Методические разработки - Применение игр
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Рязанцева Юлия Ивановна
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей.

         Еще в начале прошлого века ведущие психологи мира заговорили о том, что при помощи игры можно скорректировать различные психологические проблемы, преодолеть отставание в интеллектуальном развитии, справиться с ограничением физических возможностей. Подобный эффект связан с тем, что во время игры ребенок практически всегда позитивно эмоционально настроен, открыт, он не воспринимает подобное занятие как нечто неприятное и могущее ему повредить.

      Для ребенка играть так же естественно, как дышать -  дети всегда готовы начать новую игру, придумать её самостоятельно или последовать за выдумкой подсказавшего интересный сюжет взрослого.

Но игровая деятельность может быть не только отличным досугом и легким способом обучения дошкольников, игра может лечить.

       Каждый день наши дети сталкиваются с самыми разными стрессами – это могут быть конфликты со сверстниками, напряженная обстановка в семье, переезд или длительная болезнь и многое другое. Часто малыш даже сам не отдает себе отчета в том, что находится в состоянии нервного перенапряжения.

     Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми.  В таких случаях   поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.

      Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения, так как игра – это ведущая деятельность в данном возрасте.

      Детям трудно озвучить свои чувства, эмоции, но все свои переживания, полученный опыт они могут прожить в игре!

      Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку:

         1) стать более ответственным в своих действиях и поступках;

         2) лучше понимать себя и других;

         3) стать более самоуправляемым;

         4) выработать большую способность к самопринятию;

         5) овладеть чувством контроля;

         6) развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

         7) развить внутренний источник оценки;

         8) обрести веру в себя.

       В основе игротерапии лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

     Основные функции психолога, ведущего игровые занятия

1.   Создание атмосферы принятия ребенка.

2.   Эмоциональное сопереживание ребенку.

3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

     Принципы осуществления игротерапии

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок -хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

           3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма поведения с наблюдаемой агрессией, как игры-потасовки. Эти игры особенно встречаются у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако, по всеобщему признанию, такое поведение едва ли можно признать агрессивным.

Во-первых, такая возня детей - это всего лишь форма игры, и как всякая игровая активность называется добровольным и приносит детям удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой, то часто можно увидеть улыбку на лицах детей (чего не скажешь о людях, действительно, повергающихся насилию. Кроме того, если бы ребенку это было неприятно и приносило страдание, он скорее бы стремился избежать общение с агрессором, а не затевал с ним «кучу-малу».

Во-вторых, игры–потасовки обеспечивают развитие у детей определенных, позитивных функций. Например, двигательных способностей, навыков сотрудничества, умение совместно решать проблемы.

В-третьих, хотя игры–потасовки и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированны стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Это изредка случается по неострожности, из-за недостаточного моторного контроля.

В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр-потасовок, так как в большинстве случаев другие дети, начинают избегать его или не принимать в игру.

Психологическую основу игр составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить те потребности, которые блокированы в реальной жизни.

Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

В своей практической деятельности помимо игротерапии с агрессивными детьми я использую сказкотерапию и пескотерапию.

Еще одной разновидностью лечебных игр является песочная игротерапия. Всем малышам без исключения нравится возиться в песочнице: строить замки или рыть тоннели, разрушать созданные города и искать клады. Все эти элементы игры также можно использовать в терапевтических целях, кроме этого контакт с песком сам по себе оказывает успокаивающее воздействие на детскую психику.

Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

    Практический материал

   "Бумажные мячики"

    Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

    Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

"Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

"Мешочек криков"

Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.
        Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в "баночку криков" или даже "кастрюлю криков", желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например, для приготовления еды, будет крайне нежелательно.

"Ласковые лапки"

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.  Взрослый подбирает 6-7 предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату, пластмассовые шарики и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами отгадать, какой «зверек» прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

"Рубка дров"

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.

Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!""

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии)

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

«Каратист» (снятие физической агрессии)

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма)

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

Разговор с руками

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Ребенку предлагается обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки (нарисовать им глазки, ротик). После этого затеять беседу с руками(«Кто вы?», «Как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что вы не любите делать?», «Какие вы?»)Если ребенок не подключается к разговору, педагог проговаривает сам. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое могут делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух, трех дней, они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и никого не обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Ковер-самолет»

Цель: снижение агрессивности, развитие волевого компонента, снятие напряжения, локализация ребёнка от конфликтной ситуации.

В момент эмоционального возбуждения ребенка, предчувствуя надвигающейся конфликт, педагог может предложить ребенку изолироваться от данной ситуации с помощью ковра-самолета. Объясняя при этом, что, находясь на самолете, его никто не видит, не слышит и никто не может тронуть. Следовательно, на нем он может побыть наедине с собой, поиграть во что он хочет и столько времени сколько ему потребуется для стабилизации эмоционального состояния.

