Детская агрессия: как унять буяна
консультация по коррекционной педагогике

Ольга Валерьевна Полынь

Агрессивное поведение ребенка в детском саду часто воспринимается как что-то экстраординарное. Мамы и бабушки «мирных » детей грешат отношением к маленьким буянам, как к врагам группы, им даже пророчат преступное будущее. А между тем специалистам известно, что проявление агрессии как реакция на ситуацию, которую ребенок воспринимает как неблагополучную, -это норма. И работа с детской агрессией- будни воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детская агрессия26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение ребенка в детском саду часто воспринимается как что-то экстраординарное. Мамы и бабушки «мирных » детей грешат отношением к маленьким буянам, как к врагам группы, им даже пророчат преступное будущее. А между тем специалистам известно, что проявление агрессии как реакция на ситуацию, которую ребенок воспринимает как неблагополучную, -это норма. И работа с детской агрессией- будни воспитателя.

С чего начать эту работу? С постановки задач, ведь любая задача имеет решение!

Задача педагога  номер один- помочь взрослым принять тот факт, что дети имеют право на поведение, которое недопустимо для взрослых.

Эта задача включает и работу педагога над собой, и психолого- педагогическое просвещение семьи. Родители маленьких агрессоров порой демонстрируют крайности в поведении: от прямого отвержения ребенка («Глаза б мои тебя не видели!»), стыда («И в кого ты такой уродился?»), гнева («Мы с тобой дома поговорим!»), до показного оправдания ребенка («Молодец, боец!», «Покажи, сынок, кто здесь главный!») или игнорирования проблемы.

Однако всем родителям неприятно слышать, что их ребенок «ведет себя плохо». И педагогу нельзя стать еще одним обвинителем маленького агрессора, он должен помочь родителям увидеть ресурсы ребенка, поддержать семью в стремлении справиться с трудностями и поделиться с ними профессиональными знаниями, конкретными педагогическими приемами.

Вторая задача педагога  -научить детей понимать свои эмоции, контролировать их выражение, соотносить свое поведение с правилами и нравственными категориями: добро, справедливость, прощение.

По мнению основателя современного экзистенциального анализа Альфреда Лэнгле, «эмоцию нельзя контролировать, когда она уже возникла, но возможно контролировать то, как с ней обходиться, по крайней мере, этому можно научиться».

Маленький ребенок этого пока не умеет- не научился! И чтобы ему помочь, педагогу потребуются не только знания детской психологии и опыт, но и большое терпение, и творческий подход. В каждой новой группе, с каждым новым ребенком воспитатель решает эту «трудную задачу» вновь и вновь, но гарантий на полный успех «здесь и сейчас» нет. Ведь причин детской агрессии множество: это и возрастные особенности детей (например, проверка границ дозволенного, отстаивание собственных границ), и сугубо индивидуальные, обусловленные биологическими и социальными факторами.

Причины детской агрессии биологического характера:

Существуют научные теории, в которых агрессивность считается генетически обусловленной чертой характера. Некоторые ученые связывают способы эмоционального реагирования и поведения человека в тех или иных ситуациях с типом темперамента. Так, холерики считаются более склонными к агрессии, чем, например, флегматики.

Могут провоцировать агрессивное поведение и некоторые особенности здоровья ребенка. Например, при задержке речевого развития обиженный малыш, который не может словами выразить свое возмущение или потребовать назад игрушку, скорее всего ударит обидчика.

Причины детской агрессии социального характера:

-Особенности воспитания ребенка- вседозволенность или, наоборот, отсутствие поддержки, физическое наказание;

-агрессивная атмосфера в семье;

-просмотр ребенком телепередач, новостей, мультфильмов с демонстрацией агрессии; компьютерные игры с агрессивными персонажами;

-негативные и даже позитивные перемены в семье, например развод родителей или рождение брата или сестры;

-нарушение режима, малая двигательная активность.

Понимание причин агрессивного поведения ребенка поможет педагогу правильно подобрать стратегию взаимодействия с его родителями и не допустить, чтобы единичные проявления негативного поведения переросли в устойчивую черту характера. Агрессивность ведет к искажению картины мира ребенка; он видит мир враждебным, людей воспринимает как потенциальных врагов, заранее ожидая пренебрежения к себе.

Важно понимать: когда ребенок зол, он действительно ненавидит товарища (который не дает игрушку) или маму (которая включает телевизор), у него вырываются слова: «Я с тобой не дружу», «Я тебя не люблю», «Ты плохая». Он несчастен в этот момент: не любит сам и не чувствует себя любимым.

Только с опытом ребенок начнет понимать, что вспышка гнева обязательно пройдет, а потребность в отношениях остается. Но пока такого опыта у него нет и ему нужна помощь.

Взрослые могут помочь ребенку различными способами.

Личный пример. Если люди, окружающие ребенка, грубы или распускают руки, то ждать от него позитивных изменений трудно.

