Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 этап 1 часть13.3 КБ

Предварительный просмотр:

2. Основной этап.

Сказкотренинг «Заюшкина избушка» Цель: снятие тревожности, создание сказочной атмосферы.

Упражнение 1. «Вхождение в сказку»

 Упражнение 2. «Поступок Лисы»

Упражнение 3. «Таянье избушки»

Упражнение 4. «Обман»

Упражнение 5. «Горе зайчика»

Упражнение 6. «Победа» «Выход из сказки» - подведение итогов.

Оборудование: Мешочек с фигурками лесных зверей, маски животных, свеча, спички, гимнастические палки, изображение домика.

Предполагаемы результат: Снижение тревожности. Дети научатся распознавать и проявлять свои эмоции и чувства. Сформируются навыки общения.

Занятие № 3. Сказкотренинг «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) Ведущий. Сегодня я хочу пригласить вас в сказку, герои которой - звери нашего леса. Действия сказки тоже происходит в лесу. Давайте вспомним, какие животные живут в наших лесах? (белка, медведь, заяц и т. д.) Главный герой нашей сказки - лесной зверёк, Он был добрым, можно даже сказать, доверчивым, но очень трудолюбивым. Наш герой не стал строить себе плохую избушку, а построил крепкую - лубяную (из дерева). Да, это был заяц, и сказка называется «Заюшкина избушка».

Упражнение 1.«Вхождение в сказку»

Цель: снятие тревожности, создание сказочной атмосферы. Ведущий. Для путешествия по сказке нам понадобятся волшебные силы, а поможет нам в этом «волшебный мешочек». (Ведущий берет мешочек, в  котором находятся маленькие фигурки зверей. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, какой зверек, а затем просят его наделить их волшебной силой.) А сейчас нам надо переместиться в сказочный мир. Я зажигаю свечу, мы закрываем глаза и говорим всем вместе заклинание: «Раз, два, три в сказку войди!».

Упражнение 2. «Поступок Лисы»

Цель: демонстрация чувства обиды, умение терпеливо относиться к провокациям. Дети встают парами, один временно становится Лисой, другой - Зайцем. Лиса дразнит Зайца, Заяц обижается. Затем дети меняются местами. Примечание ведущему. При необходимости детям объясняется, что допустимо произносить, а что нет. Но вот пришла весна, засветило ярко солнышко, снег начал таять. Заюшкиной избушке ничего не делается, стоит по-старому. А у Лисы избушка с каждым днём все меньше и меньше становится. Однажды легла Лиса спать в своей избушке, проснулась поздно, солнышко уже высоко светило. Глядь, а избушки - то и нет. Одни лужи кругом.

Упражнение 3. «Таянье избушки»

Цель: распознавание и проявление эмоции удивление. Все дети одновременно играют роль Лисы, которая спит, затем просыпается, а избушки нет. Лиса разводит руками, удивляется и произносит: «А где же избушка?» Плохо Лисе без избушки жить, холодно, сыро, новую строить совсем не хочется. И задумала Лиса к Зайчику попроситься: сначала на дворик, затем на крылечко, потом в избу. А уж как до печи добралась, так Зайца то и выгнала. «Ступай, - говорит, - Я теперь здесь жить буду!» Испугался Заяц Лисы и убежал из своего домика.

Упражнения   4, 5, 6  в следующей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предос...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 5 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...