План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»
методическая разработка по теме

Ступникова Юлия Алексеевна

План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

Цели

  1. Определить уровень агрессии детей, используя наблюдения  и результаты анкетирования родителей.
  2. Помочь родителям выявить причины агрессии детей и найти способы ее преодоления.

Ход собрания

I. Анкетирование родителей.

  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  1. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

II. Обсуждение по теме собрания. Вопросы для обсуждения:

  1. Причины детской агрессии.
  2. Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
  3. Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.
  • Анализ причины детской агрессии, дает рекомендации по ее преодолению.
  • Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.
  • Обмен мнениями по теме собрания.


Детские страхи

Задачи: обсудить причины появления страхов у дошкольников; совместно с родителями попытаться выработать способы поведения в трудных для подростка ситуациях.

Форма проведения: семинар.

Подготовительная работа: рисунки детей на темы: «Что мне снится страшное», «Чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».

Оформление кабинета: на школьной доске написать тему собрания и прикрепить несколько детских рисунков, наиболее ярко характеризующих обсуждаемую проблему.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые родители, преследуют ли вас страхи? Конечно, это риторический вопрос. Ведь страх, тревога — это такие же проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. Но в отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя Выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.

Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.

Как вы считаете, что может вызвать чувство страха у детей младшего школьного возраста?

Рекомендуется предложить родителям самим попробовать сформулировать причины появления страхов у детей.

Возможные варианты причин появления детских страхов:

I.Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часто передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.        

2.Тревожность в отношениях с ребенком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.

3.Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.

А.Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем.

5.Многочисленные нереализуемые угрозы жен взрослых в семье.

6.Гиперопека над единственным ребёнком в семье. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т.к. такие дети чаще всего эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать «гения». В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.

7.Конфликтные отношения между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причём именно дети в возрасте 6-7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.

  1. Одиночество, боль вызывают страх.
  2. Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Такие дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, «все держат в себе», не выражая своих чувств и переживаний.

10.Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования. Возникает чувство ответственности, долга, соответственно возникают новые страхи - «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят и любят», страх сделать не то и не так, быть осужденным, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.

II. Выявление страхов у детей

Уважаемые родители, в чём проявляется возникновение страхов, что вы чувствуете, когда ощущаете всё возрастающее беспокойство?

Внутри все холодеет, тело «тело наливается свинцом», ладони становятся влажными. Но, к сожалению, ощущения ребенка нам не доступны. По каким внешним признакам мы можем выявить, испытывает ли в данный момент ребенок чувство страха? (Ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопросы, говорит дрожащим голосом, а часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, выражение его лица становится испуганным.)

Тематическое рисование не только поможет понять интересы, увлечения детей, но и особенности их темперамента, переживания, преследующие их страха. Рекомендуется выдать родителям рисунки и проанализировать их>

Как преодолеть возникновение чувства страха у детей?

Страх — это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде.

Поступление в группу — серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а, сколько всего нужно уметь делать -внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять.

Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо -он радостен, увлечён, он верит в свои силы (полная адаптация). Если же нет - интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.

III.        Как можно помочь ребёнку преодолеть страх перед учением?

1. Повысить самооценку ребенка, укрепить уверенность в себе.

2.        Помочь ребёнку научиться снимать излишнее напряжение. Для снятия тревожности можно проводить игры  в форме мини-спектакля дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем пугающие моменты должны быть возведены в крайнюю степень (чтобы зрителям было очень страшно!).

Важно поощрять попытки ребенка изобразить свои страхи в юмористической, даже карикатурной, форме.

  1. Показать ребёнку, что его ценят вне зависимости от его успехов или неуспехов-, выигрыша или проигрыша. Это позволяет не ориентироваться на результат, относиться спокойнее к собственным успехам и неудачам.
  2. Двигательные беспокойства, агрессивность, повышенную напряжённость можно снять, используя приём «щита»: взрослый держит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.д.

IV.        Детские страхи, не связанные с учебой.

 Дети боятся; оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты.

Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). В таких ситуациях рекомендуется проводить «направленное устранение страхов», которым подвержен ребёнок, с помощью рисования.

Необходимо провести индивидуальные беседы, в которых выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения, заболеть, умереть, наказания, темноты, сказочных персонажей, транспорта, животных, высоты, глубины, воды, огня, крови, врачей и т.д. Дать детям задание нарисовать страхи. (Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия). Этим простым приемом могут овладеть и родители — тематическое рисование можно проводить и дома.

