План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»
консультация по психологии

Писарева Ольга Иннокентьевна

План-конспект родительского собрания

«Агрессивность дошкольников.

Причины и пути ее преодоления»

                                                   

Тема: «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;
  • предоставить родителям возможность самостоятельно составить портрет агрессивного ребенка, а также выделить основные причины детской  агрессивности;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей ее преодоления;
  • познакомить родителей с методиками по устранению и профилактики

агрессивного поведения у детей.

Форма мероприятия:  «Душевный разговор» с элементами тренинга.

Участники: родители средней и  старшей групп, психолог, воспитатели.

Оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись, карточки с описанием проблемных ситуаций, папка – передвижка «Методы сопровождения агрессивного ребенка»; информационные буклеты по теме собрания.

Предварительная подготовка: анкетирование родителей  «Критерии агрессивности у ребенка» (по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.),  создание папки-передвижки и буклетов, разработка конспекта собрания.

План собрания:

  1. Приветствие.
  2. Игра «Поднимите руки те, кто…».
  3. Просмотр видеоролика «Агрессивность».
  4. Выступление воспитателя «Что такое агрессивность».
  5. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».
  6. Мозговой штурм «Причины детской агрессии».
  7. Выступление психолога. Родительский всеобуч «Виды и причины агрессии».
  8. Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей.
  9. Практикум « Игры, направленные на снятие агрессии».
  10. Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)

Ход собрания

Родители заходят и рассаживаются по местам под музыкальное сопровождение из мультфильма «День рождения Леопольда».

  1. Приветствие

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы очень рады видеть вас! Предлагаю начать нашу встречу с  небольшого упражнения.

Упражнение «Поднимите руки те, кто…»

(пришел в хорошем настроении, хочет узнать что-то новое, хорошо перекусил перед собранием, выспался и тому подобное).

Воспитатель: Мы собрались сегодня для решения проблемы, которая объединяет всех нас – это детская агрессия.

Просмотр видеоролика «Агрессивность».

  1. Мини - лекция «Что такое агрессивность?»

Наверняка нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской агрессивностью. Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму… », – разводят руки мамы и папы.  Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое  родительское

огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, а еще

несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных

Способов психологической защиты.

Давайте рассмотрим проблему детской агрессии со всех сторон.  Агрессия означает «нападение», «приступ».

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина.  Агрессия –  это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Что бы лучше разобраться в данной проблеме, попробуем самостоятельно определить черты агрессивного ребенка.

  1. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Цель упражнения: развитие умения выделять существенные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.

Родители  объединяются в  3 группы. Каждая группа совместно составляет список черт, которые свойственны агрессивным детям, тем самым составляет портрет агрессивного ребенка. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, затем проводится общее обсуждение.

Обобщение: критерии выявления агрессивных детей.

Ребенок:

∙ Отказывается от коллективной игры;

∙ Не понимает чувств и переживаний других детей;

∙ Часто ругается со взрослыми;

∙ Создает конфликтные ситуации;

∙ Суетлив;

∙ Не может адекватно оценить свое поведение;

∙ Имеет мускульное напряжение;

∙ Мало и беспокойно спит;

∙ Часто теряет контроль над собой;

∙ Часто спорит и ссорится с окружающими;

∙ Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;

∙ Часто винит других в своих ошибках и неудачах;

∙ Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;

∙ Угрожает другим людям;

∙ Проявляет физическую жестокость к людям и животным;

∙ Намеренно портит имущество, чужие вещи;

∙ Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».

Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялась большая часть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности. Давайте теперь попытаемся разобраться с причинами проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения нежелательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

  1. Мозговой штурм «Причины детской агрессии»

Родители высказывают свое мнение о причинах агрессивности у ребенка.

Обобщение: Да, действительно очень много причин, вызывающих у детей агрессию и мы в этом сейчас убедились. И мне вспоминаются слова Р. Кемпбелла: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».

