Преемственность детского сада компенсирующей направленности и школы.
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Дмитриевна Ефимова

Необходимость обеспечения  полноценного личностноого развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность детского сада компенсирующей направленности и школы

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

 Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.  

   

        Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

       Преемственность дошкольного учреждения и школы предусматривает следующие задачи:

1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.

2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.

3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Что такое предшкольное образование?

Этот термин распространён во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. Нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста".

В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. 

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Проанализируем преемственность с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на такие  знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройдённое осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование

личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Ребенок, поступающий в ДОУ, привыкает к определенному режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в размещении игрушек, вещей, пособий. Он усваивает навыки самообслуживания, гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребенка, смены уже сформировавшегося стереотипа.

Исходя из сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности

в работе ДОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретенного стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания и умения, составляют необходимый фундамент, на котором строится все дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребенку быстрее включиться в новые условия.

В чем заключается подготовка детей к школе? Она предполагает:

1) организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;

2) специальную подготовку детей к усвоению учебных параметров в начальной школе. Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. Общая готовность имеет большее значение, чем специальная.

В отечественной психологии установлено, что любые психические свойства и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию. Считается, что преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства».  С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.

Какие же это направления?

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

Через все перечисленные выше направления четко прослеживается:

– методическая работа;

– работа с детьми;

– работа с родителями.

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы путем:

 1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

4) участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на

базе школы;

5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной

школы на базе ДОУ.

Работа с детьми состоит из:

– организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

– организации выставок детских работ, вернисажей;

– посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

– сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе

искусств», детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города;

– посещения педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

– встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

– анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

– организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

– организацию дня открытых дверей.

Педагоги-«дошкольники» и учителя школы I ступени объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.

Также хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей.

Итак, преемственность детского образовательного учреждения и школы - предусматривает связующее звено между различными ступенями развития. Непрерывный процесс развития, осуществляется в воспитании и обучении ребенка, имеющего общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует главный фактор, стоящий на первом месте и воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют нарушения речи.

Воспитателей, учителей - логопедов дошкольного, а также учителей и учителей - логопедов школьного звена беспокоит период адаптации детей - логопатов. Мы понимаем, что без специально организованной систематической помощи педагога и учителя - логопеда в дошкольном, а затем и в начальном школьном звене, периоде обучения, дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения. А это в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и общение с социумом. Неясная, малопонятная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает весьма весомый отпечаток на его характер.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, его поведение.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход в коррекционной и  развивающей работе с детьми – логопатами, имеющими речевые нарушения, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной служб логопедической помощи. На важность данной связи указывают авторы: Ю. Ф. Гаркуша, М. Ф. Фомичева, Н. Л. Крылова.

Новые условия предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей и к их личностным особенностям. Возникает проблема адаптации ребенка к процессу обучения, но уже имеющаяся информация о его развитии на протяжении обучения и воспитания в ДОУ позволяет не только прогнозировать трудности, но и заблаговременно устранять их.

Определяя ряд вопросов о проблемах преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы, следует особо подчеркнуть необходимость и возможность более тщательной и глубокой подготовки к обучению чтению и письму в дошкольном и младшем школьном возрасте детей с нарушениями речи. А именно на развитие мелкой моторики пальцев рук и пространственных представлений.

Прежде всего, это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению грамоте (чтению) и графическим навыкам, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся речевых нарушений и возникающих на их основе патологических особенностей развития личности.

Следует отметить, что в силу психофизиологических особенностей детей с нарушениями речи, характерен более длительный период формирования и, следовательно, успешность обучения будет определяться его протяженностью. Увеличить же время возможно за счет более раннего начала профилактической работы. В группе компенсирующей направленности я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. Передо мной встают задачи: обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков; устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух; развить навыки звукового анализа и синтеза, формировать навык чтения; уточнить расширить и обогатить лексический словарный запас; формировать грамматический строй речи; развивать связную речь.

В непрерывной образовательной деятельности в дошкольном возрасте необходимо использовать большое количество игр и игровых упражнений, так как ведущим видом деятельности является именно игра. Я включаю в непрерывную образовательную деятельность игры направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и пространственных представлений. Таких игр много и вы их знаете. Замечательные результаты я наблюдаю при автоматизации звуков и формировании пространственных представлений, используя игры с шариком Су-Джок и эластичными колечками; при выполнении артикуляционной гимнастики включаем в работу руки, так называемая сопряжённая гимнастика – содружественные движения кисти руки и языка; при развитии фонематического слуха, обучении грамоте применяю счётные палочки, верёвочки и шнурочки, фишки (фишки могут быть разнообразные, в виде камушков, пробок, листочков, но трёх цветов: красного, синего и зелёного); в физкультминутку включаю расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук, элементы дыхательной гимнастики; при развитии связной речи играем в игру «Собери картину и расскажи свою сказку или историю» (из камушков, ракушек, разнообразных фигурок).

