План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»
методическая разработка (средняя группа)

Александрова Светлана Ло-Чжуновна

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

План-конспект родительского собрания

«Агрессивность дошкольников.

Причины и пути ее преодоления»

                                                       Составила:        Александрова С.Л.

Тема: «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;
  • предоставить родителям возможность самостоятельно составить портрет агрессивного ребенка, а также выделить основные причины детской  агрессивности;
  • формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей ее преодоления;
  • познакомить родителей с методиками по устранению и профилактики

агрессивного поведения у детей.

Форма мероприятия:  «Душевный разговор» с элементами тренинга.

Участники: родители средней и  старшей групп, психолог, воспитатели.

Оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись, карточки с описанием проблемных ситуаций, папка – передвижка «Методы сопровождения агрессивного ребенка»; информационные буклеты по теме собрания.

Предварительная подготовка: анкетирование родителей  «Критерии агрессивности у ребенка» (по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.),  создание папки-передвижки и буклетов, разработка конспекта собрания.

План собрания:

  1. Приветствие.
  2. Игра «Поднимите руки те, кто…».
  3. Просмотр видеоролика «Агрессивность».
  4. Выступление воспитателя «Что такое агрессивность».
  5. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка».
  6. Мозговой штурм «Причины детской агрессии».
  7. Выступление психолога. Родительский всеобуч «Виды и причины агрессии».
  8. Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей.
  9. Практикум « Игры, направленные на снятие агрессии».
  10. Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)

Ход собрания

Родители заходят и рассаживаются по местам под музыкальное сопровождение из мультфильма «День рождения Леопольда».

  1. Приветствие

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы очень рады видеть вас! Предлагаю начать нашу встречу с  небольшого упражнения.

Упражнение «Поднимите руки те, кто…» 

(пришел в хорошем настроении, хочет узнать что-то новое, хорошо перекусил перед собранием, выспался и тому подобное).

Воспитатель: Мы собрались сегодня для решения проблемы, которая объединяет всех нас – это детская агрессия.

Просмотр видеоролика «Агрессивность».

  1. Мини - лекция «Что такое агрессивность?»

Наверняка нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской агрессивностью. Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму… », – разводят руки мамы и папы.  Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое  родительское

огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, а еще

несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных

Способов психологической защиты.

Давайте рассмотрим проблему детской агрессии со всех сторон.  Агрессия означает «нападение», «приступ».

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина.  Агрессия –  это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Что бы лучше разобраться в данной проблеме, попробуем самостоятельно определить черты агрессивного ребенка.

  1. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Цель упражнения: развитие умения выделять существенные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.

Родители  объединяются в  3 группы. Каждая группа совместно составляет список черт, которые свойственны агрессивным детям, тем самым составляет портрет агрессивного ребенка. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, затем проводится общее обсуждение.

Обобщение: критерии выявления агрессивных детей.

Ребенок:

 Отказывается от коллективной игры;

 Не понимает чувств и переживаний других детей;

 Часто ругается со взрослыми;

 Создает конфликтные ситуации;

 Суетлив;

 Не может адекватно оценить свое поведение;

 Имеет мускульное напряжение;

 Мало и беспокойно спит;

 Часто теряет контроль над собой;

 Часто спорит и ссорится с окружающими;

 Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;

 Часто винит других в своих ошибках и неудачах;

 Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;

 Угрожает другим людям;

 Проявляет физическую жестокость к людям и животным;

 Намеренно портит имущество, чужие вещи;

 Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».

Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялась большая часть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности. Давайте теперь попытаемся разобраться с причинами проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения нежелательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.

  1. Мозговой штурм «Причины детской агрессии»

Родители высказывают свое мнение о причинах агрессивности у ребенка.

Обобщение: Да, действительно очень много причин, вызывающих у детей агрессию и мы в этом сейчас убедились. И мне вспоминаются слова Р. Кемпбелла: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».

  1. Родительский всеобуч (выступление психолога).

Действительно, самыми главными причинами агрессивности являются семейные причины. Но давайте по порядку.  Выделяют 4 группы причин агрессии:

1.Семейные причины:

- Неприятие детей родителями.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Разрушение эмоциональных связей в семье.

- Неуважение к личности ребенка.

- Чрезмерный контроль или отсутствие его.  

- Жестокий характер матери или отца.

- Запрет на физическую активность.

