Коррекционная работа с детьми раннего возраста по формированию предметно-игровой деятельности.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Беспалько Татьяна Николаевна

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям.

I Этапы коррекционно-педагогической работы.... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми раннего возраста по формированию предметно-игровой деятельности.

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям.

I Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 1-3 мес. нормально развивающихся детей)

Развитие движений руки. Обогащение тактильной чувствительности рук, формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания предметов.

На основании ладонного (хватательного) рефлекса следует вызывать рефлекторное схватывание и удержание мягких и теплых предметов, удовлетворяющих потребность ребенка в безопасности и защищенности, обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливая появление осязания, побуждать наталкиваться и схватывать одной своей ручкой другую, схватывать коленочку, ножку, ощупывать лицо взрослого, свое лицо в положении на спине, на коленях у взрослого, в положении на животе.

Побуждать ребенка наталкиваться ручками на низко висящие игрушки, захватывать их, ощупывать.

II Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 3-6 мес. нормально развивающихся детей)

Развитие движений рук. Развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и удержания предметов, развитие манипулятивной деятельности, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания.

В начале II этапа работа направлена на вызывание движений руки по направлению к предмету. Используя совместные, частично совместные действия, побуждают ребенка при случайном прикосновении к предмету захватывать его; побуждают ощупывать игрушки различной фактуры, величины и цвета, ощупывать свою вторую ручку, коленочку, ножку, свое лицо, лицо взрослого.

Далее формируется умение брать и удерживать игрушку, которую ребенку протягивает взрослый над рукой (правой и левой), над грудью. Учат ребенка брать игрушку одной рукой и двумя руками, отпускать удерживаемую игрушку. Следующий этап в работе связан с формированием умения захватывать и удерживать игрушки из разных положений: сбоку, лежащую рядом; из рук взрослого, находясь в вертикальном положении на руках у другого взрослого; лежа на животе. Затем обучают детей брать по игрушке в каждую руку и удерживать их, а затем отпускать их по просьбе взрослого. Большое внимание в работе уделяется развитию осязания при захватывании предметов, изготовленных из различных материалов: дерева, резины, ткани, полиэтилена.

Значительное время на занятиях уделяется раскрытию пальчиков руки ребенка, выведению большого пальца из кулачка наружу, противопоставлению большого пальца остальным при схватывании предметов, формированию "щипкового" захвата.

III Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 6-9 мес. нормально развивающихся детей).

Развитие действий с предметами. Формирование манипулятивных действий.

Работа направлена на поэтапное развитие активных движений рук ребенка в различных положениях: лежа на спине, на животе, опираясь на выпрямленные руки, сидя, стоя, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенка обучают притягивать игрушки, лежащие перед ним или сбоку на расстоянии вытянутой руки, учат перекладывать игрушки из руки в руку. Развивают умение менять положение тела в пространстве с ориентировкой на предметы, лежащие впереди или сбоку на небольшом расстоянии.

Побуждают детей переходить от одного-двух действий с игрушками к нескольким: захвату игрушки, обследованию с помощью губ и рта, ощупыванию рукой, постукиванию, размахиванию, отбрасыванию и вновь притягиванию и т.п.

Затем детей обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания.

Умение перераспределять пальцы руки на игрушке формируется с помощью разнообразных по величине, толщине и объему предметов. Детей обучают захватывать предмет двумя и тремя пальцами. Продолжается работа по развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев руки, осязания: подбираются предметы, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости. Используются игры с детским кремом, который ребенок может размазывать по различным поверхностям: зеркалу, резиновому коврику, мисочке. Игры с кремом хорошо развивают движения пальцев руки.

IV Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 9-12 мес. нормально развивающихся детей)

Развитие действий с предметами. Развитие действий с дидактическими игрушками; развитие первых сюжетных действий; развитие координации движений руки; совершенствование мелкой моторики рук и осязания.

Совершенствуются исследовательские действия ребенка. Взрослый учит малышей соотносить игрушки, с которыми он имеет дело, и свои действия: выкладывать из различных емкостей (мисочки, ведра, коробки, ящика, мешочка) и собирать в них разные предметы, снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать по-разному устроенные крышки.

Детей обучают разнимать на две части такие игрушки, как матрешка, бочонок, деревянное яйцо, формочка для песка. Затем дети учатся собирать эти предметы.

Совершенствуются противоположные по значению действия: вынимание - вкладывание, разъединение - соединение, надевание-снимание.

