Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.
статья

Калашникова  Марина Алексеевна

Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx59.25 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия. Методы и способы работы с детской агрессивностью. Диагностика агрессивности у детей

Агрессия – это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящим физический и моральный ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт.

Агрессивное поведение – одна из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

АГРЕССИВНОСТЬ – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Формы агрессивного поведения у ребенка:

Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;

Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;

Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;

Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;

Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;

Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми.

1.Учить ребёнка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

5. Обсуждать поведение только после успокоения.

6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7.Учить нести ответственность за свои поступки.

8. Пусть за что-нибудь отвечает в д.с. и дома.

9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребёнка стоят за ними.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Причины проявления агрессивных черт в поведении ребёнка

Группа причин

Причины

Факторы

Семейные причины агрессивности ребенка.

Неприятие ребенка.

Нежеланный ребенок.

Напряженный эмоциональный климат в семье.

Ссоры между родителями.

Шумные выяснения отношений.

Разногласия в методах воспитания.

Конкуренция между детьми в семье, ревность к братьям и сестрам.

Неуважение к личности ребенка.

Оскорбительные высказывания в адрес ребенка.

Насмешки.

Имитация поведения взрослых.

Родители в стрессовых ситуациях:

переходят на крик

могут ударить

нецензурно выражаются

обиды не прощают

Чрезмерный контроль.

Ребенок лишен собственной инициативы, права выбора.

За ребенка решаются все вопросы.

Недостаток внимания.

Папа и мама уделяют общению с ребенком менее 30 минут в день.

Ребенок «провоцирует» родителей плохим поведением, после наказания успокаивается.

Запрет на физическую активность.

У малыша нет возможности попрыгать, побегать, пошуметь.

Личные причины агрессивности ребенка.

Особенности темперамента

У ребенка ярко выраженный холерический или сангвинический темперамент.

Возрастные кризисы.

Малышу от 2 до 4 лет, и он проявляет негативизм, упрямство, своеволие, протест, бунт.

Как же помочь агрессивному ребёнку?

Работа с гневом.

Упражнение «Бумажные мячики»

Цель: достижение эмоциональной разрядки.

На полу проводится «граница». Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг. Сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики». Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника».  Рефлексия. Получение обратной связи.

Обучение самоконтролю

Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, вы должны прежде всего научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. И для того, что бы остудить их пыл и привести в чувства, необходимо использовать такие игровые приемы как:

- Дыхательные упражнения

- Релаксационные упражнения

Упражнение «Ураган» Участникам тренинга необходимо сесть друг напротив друга и предложить сдуть друг друга. Пусть один участник наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует – другой при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Упражнение «Строим цифры»

Цель: формирование доверия в группе.

Участники становятся в круг. По команде психолога: «Я буду называть цифры, а вы молча, не переговариваясь должны по очереди выходить на озвученную цифру, выстроить из себя цифру 1 (2, 3, 4, 5 и т.д.) Ваша задача чтобы только один человек попадал на озвученную цифру. Если допускается ошибка, отсчет происходит заново.

Упражнение « Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению коллектива, научить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Психолог тихим таинственным голосом говорит:“Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.

Развитие навыков общения

Упражнение «Попроси игрушку» — вербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

“Попроси игрушку” — невербальный вариант

Цель: обучение эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: “Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?”, “Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?” Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

«По  кочкам»   (для  детей  с  5  лет) Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

замечание: Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он подскакивает и помогает найти   выход.                            

     

«Два  барана»   (для  детей  с  5  лет)

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

замечание: Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе  лбы.

«Час тишины и час "можно"» (для   детей   с   4   лет)

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.

ЗАМЕЧАНИЕ: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Ругаемся   овощами»   (для   детей  с   5  лет)

Предложите   детям   поругаться,    но   не   плохими словами,   а...   овощами:   «Ты - огурец»,   «А ты - редиска»,   «Ты - морковка»,   «А  ты - тыква»   и т. д.

ЗАМЕЧАНИЕ: Прежде чем поругать ребёнка плохим словом,   вспомните  это  упражнение.

АНКЕТА «КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА»
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко
)

С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).

Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

Критерии агрессивности.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15–20 баллов.

Средняя агрессивность – 7–14 баллов.

Низкая агрессивность – 1–6 баллов.

 

Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)

 

    Графическая методика «Кактусы» предназначена для определения состояния эмоциональной сферы, наличии агрессивности, ее направленности, интенсивности и т.п.