V. Подведение итогов

Если правильно относиться к детским страхам, вовремя выяснить причины их появления, они могут исчезнуть бесследно.

 

 Телевизор в жизни семьи и дошкольника

                         Телевидение должно быть не целью, а средством.

                                     Из передачи « Культурная революция»

Задачи: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; показать влияние телевизионных просмотров на психику маленького ребенка. Форма проведения: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения: статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка; влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Подготовительная работа: анкетирование; подготовка статистики; подготовка высказываний учащихся по теме собрания.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Телевизор в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна. На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Обратимся к статистике.

. Анализ статистики

Учитель приводит следующие данные:

—        2/3 наших детей в возрасте от 5 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;

  — время ежедневного просмотра телепередач ребенком в среднем составляет более 2-х часов;

  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;        
  • 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
  • 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты статистики в классе.

Опрос детей проводился по следующим вопросам:

—        Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
–  Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

  • Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
  • Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты бы заказал волшебнику, чтобы жизнь была интересной?

III.        Анализ мнений учащихся

Переработанные данные

Что дает ребенку телевизор:

  1. Возможность  расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.
  2. Возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить у взрослых из-за их занятости.
  3. Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  1. Развитие познания, повышение культурного уровня.
  2. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
  3. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

IV.        Дискуссия по теме собрания

Вопросы для дискуссии:

  • Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода.
  • Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?

–  Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

  •  Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором. Назовите возможные варианты.
  • Стоит ли запрещать просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники (по результатам исследований) не могут четко определить, где - правда, а где — ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране,

Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали выражения родителей: «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, опять у телевизора сидел»? и т. д. Родителям вручаются памятки «Правила борьбы с. телеманией».

IV. Подведение итогов

Собрание заканчивается зачитыванием высказываний детей на тему: «Телевизор для меня — это...»

После подведения итогов родителям задается домашнее задание:

  1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? Какие передачи предпочитает?
  2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
  3. В какой передаче хотел бы сам принять участие?


Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром

Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь - смерть.

В. Г. Белинский

Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.

Форма проведения: обучающий семинар.

Вопросы для обсуждения: значение эмоций и чувств для формирования полноценной личности; роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Подготовительная работа: опрос родителей; подготовка памяток для родителей; оформление выставки рисунков «Мои маленькие радости»; сочинеие рассказа «Самый счастливый день в моей жизни».

Ход собрания

I. Вступительное слово

Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребенка в семье. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную одним из героев: «Счастье — это когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность.

Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети; очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный окружающими его людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Прежде всего он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда?

II.        Анализ таблицы и опроса родителей

III.        Путешествие родителей по коллективному рассказу детей
«Самый счастливый день в моей жизни»

IV.        Анализ ситуаций из жизни класса

Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.

V.        Презентация выставки рисунков

VI.        Подведение итогов

Воспитатель вручает родителям памятки — рекомендации по развитию положительных эмоций у ребенка и перечисление ритуалов, которые нравятся детям.

Родителям о внимании и внимательности

                       Гений — это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так.

Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить родителей с методами и приемами развития внимания дошкольников.

Форма проведения: творческая лаборатория родителей.

Вопросы для обсуждения: значение внимания для результативности  деятельности; приемы развития внимания ребенка дома.

Подготовительная работа: анализ работы детей на занятиях; подготовка упражнений и заданий на внимание ; подготовка памяток; подготовка плаката.

Ход собрания

I.        Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью  деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности дошкольников.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие Важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений -все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

II.        Анализ результатов учебной деятельности учащихся, заданий на внимание

III. Обсуждение упражнений по развитию произвольного внимания.

IV. Подведение итогов.

Индивидуальные рекомендации по развитию  внимания ребенка дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и последствия детской агрессии

Статья о причинах детсой агрессии, её влиянии на поведение ребёнка. Пути преодоления детской агрессивности. Роль семьи в проявлении детской агрессии. Памятка для родителей....

«Причины и последствия детской агрессии»

Очень часто мы при общении с детьми сталкиваемся с непониманием и агрессией со стороны ребенка.Что делать в такой ситуации?Как помочь?  Надеюсь,что эта информация будет полезна всем!!!...

Родительское собрание на тему: Причины и последствия детской агрессии.

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления. Форма проведе...

План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понима...

Причины и последствия детской агрессии

Родительское собрание про детские агрессии...

Совместное с детьми родительское собрание «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.Задачи:познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;предо...

План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

План-конспект родительского собрания«Агрессивность дошкольников.Причины и пути ее преодоления»                          ...