Взаимодействие с родителями – важнейший аспект организации коррекционной работы с детьми раннего возраста.
статья по логопедии по теме

Морозкова Светлана Федоровна

В статье представлен опыт работы детского сада с семьями воспитанников, документация учителя - логопеда по работе с родителями: план работы, рекомендации по тематическому планированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозкова С.Ф. учитель – логопед

ГБДОУ д/с № 233 компенсирующего вида

 Выборгского района Санкт – Петербурга

Взаимодействие с родителями – важнейший аспект организации коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Эффективность коррекционно–развивающей работы и в целом развитие детей раннего возраста зависит от окружающей среды и социальных условий. «Маленький ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически, и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии… Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть» - пишет Масуру Ибука в своей книге «После трех уже поздно». Эксперименты американских ученых также подтверждают огромную роль воздействия среды, в которой находится маленький ребенок, на его развитие.

ФГОС дошкольного образования провозглашает одним из основных принципов дошкольного образования сотрудничество образовательной Организации с семьей.

В системе работы нашего дошкольного образовательного учреждения   мы используем различные формы сотрудничества в группах раннего возраста с родителями воспитанников (как традиционные, так и нетрадиционные):

  1. Информационно-аналитические: анкетирование, тестирование, интервьюирование, почта доверия, вопросы-ответы.
  2.  Наглядно-информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фотовыставки, библиотеки-передвижки, групповой Интернет-сайт.
  3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, родительские конференции, совместное создание развивающей среды.
  4. Досуговые: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы.

Роль семьи в развитии малыша велика, поскольку ранний возраст – это период становления всех систем, это период благоприятного речевого развития, развитие клеток головного мозга к 3-х летнему возрасту на 70-80% завершено, а в этом возрасте ребенок практически всегда находится со своими родителями. «Несформированность в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (в частности, речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки…» - утверждает доктор медицинских наук, ведущий сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук Е. П. Харченко.

Вот почему педагогам по вопросам образования ребенка необходимо направить свои усилия на взаимодействие с семьей, непосредственно вовлекая их в образовательную деятельность.

Работа логопеда в группах раннего возраста имеет свои особенности:

  • особый положительный эмоциональный фон организованной образовательной деятельности -  доставить детям радость;
  • использование ярких игрушек (гостей) в качестве зрительной опоры;
  • совместная игровая деятельность – это всегда игра–занятие;
  • использование коротких рифмованных текстов, при проговаривании которых ребенок обязательно действует: хлопает, топает, прыгает…;
  • проведение мимических, артикуляционных, дыхательных упражнений в виде сказки – действия;
  • цель логопеда: вызывание речи, овладение детьми фразовой речью;
  • звуки ребенку не ставятся, а вызываются в процессе организованной деятельности – игры.

Возрастные особенности детей влияют и на традиционные формы взаимодействия логопеда с родителями.

В начале года индивидуальные консультации проводятся без участия ребенка, так как ребенок при родителе не может управлять своим поведением. Поскольку проблемы в развитии речи у разных детей часто совпадают, на данном этапе востребованы мастер – классы для родителей, в которых они сами выступают в роли детей и получают практические навыки в овладении артикуляционными и дыхательными упражнениями. В середине учебного года индивидуальные консультации проводятся уже с участием ребенка, и родитель видит, как логопед работает с ним. Это – консультация-занятие, на которой показываются особенности отработки лексического материала или вызывания отсутствующего звука.

Для родителей по каждой лексической теме согласно календарно – тематическому планированию разработаны рекомендации. Для примера ниже представлена одна их них.

тема «Осень. Явления природы»

Родителям рекомендуется:

1. Сходить с детьми в парк осенью, обратить их внимание на изменения погоды (стало холоднее, чем летом, часто идет дождь, листья желтеют и краснеют…);

- рассмотреть с детьми листья разных деревьев (их форму, окраску), поиграть с листиками в игру «С какого дерева упал листок?»;

- засушить осенние листочки, набрать желудей, шишки хвойных деревьев.

2. Вместе с ребенком обводить и раскрашивать разные по форме листики, учить ребенка правильно держать карандаш.

3. Дуть на осенние листочки: формируем правильную воздушную струю. Следим, чтобы ребенок выдыхал воздух на улыбке, не надувая щеки.

4. Игра «Как вкусно пахнет»: учить ребенка вдыхать воздух через нос, а выдыхать ртом.                                            

5. Вместе с ребенком проговаривать стихотворение (ребенок старается повторить слоги):

 «Листок»

ДУ-ДУ-ДУ – я листок найду,

АЙ-АЙ-АЙ – мой листок не улетай.