Испытуемому выдается лист белой бумаги и простой карандаш. Возможен вариант использования карандашей 8 «люшеровских» цветов.

 

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь» вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

 

В рисунке могут провялятся следующие качества испытуемых:

 

Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренне штриховки, прерывистых линий.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интовертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

    При завершении рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы:

 

- Этот кактус домашний или дикий

- Этот кактус сильно колется. Его можно потрогать.

- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают его, удобряют.

- Кактус растет один или с каким-то растением по соседству. Если растет с соседом, то что это за растение.

- Когда кактус подрастет, то, как он изменится (объем, иголки, отростки).

 

 

Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».

Методика А.Романова

         Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.

Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются

ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до 4 баллов. Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.

Бланк методики:

Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________

Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):

  • 0 – нет проявлений агрессивности
  • 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда
  • 2 – часто
  • 3 – почти всегда
  • 4 – непрерывно
  •  

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Частота

проявления

0

1

2

3

4

1. Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева)

0

1

2

3

4

Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

2. Внешние проявления агрессивности

Кусает губы в состоянии раздражения

Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0

1

2

3

4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0

1

2

3

4

3. Длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин

0

1

2

3

4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

0

1

2

3

4

4. Чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

0

1

2

3

4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0

1

2

3

4

Чувство неприязни к др. не корректируется извне

0

1

2

3

4

5. Особенности отношения к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0

1

2

3

4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0

1

2

3

4

6. Недостаточность в проявлении гуманных чувств

Стремится делать назло другим

Проявляет безразличие к страданиям других

Стремится причинить другому страдание

0

0

0

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

7. Реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

0

1

2

3

4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

0

1

2

3

4

8. Реакция на ограничение

При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

0

1

2

3

4

9. Реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0

1

2

3

4

Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка

0

1

2

3

4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0

1

2

3

4

Толкается, когда обижают

0

1

2

3

4

Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

0

1

2

3

4

10. Чувствительность к присутствию других

Щипается на глазах у всех

0

1

2

3

4

Толкает сверстника на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

0

1

2

3

4

11. Физическая агрессия, направленная на предмет

Ломает постройку на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку

0

1

2

3

4

Ребенок бросает предмет об стенку

0

1

2

3

4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

0

1

2

3

4

Отрывает руки, ноги кукле

0

1

2

3

4

12. Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Походя ударяет встречных

0

1

2

3

4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0

1

2

3

4

Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

0

1

2

3

4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

13. Агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0

1

2

3

4

Берет на себя вину за других

0

1

2

3

4

Рвет на себе волосы

0

1

2

3

4

Щипает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Кусает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

14. Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0

1

2

3

4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки

0

1

2

3

4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0

1

2

3

4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

0

1

2

3

4

Царапает взрослого

0

1

2

3

4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0

1

2

3

4

Бьет больно ногой бабушку

0

1

2

3

4

15. Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит обидные слова взрослым

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова взрослым

0

1

2

3

4

16. Агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0

1

2

3

4

17. Агрессия, направленная на животных

Щипает кошку

0

1

2

3

4

Выкручивает хвост кошке

0

1

2

3

4

Специально наступает на лапы собаке

0

1

2

3

4

18. Агрессия разных видов направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников)

0

1

2

3

4

19. Неупорядоченные проявления агрессии

Плюется в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

 

После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):

1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии, как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;                                                              - 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций

4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.

 

АГРЕССИВНОСТЬ

ОПРОСНИК: Ребенок глазами взрослого

 

Ф.И.О. ребенка___________________________Возраст ___________ Дата заполнения ______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _______________________________________

         Подчеркните, насколько выражены сутуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:

0 -  нет проявлений агрессивности, 1 –  проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно.

 

Признаки проявления агрессивности у ребенка

 

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

·        Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

·        Облизывает губы в состоянии раздражения

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

Внешние проявления

·        Кусает губы в состоянии раздражения

·        Сжимает кулаки в состоянии раздражения

·        Сжимает губы, кулаки, когда обижают

·        Тревожное напряжение разрешается гневом

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

Длительность агрессии

·        После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

·        После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

Чувствительность к помощи взрослого

·        Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией

·        Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

·        Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

·        Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

·        Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

Особенности отношения к собственной агрессии

·        Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

·        Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0   1   2   3   4

 

 