  1. Родительский всеобуч (выступление психолога).

Действительно, самыми главными причинами агрессивности являются семейные причины. Но давайте по порядку.  Выделяют 4 группы причин агрессии:

1.Семейные причины:

- Неприятие детей родителями.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Разрушение эмоциональных связей в семье.

- Неуважение к личности ребенка.

- Чрезмерный контроль или отсутствие его.  

- Жестокий характер матери или отца.

- Запрет на физическую активность.

- Отказ в праве на личную свободу.

2. Личные причины:

- Подсознательное ожидание опасности.

- Неуверенность в собственной безопасности.

- Личный отрицательный опыт.

- Эмоциональная нестабильность.

- Недовольство собой.

- Повышенная раздражительность.

- Чувство вины.

3. Ситуативные причины

- Плохое самочувствие, переутомление.

- Влияние продуктов питания.

- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Социально-биологические причины

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.

Вывод: Причины агрессивности чаще всего внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

А теперь давайте рассмотрим виды агрессии:

Физическая - использование физической силы против другого лица. Косвенная - действия, как окольными путями направленные на другое лицо

(сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.

Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.

  1. Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Я дам каждой группе конкретный пример проявления агрессии дошкольников. Ваша задача найти оптимальный способ разрешения данной ситуации.

Родители в группах обсуждают ситуации, затем один читает ситуацию всем

участникам и говорит решение группы по проблеме. Затем – коллективное

рассматривание ситуации и обсуждение.

Примеры:

  1. В раздевалке, когда вы пришли, ваш ребенок подрался с другим

мальчиком, ваш ребенок укусил другого за то, что тот хотел порвать у него рисунок, нарисованный вам. Как вы поступите?

  1. Дома в 22.3 вы говорите ребенку, что нужно собирать игрушки и

Ложиться спать. Ребенок наотрез отказался выполнить просьбу, начал топать ногами, бить кулаками по столу. Ваши действия и слова.

  1. Вы пришли в сад за ребенком, тут же на вас налетает мама

воспитанника из вашей группы и кричит о том, что ваш ребенок стукнул ее ребенка по голове. Ваши действия.

Обобщение:

  • В первую очередь задумайтесь над причинами такого поведения.
  • Личный пример сдержанного поведения взрослого очень важен!
  • Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы сами знаете, что нужно делать.
  • Самые неэффективные способы преодоления агрессивности – запрет и
  • повышение голоса.
  • Не наказывайте ребенка физически.
  • Попробуйте переключить детское внимание, разнообразьте окружающую
  • среду, сделайте ее более привлекательной.
  • Поговорите с ребенком, расскажите, чего вы от него (ее) ожидаете. Учитесь
  • слушать и слышать своего ребенка.
  • Если приступы агрессии происходят довольно часто, можно помочь ребенку и направить агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, водные процедуры. Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте, коробка картона, которую можно порвать.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
  • напряжение.
  • Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  1. Практикум « Игры, направленные на снятие агрессии»

Воспитатель: Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры (презентация папки-передвижки). Эти игры будут помещены в раздевалке детского сада. Поиграть можно в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сестры), а также с друзьями своего ребенка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. Я предлагаю родителям разбиться на пары и поиграть в одну из игр. Один будет родитель, а второй – ребенок.  

Игра «Обзывалки».

Психолог: Как мы уже узнали, что некоторые причины проявления агрессии кроются в нас самих. Поэтому, давайте попробуем научиться снимать напряжение и раздражение с себя после тяжелого дня.

Упражнение « Озеро».

Психолог: Это упражнение применимо во многих ситуациях. Его можно использовать, чтобы улучшить отношения с другими людьми и развить свою собственную духовность. Сохраняйте прекрасные картины перед глазами своего воображения.

  1. Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)

Воспитатель:  Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Мы благодарим всех за искренность и просим вас поделиться впечатлением, продолжая фразу по выбору:

«Я понял, что ...», «Меня удивило ...», «Я думаю, что ...», «Мне понравилось ...», «Я сегодня задумался о...»,  «Мне сегодня (не) понравилось…».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность».

      Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике.

     Оборудование: мяч, магнитная доска, интерактивная доска, маркер, листы с тестами, цветик – многоцветик, памятки для родителей.

      Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители. Гармоничное развитие дошкольника – важная государственная задача. Ведь за последнее время в нашей стране значительно увеличилось людей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. Ряд отечественных авторов (А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В.И. Козлов) связывает у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте с психическими травмами ( испуг, внезапное отлучение от матери, семейные конфликты и .т.д.). Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Многочисленные психологические исследования (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви, понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Уважаемые родители, хочу Вам предложить пройти тест «Хорошие ли Вы родители?».( См.приложение)  Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее – эмоционально-психологического состояния детей. Тема нашей сегодняшней встречи: «Детская агрессивность». Почему я выбрала именно эту тему? –с просите Вы у меня. Потому, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только врачей, педагогов, психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. И вначале разговора  я бы хотела задать вам вопрос: «Что такое детская агрессивность и как она проявляется?».   ( Родители высказываются и при этом бросают мяч друг другу)

Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.

      Агрессивное поведение проявляется, когда ребёнок кричит, дерётся, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвёт книжки и т.д.

 

Что означает такое поведение и откуда оно берётся?

     Детская агрессивность – это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребёнка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.

      Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот – это были в большей степени униженные и подавленные дети. Ведь известно, что униженная до основания личность спасает своё равновесие, лишь унижая других.

Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют её по-разному. Одни – чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие – чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Какая это энергия?» и в этом нам поможет цветик – многоцветик.

      Психолог подходит к родителям по одному и предлагает сорвать один лепесток на котором написано, например: гнев, упрямство, защита себя и т.д., а родители должны ответить и называет тот вид энергии, которому соответствует данный вид агрессии. Покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему – это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.

      Жизнь переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест, ярость. И если не удаётся выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений. Мы, взрослые, можем самостоятельно управлять своей энергией, а детям нужно помогать, направлять их энергию в нужное русло.

 В какой степени агрессивность нормальна для дошкольников?

(Высказывания родителей).

      В определённый период детства (2-5 лет) детям свойственна агрессивность, т.к. детская жизнь полна разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребёнка.

      Так, уже в раннем возрасте ребёнку присуща агрессивность. Своим плачем он выражает злость и возмущение, требуя удовлетворения собственных физиологических потребностей.

      Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай -девочкой и тут же начать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить свои потребности, восстановить эмоциональное состояние. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, т.к. он борется за выживание в окружающем мире.

Прошу обратить внимание на экран, где располагаются мордочки животных, которые нам расскажут, откуда возникает агрессивность.

1 мордочка волка рассказывает: –  Как крайняя мера, когда у ребёнка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей ребёнка энергии ( ребёнку нужно бегать, прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик, а при его отсутствии – своего соседа).

2 мордочка тигра рассказывает: –  Как «наученное» поведение, когда ребёнок ведёт себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).

3 мордочка льва рассказывает: – Агрессивность и конфликтность, как следствие эгоистичности ребёнка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия – конфликты, ссоры, драки. Главное – быть в центре внимания.

4 мордочка медведя рассказывает: – Агрессия – как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса. Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придаёт ему уверенность. Такому задире трудно подружиться другими детьми – они стараются держаться от него подальше, избегают его.

5 мордочка кабана рассказывает: –  Агрессия – в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворённость ребёнка. Если ребёнок «заброшен», то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.

      В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, т.к. мы отвечаем за безопасность детей.

Необходимо учить своих детей бесконфликтно общаться с другими детьми.

      Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если всё происходит в определённых рамках.

      Если ребёнок  в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой–нибудь компромисс.

      Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.