«Клубок эмоций»

Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, переключение внимания.

В момент эмоционального возбуждения ребенка, предчувствуя надвигающейся конфликт, предложить ребенку урегулировать своё эмоциональное состояние с помощью клубка эмоций.

Для этого дается ребенку клубок яркой пряжи, предварительно размотанный наполовину, объясняя при этом, что он не простой, а волшебный. Домотав его до конца, мы оставим в нем все плохое и негативное и он поможет успокоиться.



Предварительный просмотр:

                       

«Игры, которые лечат»


Болезни - штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем необязательным Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!

 

   Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его, лекарства, стараемся обеспечить покой.

   Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

   Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

 

   Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься. Именно поэтому существуют адаптированные, измененные в виде игры - упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному их развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

 

  Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость у детей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Легкие игры можно чередовать с более сложными, это позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день).

 

Игры при заболеваниях дыхательной системы.

 

 «Пастушок дудит в рожок»

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы. Рожок, дудочка.

Ход игры. Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы «созвать всех коров». Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.

 

«Шарик лопнул»

Цель. Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

Ход игры. Предложите ребенку «надуть шарик»: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — «ффф....», медленно соединяя ладони под «шариком». Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши — «шарик лопается». «Из шарика выходит воздух»: ребенок произносит звук «шшш...», складывая губы хоботком и опуская руки на колени. «Шарик надувают» 2-5 раз. За старание ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

 

«Перышки»

Цель. Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.

    Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. Посадите ребенка на расстоянии 50 см напротив перышек. Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.

 

«Мышка и Мишка»

Цель. Формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Воспитатель показывает движения и произносит слова:

—      У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.)

— У мышки — очень маленький.

(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову — выдох- с произнесением звука «шшш...».)

—Мышка ходит (Ходим по комнате.)

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет

Следите за четкостью и координацией движений ребенка.

 

«Косари»

Цель. Развитие мышц плечевого пояса, формирование правильного дыхания, чувства ритма.

Ход игры. Предложите ребенку «покосить траву». Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показываете, как «косить», и читаете стихи, а ребенок со слогом «зу» переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох):

—      Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву,
Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Затем предложите ребенку встряхнуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза.

 

«Поезд»

Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.

Ход игры. Предложите ребенку отправиться в путешествие, превратившись в «вагончики». Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может, выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.

«Вагончики» слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу, гу»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого «Поезд приехал на станцию» все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала «Приехали».

 

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

 

«Пальчик о пальчик»

Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:

—      Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)

- Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик тук да тук! (Повторить 2 раза.)

 

Игры после перенесенных  инфекционных заболеваний

 

«Заинька- паинька»

Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

 Ход игры. Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:

 

— Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
(Кланяется в разные стороны.)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)

 

Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.



Предварительный просмотр:

Применение игротерапии при работе с детьми  дошкольного возраста.

Сегодня все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве,  говорить тихо,  избегать контактов со сверстниками  и взрослыми.   В таких случаях   поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное.  Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение  навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на  здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.

          Формирование разумного или произвольного поведения является важнейшей задачей   воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка –  это поведение осмысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным образом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается  в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».

          Отклоняющееся, неконструктивное поведение проявляется в агрессивности, капризах, несдержанности, гиперактивности и т. п. Основными причинами неконструктивного поведения  детей младшего возраста считают: особенности нейродинамических свойств; стиль взаимоотношений со сверстниками; недостаток двигательной активности и физической нагрузки.

 

          В процессе изучения источников для обозначения отклоняющегося поведения  используются самые разные термины.    На основании работ  Вайнер М. Э., Мурашовой Е. В., Волковой-Гаспаровой Е, Широковой Г. А.,   Лютовой  Е. К., Мониной Г. Б., Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М. и др., посвященных неконструктивному поведению,  была проведена  сравнительная характеристика различных  типов неконструктивного поведения. Несмотря на различную интерпретацию названий, все типы неконструктивного поведения можно разделить на 6 разновидностей: 1 группа – импульсивное, гиперактивное, дети-«шустрики», дети-«катастрофы»; 2 группа – демонстративное, дети-«капризы»; 3 –группа – протестное; 4 группа - агрессивное; 5 –группа – недисциплинированное, «уход от деятельности»; 6 группа – конформное, дети-«мямликм», дети-«тюфяки», пассивное, застенчивое.  

            Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского,  Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской,  А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться    ведущей в данном возрасте деятельности – игре.  

         В изучении игры и обучения, как ведущих типов деятельности, особенно нуждается детская психиатрия, которая предполагает создание (одновременно усилиями врача, психолога и педагога) оптимальных условий для воспитания и развития аномальных детей. Использование игры в лечебных целях на практике получило название play therapy (игротерапия), а специалиста, занимающегося этой профессией, стали называть «игротерапевтом».

