия: А - прямое влияние. Например, глухота как первичная аномалия вызывает немоту - вторичные нарушения; у слепых детей вторичными является недостаточность пространственной ориентировки, амимичность лица, своеобразие характера; при первичной интеллектуальной недостаточности формируется вторичное недоразвитие свойств личности, характеризующихся завышенной самооценкой, негативизмом, невротическим поведением. Б - обратное влияние.В определенных условиях вторичные нарушения могут оказывать негативное обратные действие на первичную аномалию. Так, ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если в достаточной мере не развивается устная речь. В -коррекционные отношения. Чем в большей степени различаются между собой первопричина (первичные нарушения биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем эффективнее специальная коррекция и компенсация последнего. Л.С. Выготский считал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию». Развитие высших психологических функций оказывается менее устойчивым, чем низших, элементарных психических процессов. Так, восстановить слух практически невозможно, но можно компенсировать речевые расстройства. При исследовании вторичных отклонений отмечаются не только негативные, но и позитивные компоненты аномалии. Опора при проведении коррекционной работы осуществляется на ее потенциальные компенсаторные возможности. Источником приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные психологические функции. Так, глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализатор, а слепой ребенок активно применяет слуховой анализатор, осязание, в то время как у умственно отсталых детей активируется практическое мышление. Также на отклонение в развитии влияет степень и качество структуры первичного дефекта. Например, небольшая потеря слуха приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, глубокое поражение слуха же без специальной помощи сопровождается развитием немоты. Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичных нарушений. Например, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы, а при потере зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти определенные зрительные представления об окружающем мире. У старшего школьника зрительные представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью. На своеобразие отклонений в развитии также влияют условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные условия. Поэтому большую важность имеет ранее выявление нарушений и своевременная их коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений. Процесс обучения и психокоррекции основывается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные. Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития. Если говорить о причинах отклонений в развитии, то в основе большинства отклонений в развитии первичны нарушения в нервной системе или определенном анализаторе, в результате которых возникает атипичное строение или изменение функции определенных органов и психологических систем. Отклонения в развитии делятся наследующие группы:

1. По патогенезу (механизму патологических изменений) 1.1.Органические нарушения. При этом в нервной системе можно обнаружить структурные, биохимические очаги поражения, связанные с выраженным или длительным воздействием на нервную ткань патогенного фактора или обусловленные наследственной предрасположенностью к ее повреждению.

1.2 Функциональные нарушения. Основаны на динамических расстройствах нервной деятельности, рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных психологических систем и зон ЦНС. Это связано с повышенной возбудимостью или заторможенностью, а также с неустойчивостью функциональных систем.

2. По этиологии (причины патологических нарушений)

2.1 Наследственные нарушения. Генетические заболевание, в частности, проявляющиеся в нарушениях обмена веществ в ткани головного мозга. Наследуются определенные формы олигофрении, болезнь Дауна, глухота, слепота.

2.2 Врожденные нарушения. Аномалии, связанные с алкоголизмом и наркоманией родителей, неблагоприятным протеканием беременности, что вызывает развитие у ребенка, в частности, умственной отсталости. Патогенные факторы, действующие на плод в период внутриутробного развития - это инфекции, физические и психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации: неправильное питание матери, ее эндокринные заболевания, бесконтрольный прием лекарственных препаратов; резус-несовместимость плода и матери.

2.3 Приобретенные аномалии

А - Родовые (натальные) нарушения. Механические повреждения плода, асфиксия, внутримозговое кровоизлияние.

Б - Послеродовые (постнатальные) расстройства. Нейроинфекции (менингит, полиомиелит, энцефалит), черепно-мозговые травмы, заболевания головного мозга (сосудистые).

2.4. Психогенные нарушения

А - социально-психологические нарушения, вызываемые неблагоприятными семейными условиями воспитания ребенка (что вызывает, в частности, «педагогическую запущенность»).