      Различают несколько видов агрессии. Но мы остановимся на двух, наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте. Посмотртие на экране  две картинки, как Вы думаете какие это агрессии? (Картинки с  физической и словесной (вербальной) агрессией). 

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребёнок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. «Обидчик» имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить «обиженного», обнять его, погладит по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, её нужно решить. Ребёнку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, – отойди в сторону. Можешь об этом сказать взрослому», т.е. мы учим ребёнка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребёнка каждый раз, когда ему удаётся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?

(Высказывания родителей).Поднимите карточки красные те, которые считают, да. Поднимите синие карточки те, кто думают нет.

      Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребёнок воспринимает, как прямое руководство к действию иди и бей.

 Словесная (вербальная) агрессивность – это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

      Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова. Однако это не повод для беспокойства.

      Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребёнка определённым выражениям. Отдельные слова ребёнок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребёнка повторить их вновь.  И когда им хочется позлить родителей, он открывают для себя новое оружие агрессии.

Бывает и так, что ребёнок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступить в этом случае? (Высказывания родителей).

      Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.

      Ребёнок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребёнку, если он знает, что это бранное слово: резкое, неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать внимание аудитории. Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребёнка, который оскорбляет людей. Порой надо твёрдо сказать: «Ты мне нравишься, но вот, то, что ты говоришь, мне не нравится».

      Часто за словесной агрессией стоит желание почувствовать себя сильным и значимым. Оградить детей от бранных слов мы не можем, а вот  повлиять на них – наша задача.

Отметьте знаком «+» те высказывания, которые помогут повлиять на снятие словесной агрессии и бранных слов у ребёнка.(См. приложение). 

 

Профилактика агрессивности.

      Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть её можно. Хороший метод – беседа об агрессивности, когда ребёнок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова, когда он  видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают. «Как ты сегодня себя чувствуешь?» – вот лучшее средство для преодоления аффектов.

      Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства. Чем больше ребёнок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма. Принимайте большое участие в жизни ребёнка, позволяйте ему чувствовать себя любимым и желанным.  

(См. приложение «Памятка для родителей по профилактике детской агрессивности», «Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление», «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми»).

 

Хочу Вам предложить поиграть в игры :

Первая игра называется «Добрые – злые кошки». «Волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Человек входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Все, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и человек, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, родители разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу все «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

 

Вторая игра называется «Ласковый мелок». Родители  делятся на пары. Один содится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

 

 

Уважаемые родители, помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением! А на последок мы с вами немного отдохнем.

 

Релаксация «Доброе животное»

Родители встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают два шага вперед, выдох — все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение

Тест «Хорошие ли Вы родители?»

  1. Влюбой момент оставить дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?
  8. Рассказать ребенку поучительный рассказ из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. Устоять против детских слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 

 

 

  • Не ругайте ребёнка, не угрожайте ему, даже если он говорит бранные слова.
  • Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
  • Обескуражьте ребёнка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
  • Привлечь внимание всех к бранной реплике ребёнка «Вы послушайте, что он говорит!»
  • Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
  • Если в присутствии посторонних ребёнок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
  • Длительно прочитать ему нравоучения.

 

 

Профилактика детской агрессивности.

  1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.
  2. Будьте примером поведения для ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.
  3. Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
  4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.
  5. Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
  6. Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара.

7.Направьте энергию ребенка в нужное русло, например в спорт, где он научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, а также рисование, пение.

8.Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

  1. Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  2. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  3. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
  4. Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

13.Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемллллемой форме.

 

 

 

 

Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.

  • «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надувается шарик). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
  • «Брыкание». – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая лошадка.
  • Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
  • Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
  • Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…
  • Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…
  • Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания

«Агрессивность дошкольников.

Причины и пути ее преодоления»

                                                   

Тема: «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;
  • предоставить родителям возможность самостоятельно составить портрет агрессивного ребенка, а также выделить основные причины детской  агрессивности;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей ее преодоления;
  • познакомить родителей с методиками по устранению и профилактики

агрессивного поведения у детей.