И, конечно же, обязательно отсутствует система оценок, достижений ребенка, а присутствует поощрение деятельности ребёнка. В своей работе я стараюсь находить слова поддержки, чаще хвалю ребёнка за его терпение, настойчивость, усидчивость, аккуратность и т.д. Никогда не подчёркиваю его слабости в сравнении с другими детьми, тем самым формирую у него уверенность в своих силах. Это позволяет гораздо эффективнее развивать интерес к непрерывной образовательной деятельности и не допускать формирование негативных отклонений в развитии личности ребенка.

У дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) возникают трудности в чтении и письме потому, что их развитие отличается от понятия «норма».

У таких ребятишек в первую очередь страдает речевая готовность к овладению письменной речью, в связи с не сформированностью устной речи. А мы знаем, что письменная речь, является вторичной по отношению к устной речи. И формируется письменная речь на основе устной речи, что предопределяет низкий уровень овладения письменным языком.

Ежегодно выпускная территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия даёт рекомендации по созданию условий обученияПосле получения заключения ТПМПК, психолого-педагогический консилиум ДОУ реализует адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка либо только коррекционно-развивающую часть ООП. Я, как воспитатель, по рекомендации с учителя-логопеда, принимаю непосредственное участие в реализации коррекционно-обучающего процесса. Воспитатели,  учителя - логопеды ДОУ информируют учителей, учителей - логопедов школы о поступлении детей с нарушениями речи. В свою очередь, учителям - логопедам и учителям начальной школы можно осуществлять более раннее знакомство со своим будущими учениками, для того, чтобы знать индивидуальные особенности детей со сложными нарушениями речи. Все это будет способствовать решению проблемы преемственности логопедов ДОУ и школы в обучении детей с нарушениями речи.

Очень часто такие дети, в 1- м классе, возвращаются к некоторым прежним дефектам речи. Происходит это в силу присутствия определенных факторов: прежде всего, это безразличное отношение к состоянию речи ребёнка в семье; безответственность, неорганизованность самого ребенка, частые пропуски во время посещения учебного процесса. И, на мой взгляд, очень серьезной причиной возврата речевого дефекта является требование в увеличении количества прочитанных слов во время отработки техники чтения.

Там, где ребенку следует сделать паузу, необходимую для правильного произношения, он должен читать текст быстрее - отсюда неправильное произношение звука, ребенок произносит так, как ему легче, возвращается к искажённому, произношению отдельных фонем.

В заключение, мне хотелось бы напомнить о том, что по определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития и зовётся она «Детством». А детство даётся только раз в жизни. «Воспитатель детского сада, учитель начальных классов, учитель - логопед детского сада и школы так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – Педагог». Только при тесном взаимодействии детского сада и школы может быть успешно решена проблема преемственности. Выиграют от этого все, особенно наши дети. А ради детей можно найти и время, и силы, и средства для решения задач проблемы преемственности.

 

Литература:

  1. Н. В. Микляевой. «Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства». – М., 2011.
  2. С. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей ДОУ и начальной школе».
  3. Е. П. Арнаутова, Г.Г.Зубова «Преемственные связиДОУ, школы и родителей будущих первоклассников».– М., 2006.
  4. В. А. Доскин «Здоровье ребенка и его готовность к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Группа кратковременного пребывания в детском саду компенсирующей направленности

Группа кратковременного пребывания - новая форма дошкольного образования......

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе детского сада компенсирующей направленности

Конспект занятия по формированию звукопроизношения Образовательная область - коммуникация Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, художественное чтение, здоро...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"

Конспект занятия  включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам  "Дикие животные" , "Домашние животные"  и развитию грамматического строя реч...

«Использование метода проекта в коррекционно – развивающей работе воспитателя детского сада компенсирующей направленности».

О применении и значении  проектной деятельности в коррекционно - развивающей работе воспитателя детского скада компенсирующей направленности ( метод проектов дает ребенку возможность эксперименти...

Выпускной в детском саду компенсирующего вида. 2022. «Школа будущих отличников». Автор Соколова Е.Е.

Сценарий выпускного праздника в детском саду компенсирующего вида. Принцесса королевства Отличников приглашает детей в свою школу, но для этого нужно отгадать главное слово в кроссворде....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада компенсирующей направленности.

Познакомить с некоторыми органами чувств и их назначением (уши – слышать и узнавать звуки, нос – узнавать запах, язык – определять вкус, пальцы   - определять форму и...