Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Комарницкая Ольга Васильевна

развитие устойчивости внимания,Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах. Развивать внимание и воображение. Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

Упражнение «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Содержание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться

до определенного места путем построения дорожки. Чтобы

построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные

взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги

герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для

этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с

заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.

"Аквариум"

дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета

Цель: Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах. Развивать внимание и воображение. Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.

Оборудование: На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.

Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Вначале ребенок рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.

"Упражнение «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Содержание: Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что

сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо

будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па

самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен

приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие

формы и качества предмета.

Содержание: На столе нужно разложить все предметы. Затем в

течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти

предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди

этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один

предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок

должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с

закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это

упражнение и с открытыми глазами.

Упражнение пальчиковая гимнастика «Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Содержание: Большой и указательный пальцы левой руки в

кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из

пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний

и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения

пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение «Мозаика»

Цель: самомасаж кистей и пальцев рук.

Содержание: Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их

можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре

(гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять

картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры.

Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография»

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать

шнурки.

Упражнение «Штриховка»

Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют

концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка

доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по

установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.

Пальчиковая игра «Колечко»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Содержание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте

пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется

в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от

мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение

выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Ёжик"

дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук

Цель: Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий. Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита ёжик на устойчивой подставке, по всей спине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.

Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры: - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; - выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; - свободное творчество детей.

"Пирамидка"

коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий

Цель:Учить соотносить отверстия колец со стержнем. Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками. Формировать направленность действий и устойчивость внимания. Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.

Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.

Ход игры: 1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.

2 вариант: Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.

3 вариант: Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.

"Найди деток для мамы"

дидактическая игра на развитие слухового восприятия

Цель: Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных. Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора. Учить опознавать животных по рассказу педагога.

Оборудование:

Большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т. п. ; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры:

Детям раздают большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих животных по описанию.

«Четыре стихии»

По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.

«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз

«ВОДА» - вытянуть руки вперед

«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх

«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Угадайка»

Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.

Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т. д.

Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?», цвет («Это красное?»), размер («Это длинное?», вес («Это легкое?», функция («Из этого едят?», материал («Это деревянное?»).

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

«Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...

Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР

Статья по теме: Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной раб...

Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

Предлагаются методы формирования навыков социального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности....

Статья "Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР"

Особенности проведения дидактической игры в коррекционно-воспитательном обучении детей с ЗПР Перед педагогами групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) с...

Дидактические игры в коррекционно-воспитательном процессе детей с задержкой психологического развития

Перед педагогами, работающих в специализированных учреждениях для детей дошкольного возраста, с задержкой психологического развития, стоит главная задача, подготовить их к обучения в школе и фор...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЕЙ С ОВЗ

Развитие сенсорно – моторной сферы, навыков коммуникативного и социального поведения, игровой и изобразительной деятельности.            Пособие содержит дидактичес...