Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 этап 2 часть 12.39 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 4. «Обман» 

Цель: проявление чувства гнева, страха. Один из детей Зайчик, второй - Лиса. Зайчик сидит в домике, подходит хитрая лиса и просится в домик. Если Зайчик впускает лису, то она его выгоняет. Зайка в страхе убегает. Участвуют все желающие. Идет Зайчик, плачет, лапками слезы утирает. Сел на пенёк, а навстречу ему Собака бежит. Спрашивает его Собака: « Ты чего, Заинька, плачешь?» «Как же мне не плакать,- говорит Зайчик.- Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. У Лисы изба растаяла, так она меня из моей избушки выгнала». « Не плачь, пойдём я твоему горю помогу», - отвечает Собака. Но Лиса как закричит с печи: « Как выскочу, как выпрыгну - пойду клочки по закоулочкам!». Собака испугалась и убежала. А также и другие звери испугались (Волк, Кабан и Медведь, которые тоже хотели помочь Зайчику Лису со двора прогнать).

Упражнение 5. «Горе зайчика»

Цель: проявление сочувствия, жалости, желания помочь. Один ребёнок - Зайчик. Он сидит на пенечке и плачет, остальные выбирают роли разных зверей. Они по очереди подходят к зайцу и жалеют его и предлагают помощь. Ведущий говорит: « Пытался волк и т.п. помочь прогнать лису, но ему не удалось» При желании дети меняются местами. Опять сидит зайка и горько плачет. Идет мимо Петушок - золотой гребешок, несет косу на плече. Увидал Зайчика, узнал, что за горе у него случилось, и тоже решил помочь. «Куда тебе, - говорит Зайчик - Волк гнал, не выгнал, Кабан гнал, не выгнал, Медведь гнал. Тоже не выгнал, да и тебе не справиться». Подходит к избушке Зайчик с Петушком. Петух как запоет: « Ку-ка-реку! Иду на ногах в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу Лису посечи. Пошла, Лиса, вон!» испугалась Лиса и говорит: «Одеваюсь, одеваюсь». Петушок ещё громче запел, тут Лиса совсем испугалась, соскочила с печи, да и бежать.

Упражнение 6. «Победа»

Цель: предоставление детям возможности ощутить смелость, уверенность, чувство победы. Выбирается одна Лиса (при отсутствии желающих, эту роль исполняет ведущий), остальные - петушки (по желанию), с «косой» на плечах. Петушки все вместе смело, топая ногами.  Произносят слова: « Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, ступай лиса вое». Лиса в испуге, убегает. При желании детей быть лисами, игру можно повторить. Обрадовался Зайка, что удалось лису прогнать. Стали они с Петушком теперь вместе жить да поживать, да друзей в гости приглашать. Все дети радуются, прыгают, обнимаются. «Выход из сказки» - подведение итогов. Ведущий. Закончилась сказка и пришла пора нам возвращаться в реальный мир. Закрываем глаза и все вместе говорим: « Раз, два, три, из сказки выходи!» Все вместе тушим свечу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предос...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 5 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...