Нельзя отвечать на детскую агрессию агрессий. Ведь ребенок рассуждает так: «Если папа (папа, мама, воспитательница) дерется (кричит), почему мне нельзя?»

Установление правил. В группе важно заранее установить правила: «Мы не деремся», «мы не толкаемся», «Мы не обзываемся» и т.д. Но правил не должно быть много, иначе их просто не запомнят. Усвоить правила помогут маленькие сценки с игрушками бибабо.

Прием «Три ступени». (особо эффективен для детей младшего возраста).

I ступень- остановить агрессивное действие коротким запретом, например: «Стоп!», «Не дерись!»

II ступень- взрослый жалеет пострадавшего. Внимание к пострадавшему, а не к обидчику должно показать ребенку, что он проигрывает из-за последствий своего поведения.

III ступень- взрослый предлагает обидчику пожалеть пострадавшего, попросить у него прощения, таким образом стараясь вызвать раскаяние обидчика. Однако не нужно очень настойчиво принуждать к извинению, дабы не научить его это делать формально.

Словесное подкрепление конструктивного поведения ребенка. Следует отмечать вслух те моменты, когда ребенку удалось сдержаться и вести себя мирно. Делать желательно не один раз в день, как бы подводя итоги поведения ребенка, а по каждому поводу, например: «Сегодня на прогулке ты вел себя очень хорошо»; «После полдника ты замечательно и мирно играл с друзьями». Очень важно, чтобы ребенок верил, что он «хороший».

Тайм-аут. Отстранение ребенка от дел. Рецепт психологов: минута на год жизни, то есть если ребенку пять лет, то тайм-аут назначается на пять минут. Это пять минут тишины или пять минут на «стульчике шалуна». При этом хорошо использовать песочные часы, чтобы ребенок понимал: наказание не будет длится вечно.

Позитивное воспитание. В своей книге «Дети с небес» Джон Грей предлагает заменить приказы, требования и понукания просьбой: «Разве вы не предпочли бы, чтобы ваш начальник (или спутник жизни) просил, а не велел? В этом случае вы исполняли бы его распоряжения намного охотнее». Так, вместо: «Не бей Ваню» взрослый может сказать: «Пожалуйста, не обижай Ваню», вместо: «Нельзя толкаться»- «Не толкайся, пожалуйста». В качестве самого сильного приема Грей выделяет обращение со словом «Давай!». И действительно, практика показала, что, «присоединяясь» к ребенку, можно эффективно решать проблемы агрессивного поведения даже тогда, когда другие приемы не работают: «Давай, извинимся!»

Нравственные беседы. Помочь ребенку осознанно различать понятия «мужественность», «смелость», «сила», и «агрессивность». Ведь зачастую дети воспринимают агрессию персонажей мультфильмов и компьютерных игр как мужественность.

Научить выражать гнев социально приемлемым способом. Педагог называет эмоциональное состояние ребенка: «Вижу, ты рассердился», - и предлагает показать, как он сердит: «нарисуй, как сильно ты рассердился», «Топни, как сердитый мишка косолапый».

Визуализация гнева. Эта игра- эксперимент, в которой ребенок может «увидеть» свой гнев.

Возьмите два больших надутых, но незавязанных шарика (можно закрепить их простой прищепкой).  Предложите ребенку представить, что воздушный шарик- это он сам, а воздух в шарике- гнев, который в эту минуту его переполняет. Спросите: «Что будет, если весь гнев, не раздумывая, сразу выпустить?». Предложите ребенку снять прищепку и попросите объяснить, как ведет себя шарик. Обычно дети говорят: «Шарик ведет себя как бешеный, носится как сумашедший» и т.д. Подчеркните: если люди будут выражать свой гнев, не задумываясь, то могут не только обидеть других, но и себе набить шишки.

Затем предложите ребенку взять второй шарик и выпускать из него воздух постепенно, осторожно. Спросите, как ведет себя шарик. Вместе с ребенком сделайте вывод: если люди будут выражать свой гнев так, чтобы никого не обижать, жить будет веселее и ссор будет гораздо меньше.

Игротерапия-наиболее эффективный и мягкий способ помощи детям.

Игры, помогающие снять мышечное и нервное напряжение

«Бумажные мячики»

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Взрослый помогает детям разделиться на две команды и встать двумя шеренгами напротив друг друга. По команде ведущего: «Приготовились! Внимание! Начали!»- игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», дети прекращают бросать мячи. Выигрывает команда, на чьей стороне окажется меньше мячей. Если кто-то из детей не остановился по команде «Стоп!», вся команда считается проигравшей.

 

«Каратист (боксер)»

Дети встают вокруг обруча – это «волшебный круг», в который поочередно заходит каждый ребенок. В волшебном круге происходит превращение ребенка в каратиста (движение ногами) или в боксера (движение руками). Дети вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», помогая игроку выплеснуть агрессию максимально интенсивными действиями.