В - индивидуально-психологические нарушения (как вторичное углубление психологических проблем, вызываемых самим ребенком); явления социальной и психической депривации; проблемы эмоционально-личностного развития. Итак, в заключение данной главы, мы можем сделать вывод, что методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и технологию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика музыкального воспитания имеет коррекционную направленность в решении образовательных, воспитательных задач. Музыкотерапия — это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства. Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей. Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального коррекционного воспитания детей с ограниченными возможностями, включающие в себя изучение особенностей, технологий, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями. Методика музыкального воспитания имеет цель — формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями:

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие детей, а также отзывчивость на классическую музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве,  их участие в музыкальной деятельности. Обеспечивать детям музыкальные впечатления, развивать сенсорно-музыкальные способности ребёнка, ладово-высотный, тембровый, динамический, ритмический слух, содействуя проявлению музыкального вкуса, вначале формируя избирательное, а затем уже и оценочное отношение к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности ребёнка в сфере музыкального развития, а также обеспечить развитие нравственно-эстетических, эмоционально-художественных и коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыки.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, а также способность выражения собственного Я во всех видах музыкальной деятельности, доступных для детей.

6. Осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой и моторной сферах, обеспечить условия для социокультурной адаптации детей посредством общения с музыкальным искусством в музыкальной деятельности. Задачи коррекционного развития дошкольников с ограниченными возможностями в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Несомненно, центральным вопросом, как специальной психологии, так и специальной педагогики, является проблема компенсации. Задачи специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Л. С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную музыкальную деятельность. Исходя из этого, мы посчитали возможным рассматривать музыкотерапию, а именно музыкальную деятельность, которая обеспечивает успешное овладение музыкальной деятельностью, как средство компенсации сенсорного дефекта. В результате анализа научной и педагогической литературы мы пришли к выводу, что музыка – это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию ребенка. Выявление уровня музыкального развития у детей с ограниченными возможностями, а именно с нарушенным зрением, явилось одной из задач нашего педагогического исследования. Для ее решения был подобран диагностический материал и проведена первичная диагностика. Нами были использованы следующие методики: диагностика музыкальной деятельности (Урунтаева Г.А.), диагностика уровня музыкального и психомоторного развития (Буренина А. С.), диагностика музыкальности (Ведрашко Е. А.). После обработки полученных результатов нами были сделаны следующие выводы: большинство детей с нарушенным зрением обладают средним уровнем музыкального развития, т.е. дети способны внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на них, понимать их содержание и давать им эстетическую оценку. Более низкие результаты показали дети при оценке уровня их психомоторного развития. При выполнении предложенных заданий дети испытывали следующие трудности: движения детей при исполнении танцевальных этюдов под музыку не отличались плавностью мягкостью, точностью; движения не всегда отражали характер музыки и не совпадали с ритмом, а также началом и концом произведении; требовалось много повторений, чтобы запомнить музыку и соответствующие движения под нее; некоторые дети были не способны выразить в движениях и пластики свое восприятие и понимание музыки. Но следует также отметить, что приоритетной в музыкальном развитии является эмоциональная сфера, которая, надо заметить, развита у детей с нарушенным зрением сравнительно хорошо, доказательством этого служат результаты обследования. Анализируя полученные нами в ходе эксперимента результаты диагностики, мы посчитали необходимым разработать и апробировать коррекционную программу, цель которой – коррекционное развитие детей с нарушенным зрением средствами музыкотерапии. С целью анализа эффективности разработанной коррекционной программы, после ее апробации, нами была проведена повторная диагностика. С помощью диагностических методик, которые применялись нами в первичном обследовании, был выявлен уровень музыкального развития детей с нарушенным зрением. По результатам обследования мы сделали следующие выводы: разработанная нами коррекционная программа по развитию дошкольников средствами музыкотерапии явилась достаточно эффективной, т.к. показатели, которые продемонстрировали дети, возросли практически по всем параметрам. Количество детей, которым принадлежит высокий уровень музыкального и общего развития, увеличилось в среднем на 20%. Также по завершению коррекционной работы нами была отмечена положительная динамика не только в музыкальном развитии (чувство музыкального ритма, темпа и др.), но и в развитии психических функций в целом (памяти, внимания и т. д.). Таким образом, предположение о том, что в процессе музыкального воспитания возможно всестороннее развитие ребенка с нарушениями зрения средствами музыкотерапии является достаточно правомерным. Следовательно, процесс коррекционного развития детей с дефектами зрения средствами музыкотерапии можно рассматривать как средство компенсации. Таким образом, мы видим необходимость дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов,  связанных с музыкальным развитием и воспитанием детей с ограниченными возможностями развития средствами музыкотерапии в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Возникает необходимость в упражнении детей в перцептивных действиях, в многократных повторениях этих действий, доведении их до уровня навыков музыкальной деятельности. Столь же необходимо создание привлекательных, интересных для детей с ограниченными возможностями развития условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Правильно организованное музыкальное воспитание, а именно  систематические занятия с использованием методов и приёмов музыкотерапии, могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, которые позволят приобщить детей  с ограниченными возможностями развития к активному восприятию музыки. Итак, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, что применение разработанной нами программы музыкотерапии окажет положительное влияние на процесс коррекционного развития детей с ограниченными возможностями, так и на процесс музыкального воспитания в целом, подтверждена. На этом наше дипломное исследование завершено. 

