«Воспитание у детей с ЗПР дошкольного возраста интереса к социальной действительности»
статья по коррекционной педагогике

Доронина Елена Геннадьевна

Социальная действительность в воспитании детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

на тему: «Воспитание у детей с ЗПР дошкольного возраста интереса к социальной действительности» 

Подготовила: учитель-дефектолог Е. Г. Доронина

структурное подразделение «Детский сад №18 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

 Рузаевского муниципального района

Для того чтобы реализовать свой потенциал во взрослой жизни, маленькому человеку, пришедшему в детский сад, необходимо изначально успешно адаптироваться в мире людей. В наше время проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью.

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Особенности социального развития у детей с ЗПР дошкольного возраста

Особое место среди дошкольников  занимают дети с задержка психического развития (ЗПР). Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. У них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.).  Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Основная цель социализации детей с зпр дошкольного возраста – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ЗПР в общественную жизнь.

Задачи социализации:

формирование у ребёнка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

формирование навыков самообслуживания;

формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

адекватно воспринимать окружающие предметы и явления положительно относиться к ним.

формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном

общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ЗПР формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам

социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ЗПР общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ЗПР в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

Компоненты социализации:

- коммуникативный – овладение языком и речью;

- познавательный – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;

-поведенческий  – усвоение индивидуумом модели поведения;

- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества;

Средства приобщения детей к социальной действительности:

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает.

В первую очередь педагог знакомит детей с предметным миром, а точнее знакомит  детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Далее р
ебенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей. На последнем этапе в освоении ребенком предметного мира (спонтанно-исследовательский и преобразующий) дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

В детском саду для приобщения детей к социальной действительности используют различные дидактическии игры, игры на развитие э/л контакта со взрослым.

Для развития познавательного интереса  у детей с ЗПР к социальной действительности я стараюсь проводить занятия в игровой форме. Например: занятие-путешествие.

Цель Занятия -путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Занятия-путешествия вызывают интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Занятие -путешествие даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д. Игра-путешествие – комплексная форма организации деятельности детей, так как решает целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих. Она может познакомить детей друг с другом, с разнообразными видами деятельности или с формами подведения итогов чего-либо (проверить знания, умения, навыки …).

Недавно мы с детьми путешествовали по стране гласных звуков. В этом месяце запланированы: «занятие-путешествие  по Зимнему лесу», «занятие-путешествие к Деду Морозу».

Также в работе по социализации большое внимание я уделяю развитию э/л контакта со взрослыми и детьми. Каждое своё занятие я стараюсь начать с проведения психогимнастики, которая снимает напряжение, скованность детей и организует на совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физическому воспитанию для детей с ОВЗ дошкольного возраста "Весёлый кузнечик"

Основная проблема развития детей с ОВЗ- это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда — возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неувере...

Презентация:«Воспитание интереса к социальной действительности у детей с ЗПР»

Воспитание интереса к социальной действительности у детей с ЗПР....

Консультация для родителей «Введение детей среднего дошкольного возраста в проблемы социальной действительности»

Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, ...

Рабочая программа воспитания для детей ЗПР старший дошкольный возраст

Рабочая программа воспитания для детей ЗПР старший дошкольный возраст...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Воспитание у детей с задержкой психического развития интереса к социальной действительности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Данная статья познакомит педагогов и родителей с тем, как помочь "особенным" деткам э...