Форма мероприятия:  «Душевный разговор» с элементами тренинга.

Участники: родители средней и  старшей групп, психолог, воспитатели.

Оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись, карточки с описанием проблемных ситуаций, папка – передвижка «Методы сопровождения агрессивного ребенка»; информационные буклеты по теме собрания.

Предварительная подготовка: анкетирование родителей  «Критерии агрессивности у ребенка» (по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.),  создание папки-передвижки и буклетов, разработка конспекта собрания.

План собрания:

  1. Приветствие.
  2. Игра «Поднимите руки те, кто…».
  3. Просмотр видеоролика «Агрессивность».
  4. Выступление воспитателя «Что такое агрессивность».
  5. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».
  6. Мозговой штурм «Причины детской агрессии».
  7. Выступление психолога. Родительский всеобуч «Виды и причины агрессии».
  8. Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей.
  9. Практикум « Игры, направленные на снятие агрессии».
  10. Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)

Ход собрания

Родители заходят и рассаживаются по местам под музыкальное сопровождение из мультфильма «День рождения Леопольда».

  1. Приветствие

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы очень рады видеть вас! Предлагаю начать нашу встречу с  небольшого упражнения.

Упражнение «Поднимите руки те, кто…» 

(пришел в хорошем настроении, хочет узнать что-то новое, хорошо перекусил перед собранием, выспался и тому подобное).

Воспитатель: Мы собрались сегодня для решения проблемы, которая объединяет всех нас – это детская агрессия.

Просмотр видеоролика «Агрессивность».

  1. Мини - лекция «Что такое агрессивность?»

Наверняка нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской агрессивностью. Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму… », – разводят руки мамы и папы.  Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое  родительское

огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, а еще

несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных

Способов психологической защиты.

Давайте рассмотрим проблему детской агрессии со всех сторон.  Агрессия означает «нападение», «приступ».

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина.  Агрессия –  это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Что бы лучше разобраться в данной проблеме, попробуем самостоятельно определить черты агрессивного ребенка.

  1. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Цель упражнения: развитие умения выделять существенные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.

Родители  объединяются в  3 группы. Каждая группа совместно составляет список черт, которые свойственны агрессивным детям, тем самым составляет портрет агрессивного ребенка. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, затем проводится общее обсуждение.

Обобщение: критерии выявления агрессивных детей.

Ребенок:

∙ Отказывается от коллективной игры;

∙ Не понимает чувств и переживаний других детей;

∙ Часто ругается со взрослыми;

∙ Создает конфликтные ситуации;

∙ Суетлив;

∙ Не может адекватно оценить свое поведение;

∙ Имеет мускульное напряжение;

∙ Мало и беспокойно спит;

∙ Часто теряет контроль над собой;

∙ Часто спорит и ссорится с окружающими;

∙ Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;

∙ Часто винит других в своих ошибках и неудачах;

∙ Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;

∙ Угрожает другим людям;

∙ Проявляет физическую жестокость к людям и животным;

∙ Намеренно портит имущество, чужие вещи;

∙ Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».

Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялась большая часть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности. Давайте теперь попытаемся разобраться с причинами проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения нежелательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

  1. Мозговой штурм «Причины детской агрессии»

Родители высказывают свое мнение о причинах агрессивности у ребенка.

Обобщение: Да, действительно очень много причин, вызывающих у детей агрессию и мы в этом сейчас убедились. И мне вспоминаются слова Р. Кемпбелла: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».

  1. Родительский всеобуч (выступление психолога).

Действительно, самыми главными причинами агрессивности являются семейные причины. Но давайте по порядку.  Выделяют 4 группы причин агрессии:

1.Семейные причины:

- Неприятие детей родителями.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Разрушение эмоциональных связей в семье.

- Неуважение к личности ребенка.

- Чрезмерный контроль или отсутствие его.  

- Жестокий характер матери или отца.