 Список используемой литературы

1. Ахьямова И.А. Раннее музыкальное развитие ребенка // Искусство и образование.-2005.-№2.

2. Беркман Т. Л. О методах формирования музыкально-слуховых представлений. Опыт исследования, «Известия Академии педагогич. наук РСФСР», вып. 100, М., 1959.

3. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958

4. Вышегородцева С.О. Исторические аспекты взаимосвязи музыкальной психологии и музыкального образования // Музыкальная психология и психотерапия, 2007 − №2. − С.3−15.  Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.

5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. − М.: Наука, 2012.

6. Интернет-ресурсы

Игротерапия

Игра и игровая терапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.

Музыкальная терапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Для детей с ограниченными возможностями развития  наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией занятий с детьми. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста музыкальная ритмика осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Соответствующая музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Но исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) заикающихся детей. Конечно, громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время очень тихим. Разработка и проведение занятий по музыкотерапии в дошкольном возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при ограничениях в развитии органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Также анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыкотерапии на учебную деятельность, повышение мотивации учения, возрастание удовлетворенности. Из многочисленных работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности. Как показывает педагогический и исследовательский опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: - улучшению общего эмоционального состояния детей; - улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); - коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; - стимуляции речевой функции; - нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).Таким образом, педагогический опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, подводит к следующим выводам: 1)  использовать для прослушивания можно только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям; 2)  лучше всего использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям, так как они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного; 3)  продолжительность музыкального прослушивания должна составлять не более десяти минут в течение всего музыкотерапевтического занятия. Как правило, используется только одно музыкальное произведение.
Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом

Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия.

У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:

  • самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
  • интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
  • обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
  • самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.


Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками. В Российской Федерации в настоящее время около 587 тыс. детей-инвалидов. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, его воспитании, обучении, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.

Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Существуют различные технологии социальной работы с детьми-инвалидами.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии и аутизма.

В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалид определён как «человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни [1].

Согласно Декларации о правах инвалидов: инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [1].

В России официально принят термин «дети-инвалиды». Ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм [2]. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство. Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой, биорезонансный и вибротактильный компоненты.

Анализ литературы и данные исследований свидетельствуют о том, что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, в первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции.

Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др.

Вибротактильный механизм действия музыки на организм человека основан на вибрациях, которые возникают во время музыкотерапевтического воздействия, воспринимаются тактильным анализатором, расположенными на поверхности кожи, через рецепторы давления, прикосновения и вибрации.Биорезонансный механизм действия музыки реализуется различными структурами организма при совпадении частоты акустического (звукового) сигнала с резонансной частотой органа, т.е. каждый орган нашего организма имеет определенную частоту колебаний и при воздействии звукового сигнала, имеющего другую частоту, происходит резонанс, который в свою очередь имеет некоторый лечебный эффект.

Опираясь на вышесказанное, можно говорить об эффективном использовании музыкотерапии в работе с инвалидами. Так как данная категория лиц помимо соматических заболеваний подвержена эмоциональным расстройствам, то, воздействуя на их эмоциональную сферу, можно в короткие сроки добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия.

В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкальной терапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

Итак, рассмотрим два вида музыкотерапии: музыкальная терапия с использованием инструментов и с использованием музыкальных произведений. Первый вид включает следующие этапы: диагностика; выбор группы инструментов, соответствующих проблеме ребенка; выбор того инструмента из данной группы, который предпочитает сам ребенок; прослушание музыкальных фрагментов в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор; определение перечня произведений где солируют инструменты выбранные ребенком; завершающий.

Музыкотерапия с использование музыкальных произведений включает в себя следующие этапы: диагностика; подбор произведения, подбор завершающего произведения.

С детьми-инвалидами может быть организована работа с использованием музыкальных произведений и музыкальных инструментов [20, с.75].

Музыкотерапия включает в себя музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания связанные с прошлым. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное оформление исполняет сам специалист, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.

Рекомендуется использовать музыкальные произведения классической музыки. Можно подобрать ряд произведений для слушания: Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки [3].