- Отказ в праве на личную свободу.

2. Личные причины:

- Подсознательное ожидание опасности.

- Неуверенность в собственной безопасности.

- Личный отрицательный опыт.

- Эмоциональная нестабильность.

- Недовольство собой.

- Повышенная раздражительность.

- Чувство вины.

3. Ситуативные причины

- Плохое самочувствие, переутомление.

- Влияние продуктов питания.

- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

4. Социально-биологические причины

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.

Вывод: Причины агрессивности чаще всего внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

А теперь давайте рассмотрим виды агрессии:

Физическая - использование физической силы против другого лица. Косвенная - действия, как окольными путями направленные на другое лицо

(сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.

Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.

  1. Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Я дам каждой группе конкретный пример проявления агрессии дошкольников. Ваша задача найти оптимальный способ разрешения данной ситуации.

Родители в группах обсуждают ситуации, затем один читает ситуацию всем

участникам и говорит решение группы по проблеме. Затем – коллективное

рассматривание ситуации и обсуждение.

Примеры:

  1. В раздевалке, когда вы пришли, ваш ребенок подрался с другим

мальчиком, ваш ребенок укусил другого за то, что тот хотел порвать у него рисунок, нарисованный вам. Как вы поступите?

  1. Дома в 22.3 вы говорите ребенку, что нужно собирать игрушки и

Ложиться спать. Ребенок наотрез отказался выполнить просьбу, начал топать ногами, бить кулаками по столу. Ваши действия и слова.

  1. Вы пришли в сад за ребенком, тут же на вас налетает мама

воспитанника из вашей группы и кричит о том, что ваш ребенок стукнул ее ребенка по голове. Ваши действия.

Обобщение:

  • В первую очередь задумайтесь над причинами такого поведения.
  • Личный пример сдержанного поведения взрослого очень важен!
  • Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы сами знаете, что нужно делать.
  • Самые неэффективные способы преодоления агрессивности – запрет и
  • повышение голоса.
  • Не наказывайте ребенка физически.
  • Попробуйте переключить детское внимание, разнообразьте окружающую
  • среду, сделайте ее более привлекательной.
  • Поговорите с ребенком, расскажите, чего вы от него (ее) ожидаете. Учитесь
  • слушать и слышать своего ребенка.
  • Если приступы агрессии происходят довольно часто, можно помочь ребенку и направить агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, водные процедуры. Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте, коробка картона, которую можно порвать.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
  • напряжение.
  • Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  1. Практикум « Игры, направленные на снятие агрессии»

Воспитатель: Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры (презентация папки-передвижки). Эти игры будут помещены в раздевалке детского сада. Поиграть можно в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сестры), а также с друзьями своего ребенка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. Я предлагаю родителям разбиться на пары и поиграть в одну из игр. Один будет родитель, а второй – ребенок.  

Игра «Обзывалки».

Психолог: Как мы уже узнали, что некоторые причины проявления агрессии кроются в нас самих. Поэтому, давайте попробуем научиться снимать напряжение и раздражение с себя после тяжелого дня.

Упражнение « Озеро».

Психолог: Это упражнение применимо во многих ситуациях. Его можно использовать, чтобы улучшить отношения с другими людьми и развить свою собственную духовность. Сохраняйте прекрасные картины перед глазами своего воображения.

  1. Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)

Воспитатель:  Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Мы благодарим всех за искренность и просим вас поделиться впечатлением, продолжая фразу по выбору:

«Я понял, что ...», «Меня удивило ...», «Я думаю, что ...», «Мне понравилось ...», «Я сегодня задумался о...»,  «Мне сегодня (не) понравилось…».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»

План-конспект нетрадиционного родительского собрания на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности». Осуществление полноценного подхода к психическому и физ...

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему "Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка".

Тема: «Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка».Форма родительского собрания – круглый стол.Цель общая:  Типичные профили родительского отношения, влия...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему: "Сказки – как путь общения между детьми и взрослыми".

Тема:"Сказки -как путь  общения между детьми и взрослыми".Форма родительского собрания–Круглый стол.Цель общая: Обратить внимание родителей на важность приобщения детей к чтению художественной ли...

Совместное с детьми родительское собрание «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.Задачи:познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;предо...

План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»

План-конспект родительского собрания«Агрессивность дошкольников.Причины и пути ее преодоления»                          ...