Одновременно с развитием умения соотносить действия с предметом необходимо формировать первые орудийные действия, а затем первые сюжетные действия ребенка; продолжать совершенствовать движение руки, направленное к предмету: петлеобразное, захватывающее сверху, скользящее, обхватывающее сверху, сбоку или снизу; развивать умение перераспределять пальцы рук в зависимости от формы, объема и величины предмета, захватывать предметы двумя или тремя пальцами руки; обучать детей действовать кончиками пальцев.

V Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 1-2 лет. нормально развивающихся детей).

. Формирование предметной деятельности:

— учить выполнять соотносящие действия: нанизывать колечки на
стержень, накрывать коробочки (кастрюльки) крышками;

  • учить выполнять орудийные действия с предметами: набирать
    крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку; ударять
    молоточком по коробочке (стучать): "Кто том?"; забивать деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам;
  • учить доставать различными палочками далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;

— учить доставать сачком из воды камешки (шарики);

— учить тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку;

— учить играть деревянными ложками; играть на барабане, на
металлофоне;

— учить перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия:

— прокатывать шарики, мячики по желобку и через ворота;

  • катать матрешку (заику) в тележке;
  • возить в машинке кубики (кирпичики);
  • катать куклу (зайку, мишку, кошку) в коляске;

— играть с воздушными шариками — махать ленточкой, ловить
шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку;

— учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.

Учить играть в прятки: играть с Катей — накрывать ее головку платочком и говорить: "Сейчас Катя спрячется — нет Кати, ау, где Катя? Открыть платочек: Вот она, наша Катя!" Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: а где тетя? Открывает платок и произносит: "Вот тетя, я здесь!" Прятки с игрушками: прятать игрушки под салфетку, под коробочку, в мешочек и т.д.

— учить пересыпать ложкой сыпучие вещества (крупы, горох, фасоль, чечевица);

— играть с погремушкой, подражая действиям взрослого: "тук-тук-тук" (стучать рукояткой об пол), помашем по
гремушкой (ручка вверху), 
"хлоп-хлоп " по ладошке;

— учить кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.) по показу
взрослого;

— учить снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень;

— учить самостоятельно выполнять различные действия с
игрушками — 
«топ-топ» мишка; "прыг-скок" зайка; "посади мишку в машину"; "открой коробочку и т.д.

VI Этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 2-3 г . нормально развивающихся детей)

. Формирование предметной и игровой деятельности:

  • продолжать учить брать мелкие предметы двумя или тремя пальцами (указательный тип хватания или хватания "щепотью");
  • продолжать учить брать и ставить предметы: "Посадим грибы
    (елочки) "; "Покатаем котят' 
    (в машинке, на паровозике, на качелях);

— учить собирать пирамидки, горки из шариков, нанизывать на
шнурок колечки, бусы, катушки;

  • учить ловить предметы (шарики, рыбки, уточки) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки, баночки (полые кубики);
  • продолжать учить самостоятельно выполнять различные действия с игрушками "Перевезем игрушки (кубики)", "Протолкни шарик!".

Формировать интерес к сюжетной игре, развивать игровые действия: «куклы пришли в гости», "угощаем зверюшек" (зайчика морковкой, ежика яблочком, белку шишкой), "купаем голышек" (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), "перевезем зверюшек, игры по телефону — "разговаривать" (рассказать, что; Катя делает), одеваем куклу на прогулку" и т.д.

Формирование предпосылок к наглядно-действенному мышлению: учить пользоваться предметами-орудиями при выполнении определенных действий: сачком ловить шарики из бассейна; доставать ложкой камешки из банки с водой; возить двигатели за веревочку; тянуть шарики (колокольчики) за веревочку; привязывать к шарикам ленточки; кормить из ложки куклу (зайку); использовать палочку для доставания далеко закатившейся игрушки; использовать стульчик для доставания высоко лежащей игрушки.

Литература.

Ю.А. Разенкова "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва

Быкова М.В., Голубева Ю.Л., Меркулова А.И., Иванова  Н.Г. Ярославль 2016 г. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста группы риска и ОВЗ.

Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. — 2002. — № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста"

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм.Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в про...

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...

"Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии."

Главной особенностью коррекционной работы являются: развитие общей мелкой моторики; развитие зрительного восприятия; развитие слуховых функций; формирование предметной деятельности и коммуникативных н...

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Коррекционная работа с детьми раннего возраста

В статье подобраны игры и упражнения для детей раннего возраста, направленные на развитие тонкой моторики, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, коструктивного праксиса....

Взаимодействие с родителями – важнейший аспект организации коррекционной работы с детьми раннего возраста.

В статье представлен опыт работы детского сада с семьями воспитанников, документация учителя - логопеда по работе с родителями: план работы, рекомендации по тематическому планированию...

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...