- Запрет на физическую активность.

- Отказ в праве на личную свободу.

2. Личные причины:

- Подсознательное ожидание опасности.

- Неуверенность в собственной безопасности.

- Личный отрицательный опыт.

- Эмоциональная нестабильность.

- Недовольство собой.

- Повышенная раздражительность.

- Чувство вины.

3. Ситуативные причины

- Плохое самочувствие, переутомление.

- Влияние продуктов питания.

- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Социально-биологические причины

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.

Вывод: Причины агрессивности чаще всего внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

А теперь давайте рассмотрим виды агрессии:

Физическая - использование физической силы против другого лица. Косвенная - действия, как окольными путями направленные на другое лицо

(сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.

Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.

  1. Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Я дам каждой группе конкретный пример проявления агрессии дошкольников. Ваша задача найти оптимальный способ разрешения данной ситуации.

Родители в группах обсуждают ситуации, затем один читает ситуацию всем

участникам и говорит решение группы по проблеме. Затем – коллективное

рассматривание ситуации и обсуждение.

Примеры:

  1. В раздевалке, когда вы пришли, ваш ребенок подрался с другим

мальчиком, ваш ребенок укусил другого за то, что тот хотел порвать у него рисунок, нарисованный вам. Как вы поступите?

  1. Дома в 22.3 вы говорите ребенку, что нужно собирать игрушки и

Ложиться спать. Ребенок наотрез отказался выполнить просьбу, начал топать ногами, бить кулаками по столу. Ваши действия и слова.

  1. Вы пришли в сад за ребенком, тут же на вас налетает мама

воспитанника из вашей группы и кричит о том, что ваш ребенок стукнул ее ребенка по голове. Ваши действия.

Обобщение:

  • В первую очередь задумайтесь над причинами такого поведения.
  • Личный пример сдержанного поведения взрослого очень важен!
  • Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы сами знаете, что нужно делать.
  • Самые неэффективные способы преодоления агрессивности – запрет и
  • повышение голоса.
  • Не наказывайте ребенка физически.
  • Попробуйте переключить детское внимание, разнообразьте окружающую
  • среду, сделайте ее более привлекательной.
  • Поговорите с ребенком, расскажите, чего вы от него (ее) ожидаете. Учитесь
  • слушать и слышать своего ребенка.
  • Если приступы агрессии происходят довольно часто, можно помочь ребенку и направить агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, водные процедуры. Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте, коробка картона, которую можно порвать.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
  • напряжение.
  • Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  1. Практикум « Игры, направленные на снятие агрессии»

Воспитатель: Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры (презентация папки-передвижки). Эти игры будут помещены в раздевалке детского сада. Поиграть можно в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сестры), а также с друзьями своего ребенка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. Я предлагаю родителям разбиться на пары и поиграть в одну из игр. Один будет родитель, а второй – ребенок.  

Игра «Обзывалки».

Психолог: Как мы уже узнали, что некоторые причины проявления агрессии кроются в нас самих. Поэтому, давайте попробуем научиться снимать напряжение и раздражение с себя после тяжелого дня.

Упражнение « Озеро».

Психолог: Это упражнение применимо во многих ситуациях. Его можно использовать, чтобы улучшить отношения с другими людьми и развить свою собственную духовность. Сохраняйте прекрасные картины перед глазами своего воображения.

  1. Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)

Воспитатель:  Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Мы благодарим всех за искренность и просим вас поделиться впечатлением, продолжая фразу по выбору:

«Я понял, что ...», «Меня удивило ...», «Я думаю, что ...», «Мне понравилось ...», «Я сегодня задумался о...»,  «Мне сегодня (не) понравилось…».

Родительское собрание на тему: «Детская агрессивность».

      Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и её профилактике.

     Оборудование: мяч, магнитная доска, интерактивная доска, маркер, листы с тестами, цветик – многоцветик, памятки для родителей.

      Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители. Гармоничное развитие дошкольника – важная государственная задача. Ведь за последнее время в нашей стране значительно увеличилось людей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. Ряд отечественных авторов (А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В.И. Козлов) связывает у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте с психическими травмами ( испуг, внезапное отлучение от матери, семейные конфликты и .т.д.). Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Многочисленные психологические исследования (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви, понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Уважаемые родители, хочу Вам предложить пройти тест «Хорошие ли Вы родители?».( См.приложение)  Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее – эмоционально-психологического состояния детей. Тема нашей сегодняшней встречи: «Детская агрессивность». Почему я выбрала именно эту тему? –с просите Вы у меня. Потому, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только врачей, педагогов, психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. И вначале разговора  я бы хотела задать вам вопрос: «Что такое детская агрессивность и как она проявляется?».   ( Родители высказываются и при этом бросают мяч друг другу)

Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.

      Агрессивное поведение проявляется, когда ребёнок кричит, дерётся, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвёт книжки и т.д.

 

Что означает такое поведение и откуда оно берётся?

     Детская агрессивность – это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребёнка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.

      Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были в детском возрасте агрессивными детьми, наоборот – это были в большей степени униженные и подавленные дети. Ведь известно, что униженная до основания личность спасает своё равновесие, лишь унижая других.

Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют её по-разному. Одни – чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие – чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Какая это энергия?» и в этом нам поможет цветик – многоцветик.

      Психолог подходит к родителям по одному и предлагает сорвать один лепесток на котором написано, например: гнев, упрямство, защита себя и т.д., а родители должны ответить и называет тот вид энергии, которому соответствует данный вид агрессии. Покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему – это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.

      Жизнь переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест, ярость. И если не удаётся выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений. Мы, взрослые, можем самостоятельно управлять своей энергией, а детям нужно помогать, направлять их энергию в нужное русло.

 В какой степени агрессивность нормальна для дошкольников?

(Высказывания родителей).

      В определённый период детства (2-5 лет) детям свойственна агрессивность, т.к. детская жизнь полна разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребёнка.

      Так, уже в раннем возрасте ребёнку присуща агрессивность. Своим плачем он выражает злость и возмущение, требуя удовлетворения собственных физиологических потребностей.

      Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай -девочкой и тут же начать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить свои потребности, восстановить эмоциональное состояние. Просто ребёнок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, т.к. он борется за выживание в окружающем мире.

Прошу обратить внимание на экран, где располагаются мордочки животных, которые нам расскажут, откуда возникает агрессивность.

1 мордочка волка рассказывает: –  Как крайняя мера, когда у ребёнка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей ребёнка энергии ( ребёнку нужно бегать, прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик, а при его отсутствии – своего соседа).

2 мордочка тигра рассказывает: –  Как «наученное» поведение, когда ребёнок ведёт себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).

3 мордочка льва рассказывает: – Агрессивность и конфликтность, как следствие эгоистичности ребёнка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия – конфликты, ссоры, драки. Главное – быть в центре внимания.

4 мордочка медведя рассказывает: – Агрессия – как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса. Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придаёт ему уверенность. Такому задире трудно подружиться другими детьми – они стараются держаться от него подальше, избегают его.

5 мордочка кабана рассказывает: –  Агрессия – в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворённость ребёнка. Если ребёнок «заброшен», то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.

      В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, т.к. мы отвечаем за безопасность детей.

Необходимо учить своих детей бесконфликтно общаться с другими детьми.

      Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если всё происходит в определённых рамках.

      Если ребёнок  в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой–нибудь компромисс.

      Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.

      Различают несколько видов агрессии. Но мы остановимся на двух, наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте. Посмотртие на экране  две картинки, как Вы думаете какие это агрессии? (Картинки с  физической и словесной (вербальной) агрессией). 

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребёнок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. «Обидчик» имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить «обиженного», обнять его, погладит по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, её нужно решить. Ребёнку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, – отойди в сторону. Можешь об этом сказать взрослому», т.е. мы учим ребёнка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребёнка каждый раз, когда ему удаётся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?

(Высказывания родителей).Поднимите карточки красные те, которые считают, да. Поднимите синие карточки те, кто думают нет.

      Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребёнок воспринимает, как прямое руководство к действию иди и бей.

 Словесная (вербальная) агрессивность – это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

      Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова. Однако это не повод для беспокойства.

      Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребёнка определённым выражениям. Отдельные слова ребёнок усваивает от товарищей по играм. И то, что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребёнка повторить их вновь.  И когда им хочется позлить родителей, он открывают для себя новое оружие агрессии.

Бывает и так, что ребёнок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступить в этом случае? (Высказывания родителей).

      Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.

      Ребёнок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребёнку, если он знает, что это бранное слово: резкое, неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать внимание аудитории. Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребёнка, который оскорбляет людей. Порой надо твёрдо сказать: «Ты мне нравишься, но вот, то, что ты говоришь, мне не нравится».

      Часто за словесной агрессией стоит желание почувствовать себя сильным и значимым. Оградить детей от бранных слов мы не можем, а вот  повлиять на них – наша задача.

Отметьте знаком «+» те высказывания, которые помогут повлиять на снятие словесной агрессии и бранных слов у ребёнка.(См. приложение). 

 

Профилактика агрессивности.

      Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть её можно. Хороший метод – беседа об агрессивности, когда ребёнок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова, когда он  видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают. «Как ты сегодня себя чувствуешь?» – вот лучшее средство для преодоления аффектов.

      Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства. Чем больше ребёнок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма. Принимайте большое участие в жизни ребёнка, позволяйте ему чувствовать себя любимым и желанным.  

(См. приложение «Памятка для родителей по профилактике детской агрессивности», «Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление», «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми»).

 

Хочу Вам предложить поиграть в игры :

Первая игра называется «Добрые – злые кошки». «Волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Человек входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Все, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и человек, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, родители разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу все «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

 

Вторая игра называется «Ласковый мелок». Родители  делятся на пары. Один содится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

 

 

Уважаемые родители, помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением! А на последок мы с вами немного отдохнем.

 

Релаксация «Доброе животное»

Родители встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают два шага вперед, выдох — все делают два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение

Тест «Хорошие ли Вы родители?»

  1. Влюбой момент оставить дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея?
  8. Рассказать ребенку поучительный рассказ из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. Устоять против детских слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 

 

 

  • Не ругайте ребёнка, не угрожайте ему, даже если он говорит бранные слова.
  • Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
  • Обескуражьте ребёнка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
  • Привлечь внимание всех к бранной реплике ребёнка «Вы послушайте, что он говорит!»
  • Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
  • Если в присутствии посторонних ребёнок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
  • Длительно прочитать ему нравоучения.

 

 

Профилактика детской агрессивности.

  1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.
  2. Будьте примером поведения для ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.
  3. Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
  4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.
  5. Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
  6. Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара.

7.Направьте энергию ребенка в нужное русло, например в спорт, где он научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением, а также рисование, пение.

8.Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

  1. Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  2. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  3. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
  4. Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

13.Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемллллемой форме.

 

 

 

 

Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.

  • «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надувается шарик). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
  • «Брыкание». – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая лошадка.
  • Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
  • Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
  • Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…
  • Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…
  • Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему "Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка".

Тема: «Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка».Форма родительского собрания – круглый стол.Цель общая:  Типичные профили родительского отношения, влия...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему: "Сказки – как путь общения между детьми и взрослыми".

Тема:"Сказки -как путь  общения между детьми и взрослыми".Форма родительского собрания–Круглый стол.Цель общая: Обратить внимание родителей на важность приобщения детей к чтению художественной ли...

План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»...

План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понима...

Совместное с детьми родительское собрание «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.Задачи:познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;предо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания

Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...