Технология проведения музыкальной терапии с использованием инструментов:

В первую очередь, специалисту, как психологу, так и социальному работнику, необходимо провести диагностику состояния ребенка, определить его эмоциональное состояние в соответствии, с которым будет подобрана музыкальная композиция.

После проведенной диагностики и установления проблем необходимо выбрать группу инструментов, соответствующих проблеме ребенка, уточнить далее, какому из нескольких инструментов отдать предпочтение. Сделать это можно следующими способами:

а) выбрать тот инструмент из данной группы, который предпочитает сам ребенок или подросток;

б) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор;

в) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении отдельных инструментов. Выбирается тот инструмент, который дает максимальную нормализацию.

Последний способ является наиболее точным, хотя и более трудоемким.

Сам музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на основе данных диагностики особенностей музыкального восприятия, с учетом личных предпочтений.

После определения перечня произведений подбираются те, где солируют или доминируют инструменты, которые были определены как ведущие в музыкальной терапии обследованного.

Прослушивание программы рекомендуется осуществлять в максимально комфортной позе (сидя или лежа) с использованием наушников либо обычным способом. В комнате необходима тишина.

Завершающий этап. На данном этапе произведения выбираются с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя то чувство или настроение, которое необходимо для оздоровления его душевного состояния [3].

Коррекция психоэмоционального состояния у детей с помощью активной музыкотерапии предполагает использование следующих методических приемов и подходов:

На сеансе музыкотерапии ребенку дают возможность выбрать ударные инструменты из разложенных на столе, позволяя ему трогать их и играть. Через импровизационное использование различных звуков и создаваемой музыки достигается коммуникативная связь.

Игра на барабане с другими в группе, с одновременным пением песни может нацелить на развитие двигательных и общественных способностей, с концентрацией на этих функциях.

Хорошо зарекомендовали себя уроки основ игры на гитаре, косвенно способствующие развитию навыков управления поведением. Кроме того, для создания и закрепления положительной мотивации уроки гитары могут быть использованы в качестве вознаграждения за хорошее поведение дома или в классе.

Существенно снижает уровень агрессивности боевая песня с движениями, которая должна быть исполнена вместе с группой, но без нанесения ударов другим членам группы.

Следует использовать любые музыкальные приемы, которые содержат межличностные контакты и взаимодействие, требуют умения общаться и слушать, требуют приспособления к групповой ситуации и ведут от чувства изоляции к появлению нормального социального опыта.

Раскрытию чувств детей-инвалидов, их внутреннего мира способствует исполнение песен, в особенности перед группой своих товарищей. Усиливает эффект прием зарисовок песен. Вообще, изображение песен и танцев на бумаге способствует развитию взаимопонимания с остальными членами группы.

Так же музыкотерапию можно проводить, не используя инструменты, а с помощью музыкальных произведений. Необходимо подобрать ряд произведений для слушания (Бах, Лист, Шопен, Рахманинов, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки). Данный вид работы предполагает удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1- 1,5 часов. Продолжительность времени позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения.

Музыкальная терапия с использование музыкальных произведений включает в себя следующие этапы:

В первую очередь, специалисту, как психологу, так и социальному работнику, необходимо определить эмоциональное состояние клиента в соответствии, с которым будет подобранна первая музыкальная композиция.

На втором этапе осуществляется подбор следующего произведения, которое призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его.

На третьем этапе произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя то чувство или настроение, которое необходимо для оздоровления его душевного состояния.

Применение музыкальной терапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Данный музыкальный цикл может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства и т.д. [3].

В процессе метода музыкальной терапии в большинстве случаев достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение состояния ребенка.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки.

Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.

Во-вторых - умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.

Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.

Искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.

Исследования современных исследователей доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Таким образом, групповая музыкальная терапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.

Литература:

1. Горшунова Н.К. Медицинская и трудовая реабилитация детей с ограниченными возможностями. - Курск: Изд-во Курского гос. мед.ун-та 2006, 100 с.

2. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. - 347 с.

3.Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.

4. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб.пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб: Изд-во «Питер», 2004. - 316 с.

 

 

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеютфункциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС....

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

"Психолого-педагогическая реабилитация особенных детей"

Психолого-педагогическая, медико-социальная  реабилитация  рассматривается как  щадящее средство включения особенного ребенка в социальное пространство, в группу сверстников, обеспечива...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...

Психолого-педагогическая помощь родителям детей с нарушением слуха в ДОУ.

Психолого-педагогическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проблемами слуха родители сталкиваются с множеством проблем, от них требуетс...