Работа с родителями распланирована на учебный год:

Месяц

Форма работы

Тема

Цель

Октябрь

Родительское собрание

«Специфика логопедической работы с детьми раннего возраста»

Познакомить родителей с содержанием коррекционной работы на учебный год.

Оформление информационного стенда

«Как научить ребенка говорить?»

Дать  практические советы по развитию речи ребенка в повседневной жизни.

Анкетирование

«Я и мой ребенок»»

Проанализировать педагогическую осведомленность родителей, изучить отношение к ребенку и его речевому дефекту.

Ноябрь

Оформление информационного стенда

«Полезные советы по созданию развивающей речевой среды дома»

Познакомить родителей с тем, что  надо знать при проведении игр и занятий с малышом дома.

Индивидуальные беседы

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами обследования детей
и планом индивидуальной работы (по запросам).

Круглый стол (мастер – класс)

«Играем – речь развиваем» (Логопедические игры с детьми раннего возраста)

Предложить родителям на практике освоить методику проведения игры на развитие лексического и грамматического строя речи.

Декабрь

Мастер – класс  

«Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного произношения»

Дать представления об артикуляционной гимнастике и на практике ими овладеть

Буклеты для родителей

«Игры для развития дыхания»

Дать рекомендации по развитию правильной воздушной струи.

Январь

Индивидуальные беседы по запросу родителей

«Спрашивали-отвечаем»

Информирование родителей по интересующим вопросам

Выставка

«Домашняя игротека»

Подобрать развивающие пособия для игр и занятий с детьми по развитию речи.

Февраль

Консультация

«Фонематический слух - основа речи»

Информировать родителей о значении фонематического слуха в становлении речи ребенка и его успешном обучении в школе.

Буклеты для родителей

«Игры на развитие фонематического слуха»

Подобрать игры для всей семьи

Март

Оформление информационного стенда

«Расширяем словарный запас»

Познакомить родителей с приемами работы, направленными на обогащение словаря

Индивидуальные беседы по запросу родителей

«Спрашивали-отвечаем»

Информирование родителей по интересующим вопросам

Выставка

«Словесные игры без подготовки»

Подготовить для родителей картотеку словесных игр для всей семьи по развитию речи

 

Апрель

Круглый стол (мастер – класс)

«Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребенка»

Познакомить родителей с методиками развития мелкой моторики рук.

Буклет для родителей

«Пальцы помогают говорить»

Подготовить подборку игр на каждый день

Май

Индивидуальные беседы

«Спрашивали-отвечаем»

Ответить на полученные вопросы в информационной корзине

Открытое занятие

«Я умею красиво и правильно говорить»

Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе нашей совместной работы

        Необходимо отметить важный факт: в группах компенсирующей направленности для детей раннего возраста заинтересованность родителей, их участие и инициатива в развитии детей достаточно высока. Практически все высказывают свое желание сотрудничать с образовательным учреждением, а более 80% родителей ответственно и качественно выполняют рекомендации и задания логопеда.

        Эффективное сотрудничество с родителями обеспечивает к концу учебного года (возрастные группы 2 – 2,5, 2.5 – 3 года) возможность овладеть самостоятельной речью по возрасту 70% детей. А 30% - это дети с выраженными нарушениями звукопроизношения (межзубный сигматизм, боковое и щечное произнесение свистящих) и дети с нарушениями слоговой структуры слова.

        В любом возрасте ребенку необходимо общение с родителями и другими взрослыми, их внимание и эмоциональная поддержка. Уверены, что в нашем детском саду педагогам и родителями удается обеспечить необходимые условия для развития детей.

Литература:

  1. Елецкая О.В., Варенина Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Мещерякова В.А., Рубан О.Г. Инновационный опыт организации совместных праздников с детьми раннего возраста в контексте работы с этнокалендарем (из опыта работы ГБДОУ д/с № 233 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга).
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  4. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. Методическое пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.

Рекомендации для родителей по проведению коррекционной работы с детьми раннего возраста в подготовительный период.В дошкольные учреждения поступают дети, начиная с двух лет. Если ребенок неговорящий, ...

Консультация для родителей: «Важные моменты организации лепки дома с детьми раннего возраста»

Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет. Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу...

Музыкальная логоритмика как средство организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

В данном материале представлена краткая информация о методических подходах в организации коррекционной работы с дошкольниками, а так же авторский материал по логоритмике....

«Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников при организации коррекционной работы в старшей группе»

  Работая над проблемой организации работы воспитателя с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности педагога. Нередко пед...

Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста

Организация и содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста...

"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с  ОНР.  Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...

Презентация "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

Данная презентация - это изложение моего педагогического опыта по теме "организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,имеющими недоразвитие речи"...