«Рубка дров»

Взрослый говорит: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают?». Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг вас осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте воображаемый кусок бревна, поднимите воображаемый топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть «Ха!».

Вариант игры: дети разбиваются на пары и по очереди ударяют по воображаемому бревну, стараясь выдерживать определенный ритм.

Игры, помогающие выразить агрессию

«Львы на охоте»

Взрослый предлагает поиграть во львов объявляет себя львом, а детей львятами. Лев обучает львят охотится, выполняет различные движения и проговаривает их: «Лев вытягивает одну когтистую лапу, подгибает голову, выгибает спину и осторожно крадется к добыче, резко прыгает». Львята повторяют движения одновременно со львом. В конце игры взрослый поздравляет детей с удачной охотой.

«Маленькое привидение»

Взрослый предлагает детям поиграть в маленьких добрых приведений, которым захотелось немного пошутить. Объясняет правила игры: «По моему хлопку вы будете делать вот такое движение (приподнимает согнутые в локтях руки, растопыривает пальцы и произносит страшным голосом звук (у))». Если я тихо хлопну, вы тихо произнесете (У), если громко хлопну- будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». В конце игры взрослый говорит: «Молодцы! Пошутили, и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Игры- инсценировки, которые учат управлять собой

В таких играх воспитатель знакомит детей с прозаическим или стихотворным текстом, где показан пример разрешения конфликтной ситуации. Предлагает разлучить этот текст и инсценировать его по ролям.

«Король Боровик»

Игра- инсценировка Н.Бариновой по мотивам стихотворения В.Приходько

Игра- хоровод. В центре- король Боровик (ребенок в шапочке гриба)

Дети (хором)

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он ворчал, и кричал,

И ногами стучал.

Был король Боровик не в духе,

Короля покусали мухи

Дети (останавливаются и грозят королю Боровику)

Эй, король Боровик!

Ты ж хороший старик,

Никого не обижай-

Свои чувства выражай!

Король Боровик (топает ногами, грозит кулаками)

Ох, я злюсь, ох, я злюсь,

Очень сильно сержусь!

Дети:

Глубоко подыши

(останавливаются, дружно делают два раза вдох- выдох)

Улыбнись от души!

(улыбаются)

«Пастушка»

Сидит пастушка, скучает,

А всяк ее поучает:

- Займись делом, порисуй мелом!

Возьми лопатку, вскопай грядку!

Позвони Кости, позови в гости!

Попрыгай, пастушка,

Не сиди, как старушка!

«Оставь меня в покое,

У меня настроение такое!»

Игры- драматизации

«Сценки из жизни»

Взрослый предлагает несколько жизненных ситуаций, предполагающих конфликт. Дети могут разыграть эти сценки по ролям, сочинить разные варианты разрешения конфликта.

Примеры ситуаций:

- Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят группы. Как ты ее попросишь?

-Ты обидел своего друга. Как ты с ним помиришься?

-Ты хотел идти в строю первым, а первым встал другой. Кат ты поступишь?

Игры, направленные на снятие вербальной агрессии

«Ругаемся овощами»

Взрослый предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами, например: «Ты- огурец», «А ты редиска». Можно ругаться и канцтоварами, и предметами мебели (заодно воспитатель и классификацию с детьми повторит).

«Мешочек со злостью»

Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что этот мешочек не простой, а волшебный: если в него положить все плохое, что накопилось в душе, и завязать, то эти неприятности оттуда никогда не выйдут. Ребенок выкрикивает свои обиды и злость в мешочек. Взрослый его крепко завязывает, и отрицательные эмоции остаются в нем навсегда.

«Уходи, злость, уходи»

Дети ложатся на ковер по кругу. В центре круга- подушки. Закрыв глаза, дети начинают бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком: «Уходи, злость, уходи!». Упражнение длится 3-5 минут.

«Кричалки»

Дети делятся на пары. Договариваются: один говорит «да», другой «нет», постепенно повышая голос (кто кого перекричит). По сигналу прекращают спор. Взрослый говорит: «Как хорошо в группе, когда тихо».

Анкета «Критерии агрессивности ребенка»

(Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко, 1992)

С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада можно использовать анкету, разработанную для воспитателей. Полученные данные помогут педагогу в дальнейшем выработать стратегию поведения с агрессивным ребенком, облегчить его адаптацию в детском коллективе.

Критерии агрессивности:

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто- то причиняет ему зло, он старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в один балл.

Высокая агрессивность- 15-20 баллов.

Средняя агрессивность- 7-14 баллов.

Низкая агрессивность- 1-6 баллов.

Что почитать по теме:

Грей Джон. «Дети с небес.- София, 2004»; Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.Генезис, 2000; Шер Барбара. Игры, создающие настроение- М.Попурри, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессия Что такое агрессия?

Как агрессивность проявляется у детей?-             Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены ...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Детская агрессияЧто такое агрессия?...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленноена причинение вреда кому-либо....

Детская агрессия Что такое агрессия?

Материал для родителей....

Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.

Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....