Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Елена Михайловна Фролова

В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.

В настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики  поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать различные  задачи, являются образные средства, а именно, использование различных видов мнемотехники. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Широкое использование мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, стихотворения, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова– схемой составления рассказа.

Мнемотехника для дошкольников с ТНР помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате  работы  приводят к пополнению словарного запаса и формированию связной речи.

Особенности развития связной речи изучались такими учеными как: Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими.

По определению С.Л. Рубинштейна, связная речь это та, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, постепенно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Детям сложно связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не умеют владеть приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у большинства из них трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Использование мнемотехники в последнее время становится достаточно актуальным, потому что ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

В последние годы среди всех дошкольников большое количество составляют дети с ТНР. Эти дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещена в ряде научных, научно-методических трудов по логопедии (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н.В. Нищева и др.)

Дети с ТНР нуждаются в создании определенных условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.

По мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это наглядность [21]. Рассматривание предметов, картинок помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, его значимость выделял известный ученый Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Опорные картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы, карточки-символы, пиктограммы, помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • повышается уровень произвольной памяти, внимания, мышления, развития связной речи;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихотворений;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией,
  • прививается умение выразительно читать стихи наизусть, передавая эмоциональный фон, настроение в стихотворении

В работе по разучиванию стихотворений я использую учебно-методическое пособие О.А. Романович «Альбом «Запоминалочки»». Это мнемотаблицы для разучивания стихотворений детьми с ОВЗ. Это пособие разработано для детей с ОВЗ младшего, среднего и старшего возраста. Каждая неделя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР посвящена определённой лексической теме. Каждая мнемотаблица соответствует определённой лексической теме, т.е. каждое стихотворение разучивается в течение недели.

Это пособие входит в  учебно-методический комплект по преодолению ЗПР, который разработан О.А. Романович.

 Этапы работы над стихотворением с помощью мнемотаблиц:

  1. Педагог выразительно читает стихотворение.
  2. После он сообщает или предлагает ребёнку разучить стихотворение наизусть. Читает ещё раз стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку уяснить основную мысль.
  4. Выясняет, какие слова не понятны ребёнку, объясняет их значение в доступной форме, связывая их с картинкой.
  5. Читает отдельно каждую строку стихотворения, указывая на соответсвующий квадрат мнемотаблицы.
  6. Ребенок повторяет отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  7. Ребёнок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация для воспитателей.

В речи детей с ОНР существует множество проблем: недостаточный словарный запас; плохая дикция; бедная диалогическая речь; односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, грамматически и...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Статья " Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники"

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники

нетрадиционных приемов и методов мнемотехникиВ настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.Одной из разновидностей ...

Статья: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники

Статья Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники...