Подготовка незрячего ребёнка к восприятию рельефных картинок
консультация по коррекционной педагогике

Свиридова Жанна Анатольевна

В материале поднимается проблема нехватки наглядного материала для незрячих детей, рассказывается о способах обследования рельефных изображений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА К ПОНИМАНИЮ РЕЛЬЕФНЫХ КАРТИНОК.

Картинки играют большую роль в развитии нормально видящего ребенка. Это настолько хорошо известно, что не требует специального доказательства.

Однако обычные, даже цветные картинки, мало доступны незрячим детям с остаточным зрением, и совсем недоступны тотально слепым малышам.

Детские книжки с рельефными картинками, а также отдельные картинки для незрячих дошкольников длительное время в России не издавались. Исключением являлась только книга О.И. Егоровой "Приключения сказочного человечка", выпущенная издательством "Просвещение" в 1983 г.

С совершенствованием технологий, позволяющих получать рельефные точки и линии, начали создаваться специальные картинки для незрячих детей.

Несомненно, создание рельефных картинок (особенно для детей дошкольного возраста) является большим шагом вперед в области разработки специальных средств их развития, но недостаточным для того, чтобы они (рельефные картинки) были детям понятны и интересны.

Таким образом, наиболее актуальными в настоящее время являются две проблемы: как научить незрячего ребенка понимать картинки и как вызвать у него интерес к ним.

Это обусловлено тем, что наличие даже самых удачных рельефных картинок (в том числе и иллюстраций к сказкам), без специального обучения незрячих детей пониманию рельефных изображений практически, мало что прибавляет к их развитию.

    Что касается нормально видящих детей, то их тоже обучают пониманию картинок, но благодаря их зрению, процесс этот протекает для родителей незаметно.

Конечно, красочные картинки привлекают внимание зрячих детей. Они тянутся к ним, рассматривают, что способствует самостоятельному приобретению умения понимать графические изображения. Но важная роль принадлежит и взрослым.

Осязательное восприятие рельефных изображений формируется достаточно сложно, и помощь взрослого (педагога и родителей) здесь еще более значима. Еще раз необходимо подчеркнуть, что само наличие рельефной картинки не обеспечивает понимание ребенком ее содержания.

Научиться незрячему понимать рельефный рисунок только с помощью осязания гораздо сложнее, чем его нормально видящему сверстнику научиться понимать рисунки с опорой на зрение. Но учить незрячего малыша понимать рельефные картинки надо обязательно. Если ребенок научится "читать" рельефные рисунки в дошкольный период, то в школе ему гораздо легче будет понимать иллюстрации учебника.

Четко прописанных научно разработанных методик обучения незрячих дошкольников чтению рельефных картинок в отечественной тифлологии пока нет. Чтобы незрячий ребенок научился понимать контурный рисунок, его предварительно надо познакомить непосредственно с самим изображенным предметом, по возможности сделать макет этого объекта (например, из пластилина), разрезать его пополам, обследовать линию контура разреза. Ведь именно на разрезе предмет объемный "становиться" плоским.

Если у ребенка не сложилось четкого представления об объекте, то восприятие рисунка вызовет большие трудности, и он может быть не понят.

В процессе обучения ребенка обследованию предметов следует помочь ему распределить функции рук: (одна ведущая, а другая контролирующая). Например, пальцы одной руки фиксируются на выбранной точке отсчета (так, при обследовании прямоугольника, ею может быть вершина одного из углов фигуры), а пальцы другой руки от точки фиксации движутся по контуру до соединения с пальцами, фиксирующими начало обследования (т.е. точки отсчета).

На следующем этапе надо поупражнять ребенка в обследовании предметов, а затем и рельефных изображений сразу двумя руками. Движение рук при этом может быть симметричным. Например, при обследовании рисунка яблока, матрешки, елочки и др. объектов руки могут двигаться синхронно по разные стороны от одной начальной точки, т.е. от одного места.

Важно поупражнять ребенка в сохранении направления движения при обследовании рельефного изображения.

Чтобы ребенок смог понять изображенную на рисунке ситуацию, необходимо сначала понять изображение отдельных объектов, из которых составлен сюжетный рисунок.

    При "просмотре" (обследовании) рельефных картинок, кожа на подушечках пальцев должна быть в хорошем состоянии, т.е. сухая, без порезов, ожогов и не истонченная, что бывает, например, при заживании ран. В противном случае картинки будут вызывать у ребенка неприятные ощущения, а руки будут плохо скользить. Перед обследованием картинок руки следует хорошо вымыть теплой водой.

В рельефных рисунках, как правило, используются различные линии: сплошные, пунктирные, точечные. Каждая линия несет свою смысловую нагрузку.

Подготовила:

дефектолог - тифлопедагог Свиридова Ж. А.

Использованы материалы межрегионального семинара.

Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка (2003 г).

        (Доклад: В.З. Денискиной).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства посредством ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова"

Презентация выступления на педагогическом совете "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства через ознакомление с творчеством Ю.А. Васнецова"...

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ для подготовки органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ   ИГРЫдля подготовки органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения....

"Восприятие информации ребёнком. Типы восприятия."

Информация поможет родителям или педагогам понять, как тот или иной ребёнок лучше воспринимает информацию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы

          Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы комбинированной направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группы ком...