0   1   2   3   4

Особенности проявления гуманных чувств

·        Стремиться делать на зло

·        Безразличие к страданиям других

·        Стремление причинить другому страдание

·        У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

Реакция на новизну

·        Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

·        В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

Реакция на ограничение

·        При попытке удержать яростно сопротивляется

0   1   2   3   4

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

·        Проявляет агрессивные реакции первым

·        Первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка

·        Проявляет агрессивные реакции на действия других

·        Толкается, когда обижают

·        Бьет других, если ребенка случайно толкнули

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

Чувствительность к присутствию других

·        Щиплется на глазах у всех

·        Толкает сверстника на глазах у всех

·        Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

 

Физическая агрессия, направленная на предмет

·        Может сломать постройку на глазах у всех

·        Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку…

·        Ребенок может бросить предмет об стенку

·        Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

·        Отрывает руки, ноги кукле

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

Агрессия, направленная на сверстников

·        Толкает других детей в состоянии раздражения

·        Проходя ударяет встречных

·        Бьет других детей в состоянии раздражения

·        Ударяет детей и внезапно успокаивается

·        Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

·        Кусает других в состоянии раздражения

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

Агрессия невыраженной направленности

·        Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленное на окружающее (предметы, близких людей и пр.)

0   1   2   3   4

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

·        Бьет родителей по руке, за то, что они не дают кидать игрушки

·        Бьет чужого взрослого по руке, за то, что он не дает разбрасывать игрушки т.п.

·        Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

·        В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

·        В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком

·        Царапает взрослого

·        Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

·        Бьет больно ногой бабушку

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

 

0   1   2   3   4

Вербальная агрессия

·        Говорит обидные слова

·        Говорит обидные слова взрослым

·        Говорит обидные слова

·        Говорит нецензурные слова детям

·        Говорит нецензурные слова взрослым

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

Агрессивность в виде угрозы

·        Замахивается, но не ударяет другого

·        Пугает другого

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

Агрессия, направленная на себя

·        Просит себя стукнуть еще раз

·        Берет на себя вину за других

·        Рвет на себе волосы

·        Щиплет себя в состоянии раздражения

·        Кусает себя в состоянии раздражения

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

Агрессия, направленная на животных

·        Щиплет кошку

·        Выкручивает хвост кошке

·        Специально наступает на лапы собаке

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

0   1   2   3   4

Неупорядоченные проявления и дополнения

·        Плюется в состоянии раздражения

0   1   2   3   4

 

 

СХЕМА  НАБЛЮДЕНИЯ ЗА  ПОВЕДЕНИМ РЕБЕНКА

 

Ф.И.О. ребенка____________________ Возраст________ Дата заполнения_________

Заполнил: родитель, психолог, педагог ________________________________

         Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.

 

Характер нарушений поведения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение

поведения

Агрессивность

Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюётся.

Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова; говорит нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: кусает себя; щиплет себя; просит себя стукнуть еще раз.

 

Вспыльчивость

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово.

 

Негативизм

В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.

И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальная: говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет».

 

Демонстративность

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии.

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремиться обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.

 

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие: обижает при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другим: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

 

Конфликтность

Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек.

 

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.

И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих.

И особенности речевого поведения: не использует речь, как средство речевого общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

И особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

 

Дурашливость

И реакции на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях.

 

Нерешительность

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявления в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения

И реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок появляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

 

Страхи

Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит.

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому.

 

Скованность

В движениях: двигательно скован.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

 

 

Заторможенность

В познавательной активности: не знает чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам.

В речи: говорит слишком тихо.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

 

Эгоцентричность

Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям.

В речи: часто использует местоимение «Я».

 

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

 

Дефицит внимания

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии.

И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по нескольку раз; требуется сочетание слова показом способа действия.

В речи: условия выполнения задания и пр.

 

Двигательная расторможенность (гиперактивность)

И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

И избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишний движений и пр.); действует раньше условного сигнала и пр.

И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят.

И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.

 

Речевая расторможенность

И громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятии, не смотря на замечания взрослого  и пр.

 

Непонимание сложных словесных инструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

И трудности переключения: с трудом переключается и прочее.

 

Работоспособность (умственная)

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия.

Работоспособность (физическая)

Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в общ...

Детская агрессия. Причины и способы преодоления

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio - нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ...

Детская агрессия. Причины и способы преодоления

Агрессия - это выражение эмоции, а эмоция - это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. К...

План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»...

Консультация для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»

Материал может быть полезен педагогам и психологам ДОО, а также родителям в воспитании старших дошкольников....

Консультация "«Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»

Консультация для родителей«Детская агрессия. Причины и способы её преодоления»Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская...