Рабочая программа "Знайка"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ананина Елена Александровна

Программа подготовлена для проведения развивающих занятий с детьми средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2020.docx325.84 КБ

Предварительный просмотр:

знайка.jpegСОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3
  2. Организация группы и занятия………………………………………………………5
  3. Перспективный план работы………………………………………………………...8


  1. Пояснительная записка

       Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка. Для ребенка нежелательно как слишком раннее, так и запоздалое психическое развитие. Нормальное развитие должно пройти в определенном возрасте – не раньше и не позже. Энергия мозга конечна на каждом возрастном этапе онтогенеза, а для развития психических функций детей эволюцией заложены определенные сроки. Их невозможно изменить волевым решением взрослых. Срок перехода от одного этапа психического развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами.

   Следовательно, педагогам и родителям следует вовремя, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, развивать его психические функции.

 Однако, ежегодно при  проведении экспресс - диагностики  интеллектуального развития детей средних групп дошкольного учреждения педагогом – психологом  выявляется порядка 10 детей,  уровень интеллектуального развития которых не соответствует возрастной норме, либо едва достигает нижней границы нормы.  Это дети с низким и ниже среднего  уровнем интеллектуального развития. У них,  как правило, бедный словарный запас,  плохая речь, мало знаний об окружающем мире, неразвиты  мыслительные действия и операции. Эти ребята, зачастую, плохо посещают детский сад по разным причинам, дома либо гиперопекаемы, и родители считают их еще маленькими для когнитивного развития, либо заброшены из-за неблагополучия  семьи. В группе на занятии они малоактивны, а у педагогов из-за переполненности групп не всегда хватает времени и желания осуществлять к ним индивидуальный подход. В общем, у них мало опыта интеллектуальной, познавательной деятельности. Поэтому они неумелы, несмелы, неуверенны в себе,  не проявляют активности на занятиях, чаще всего эмоциональное самочувствие их отрицательное. Интеллектуальный потенциал этих детей не раскрыт.

  Поэтому  перед всеми участниками образовательного процесса и  педагогом – психологом в частности встала проблема помощи этим детям.

   По результатам диагностики родителям и педагогам психолог дает рекомендации об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям с уровнем развития ниже среднего, обозначая проблему ребенка и возможные варианты устранения отставания.

 Педагогом-психологом с данными детьми организовывается курс из 10 коррекционно - развивающих занятий.  В течение 10 занятий обширно и глубоко обогатить знания детей об окружающем мире нереально.  Занятия с педагогом-психологом направлены на другое: не только наполнить ум ребенка различными знаниями, но разбудить у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повысить возможности ребенка в этой деятельности.  Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо  зажечь».

Цель: Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей.

Задачи:

1.Пополнить и систематизировать  знания  детей  об окружающем мире.

2.Обогащать  и активизировать  словарный  запас детей.

3.Развивать познавательные процессы,  мыслительные операции детей.

4.Развивать моторику, сенсомоторику,  пространственные представления, быстроту  реакции детей.

5.Оказывать помощь детям в развитии  их потенциальных возможностей, активности, веры в свои силы, смелости на занятии, закреплении этих качеств в поведении.

6.Помогать в снятии психомышечного напряжения, расслаблении,  получении положительных эмоций от успеха в познавательной деятельности.

7.Формировать навыки общения в группе, умение подчиняться определенным правилам.

2. Организация группы и занятий

  Ежегодно в сентябре-октябре месяце, согласно годовой циклограмме работы психолога, проводится экспресс – опрос педагогов о наличии в их группах детей с психологическими проблемами. На заметку берутся дети среднего возраста с интеллектуальными проблемами. Параллельно я провожу экспресс-диагностику интеллектуального развития детей средних групп. (Программа Кушнир Н.Я. для детей 4 года).  Выявляются дети с уровнем интеллектуального развития низким относительно возрастной нормы. Учитываются и индивидуальные запросы родителей, если такие имеются. По результатам этих мероприятий комплектуется группа из 8-10 детей.

 С детьми проводится 10 коррекционно-развивающих занятий, 1 раз в неделю, в течение октября-декабря, во время цикла коррекционно-развивающей работы психолога, в соответствии с годовой циклограммой работы. Длительность занятий – до 30 минут. Педагог-психолог забирает детей из групп в кабинет психолога, где проводится занятие, и приводит их обратно в группы, передавая воспитателю, или младшему воспитателю, который их затем одевает и выводит на прогулку.

Принципы работы в группе

1.Наглядный характер преподносимого детям материала.

2.Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.

3.Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.

4.Забота об участии и успешности каждого ребенка.

5.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. Доброжелательное, уважительное отношение к детям.

6.Недопустимы упреки, порицания за неуспех. Затрудняющемуся с ответом ребенку дается возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить.

7.Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех каждого ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.

8.Успехи каждого ребенка сравниваются с его собственным уровнем. Друг с другом дети не сравниваются.

9.Создание атмосферы безопасности, дозволенности  в системе отношений, свободы выражения чувств  и мнений.

10.Воспитание уважительного отношения друг к другу в группе.

Структура занятий, методы и приемы работы.

  Весь курс состоит из 10 занятий. Занятия составлены по тематическому принципу: каждое занятие – отдельная тема. Темами занятий является близкая и понятная детям окружающая действительность. Каждое занятие полностью построено на одном материале. Многократное повторение в разных задачах одних и тех же слов, по нашему мнению, должно способствовать обогащению и закреплению словарного запаса детей.

 В занятиях не преследуется получения обширных знаний по темам.  Каждое занятие больше направлено на обобщение, систематизацию, упорядочивание знаний детей по теме, развитие познавательных процессов  во время оперирования материалом.

 Каждое занятие состоит из трех частей: приветствия, основной части и прощания.

 Приветствие представляет собой словесное упражнение, обличенное в игровую форму с волшебным клубочком, и упражнение двигательного характера. Игра с клубочком объединяет, настраивает детей на общее занятие. А подвижное упражнение заставляет включиться в работу, выполнять дидактическую задачу, но снять напряжение, скованность, создает атмосферу на контакт.

В основную часть включено по 5-6 упражнений, в основном игрового характера, дидактических словесных, подвижных игр.

Эти задания направлены на пополнение, систематизацию, обобщение знаний, словаря, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, быстроты реакции, моторики и сенсомоторики.  Сложность заданий постепенно снижается,  в середине основной части обязательно проводится подвижная игра, а в конце  основной части – упражнение сенсомоторного практического характера.

Прощание преследует  снятие  психомышечного напряжения, расслабления детей, успокоение.

Оценка результативности

Предполагается,  что дети, прошедшие курс коррекционно-развивающих занятий пополнят свои знания по основным темам об окружающем мире в соответствии с возрастом, станут свободнее оперировать этими знаниями, так как обогатится их словарный запас. Они станут более осведомленными, смелыми, поверят в свои силы и начнут проявлять себя и в группе на занятиях воспитателей. Это в свою очередь придаст им сил и желания быть более активными, появится интерес к интеллектуальным занятиям. Вполне возможно, что некоторые из них выйдут на более высокий уровень интеллектуального развития в соответствии с возрастом, чем это было на начало года.

 Результативность обучения детей в коррекционно-развивающей группе можно проверить с помощью проведения  экспресс-диагностики интеллектуального развития для детей пятого года жизни по окончании курса занятий.

3.Перспективное тематическое планирование занятий

ОКТЯБРЬ

1 неделя:     Занятие №1      «Части тела»

2 неделя:    Занятие №2       «Геометрические фигуры»

3 неделя:    Занятие №3      «Игрушки»

4 неделя:    Занятие №4      «Посуда»

НОЯБРЬ 

1 неделя:     Занятие №5      «Одежда»

2 неделя:     Занятие №6      «Осень»

3 неделя:    Занятие №7       «Семья»

4 неделя:    Занятие №8       «Овощи»

ДЕКАБРЬ

1 неделя:    Занятие №9       «Фрукты»

2 неделя:    Занятие №10     «Дикие и домашние животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...