В истории отечественной психологии большое место занимает развитие представлений о детской игре. Задача создания новой теории игры, поставленная Л.С. Выготским, получила детализацию в работах таких виднейших отечественных психологов, как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, в исследованиях их учеников.

В основе отечественной теории игры лежит представление о её социальной природе. Игра понимается как «особый тип деятельности ребёнка, воплощающей в себе его отношения к окружающей и, прежде всего, социальной действительности, имеющей своё специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий». (Эльконин Д.Б., 1978).

На ранних этапах детства мотив игры реализует потребность ребёнка в действиях с предметами. В ходе формирования потребности действовать «как взрослый», ребёнок берёт на себя не игровые роли, а воспроизведение роли взрослого. Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребёнка….развиваются психические процессы, подготавливающие ребёнка к новой, высшей ступени развития (Леонтьев,1972). Именно в игре формируются зачатки самосознания. Таким образом, игра становится «источником развития и создаёт зону ближайшего развития» (Выготский Л.С., 1966).

По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного «Я» и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игротерапия представляет собой уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь с взрослым

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения  переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно- двигательной и волевой активности.

Среди психологических теорий игры выделяются, по крайней мере, четыре концепции, представляющие принципиальный интерес для выработки основных теоретико-методических подходов к исследованию указанной темы.

Во-первых, теория Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций, которая частично касается и детской ролевой игры. Он убедительно показал, что мы в ней становимся самими собой. Игра — это источник развития, в ней создаются зоны ближайшего развития.

Во-вторых, система взглядов А.И. Захарова на терапевтическую функцию игры, подчеркивающего, что в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование — катарсис. «Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка».

В-третьих, — «Теория ролей» Я.Мореио («Театр импровизаций»), согласно которой понятие «роль» расширилось до жизненных ролей и охватывает типы поведения, выявленные в самых разных сферах жизни. Согласно этому подходу, все аспекты человеческого поведения возможно описать с точки зрения «играния ролей» . Именно ролевое поведение ребенка отражает его внутреннее психологическое состояние и функциональные тенденции.

В-четвертых, концепция игротерапии, центрированной на ребенке, которая представляет собой целостную терапевтическую систему, а не просто использование небольшого набора техник для построения отношений; она основывается на убежденности в возможностях и жизнеспособности ребенка. В центрированной на ребенке игротерапии ключом к коррекции и развитию являются именно отношения, а не использование игрушек или интерпретация поведения . В этой системе взглядов работали А. Фрейд, Д. Мупггакас, В. Экслайн; в отечественной психологии и педагогике гуманистические идеи центрированной на ребенке игротерапии успешно разрабатываются в исследованиях А. Захарова, А. Спиваковской, Н. Михайленко.

Таким образом, существуют достаточно разработанные теории игры, в основе которых лежат различные концептуальные представления о ее психотерапевтических возможностях в развитии ребенка и признание того, что благотворное формирование его поведения в игре осуществляется благодаря богатству отношений, возникающих под влиянием игрового взаимодействия партнеров.

При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она связана с тремя основными специфическими для детского возраста положениями:

  1. Игротерапия необходима для коррекционно- развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми.
  2. Игротерапия способствует формированию системы межличностных отношений детей.
  3. Игротерапия помогает формированию доверительных профессиональных отношений психологов, психотерапевтов, воспитателей с детьми, которые нуждаются в психологической коррекции.

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

-облегчение психологического страдания ребенка;

-укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;

-развитие способности эмоциональной саморегуляции;

-восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

-коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»-концепции;

-коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.

Для обеспечения процесса игровой терапии необходимо иметь игрушки и различные игровые материалы. Среди них:

  1. Реалистические игрушки.

К ним относятся: кукольная семья, кукольный дом и мебель, машина, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.

  1. Игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств.

К ним относятся Солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.

  1. Игрушки и материалы, способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения.

К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра.

С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшения психического самочувствия (повышении самооценки), социометрического статуса, эмоциональной микроспады,                          коррекции способов общения с другими людьми применяются две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого воспитателя, психолога, психотерапевта в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

При использовании направленной  игротерапии, наставник активно участвует в игре ребенка для актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывания в направлении социально-приемлемых стандартов и норм. В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.

Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе,, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

В качестве структурированного психотерапевтического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры-драматизации, суть которых в разыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректирующие возможности игры заключены в педагогически контролируемой игровой ситуации, в которой дети общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации. В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоций, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познавательной деятельности, способности к коммуникации.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры,; в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения.

В группу игр этого фонда входят также игры, органично сочетающиеся с другими видами искусства: игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация, относящиеся к неструктурированным играм. Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музыкальной, хореографической и т.п. деятельности. Это в свою очередь помогает не только взрослому наставнику установить эмоциональную поддержку в форме эмпатии, но и ему самому   познать себя, свои особенности, успешно реализуя функции самовыражения и коммуникации аффекта.

    Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение педагога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

           Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей дошкольного возраста благодаря тому,  что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

              

 

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижны» игры и упражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей. В результате применения указанной игротехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, Способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата общей психофизической коррекции детей.

Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир. Подобная, педагогически жестко не организуемая, игротерапия позволяет решить следующие коррекционные задачи:

а)        расширение репертуара самовыражения ребенка;

б)        достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка;

в)        коррекция отношений в системе «ребенок- взрослый».

Техника ненаправленной игротерапии включает в себя свободные, то есть самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, кукольные представления, игры- импровизации, сочинения сказок, подвижные игры, игры-забавы и т.п. Коррекция личности ребенка в ненаправленной игротерапии осуществляется в результате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также между детьми и взрослыми. Психолог (или другой взрослый наставник) в подобной позиции пользуется техникой зеркального отражения чувств и мыслей играющего ребенка путем их назализации. В результате подобного отражения поведения играющею взрослого, ребенок открывает путь к самопознанию через диалогическое общение с взрослым, через его речевые высказывания.

Взрослый наставник не отстраняется От играющих детей в ненаправленной игротерапии, а стремится:

а)        организовать атмосферу взаимопонимания, эмоционального сопереживания ребенку и передачи ему этого отношения;

б)        обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;

в)        установить ограничения в игре.

При обучении специалистов для проведения игротерапии обращается внимание на их игровую позицию в направленной и ненаправленной терапии. Воспитатель должен стремиться помочь детям в установлении контактов и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер опорно-двигательной активности.

При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка именно игротерапией. В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в:

а)        положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании детей, увеличении общего числа и пропорций положительно окрашенных самооценок и отношений к себе (Роджерс), в укреплении «эго» и чувства «Я».

б)        в улучшении эмоционального самочувствия: последовательность этапов улучшения самочувствия выступает как движение от первичной недифференцированности  чувств, выражаемых в игре, к ясно выраженным реалистическим дифференцированным положительным и отрицательным отношением к людям;

в)        позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в игре свои способности и намерения. 

Игры на вытеснение страхов у детей

  1. Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.

2. Игра "Лохматый пес" - на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
3
. Игра "Пятнышки". Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т.д.
4.
Игра "Мы охотимся на льва". На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями:
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!
5. Игра "Жмурки". На преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Играть можно с 3-х лет. Водящему плотно завязываем глаза, то есть имитируем замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это.
Игра в "Пятнышки" отмирает только в подростковом возрасте, а "Жмурки" и "Прятки" - в младшем школьном возрасте. Эти игры являются прелюдией к соревновательным играм "Кто первый", "Быстрые ответы" и др.
6.
Игра "Кто первый". На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил. Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.
7
. Игра "Автобус". На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "движения" автобуса ритмично двигаться все вместе.
8.
Игра "Собака лает и кусает за пятку". На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений.
Дети играют. Мимо них на "поводке" ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки.
9.
Игра "Гневная гиена". На преодоление страха животных, выражение гнева. Играем с 3-х лет.
На пальме (стуле) сидит обезьяна, возле – гиена, она гневается:
Я страшная гиена,
Я гневная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Гиена ловит тех, кто старается помочь обезьяне. Дети должны постараться освободить обезьяну и не попасться гиене.
10
. Игра "Смелый заяц". На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
11
. Игра "Сова". На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.
12.
Игра "Болото". На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте.
На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это "болото". Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами "упадешь", "вернись", "не пройдешь" а в конце – одобрение "ну, и молодец", "так держать", "справился".
13.
Игра "Мой страх". Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.
Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх", сопровождая слова движениями, мимикой:
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
Он всех ест и всё пьёт.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: "Ах!"
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!
14.
Игра "У медведя во бору". На преодоление страха животных, внезапного воздействия, остаться одному. Играем с 1-го года.
Выбираем одного из детей "медведем", который спит в берлоге. Остальные дети идут в "лес", выполняя действия по тексту:
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас рычит.
После слова "рычит" дети убегают, а медведь их ловит. Для усиления эмоционального напряжения в этот период взрослый восклицает: "Лови, держи его!", "Ага, поймал, словил!, "Удирай, удирай!" и т.д. В конце, для усилия уверенности в себе, ободряем "Молодцы, убежали!", "Ай, да быстрые, ловкие!".
15.
Игра "Бой петухов". На преодоление страха неожиданного воздействия, боли. Играем с 5 лет.
Дети становятся парами боком друг к другу и прыгая на одной ноге толкают друг друга либо правым, либо левым плечом, стараясь вывести друг друга из равновесия.
16.
Игра "Страшный стул". На преодоление страха неожиданного воздействия, проговаривание своих страхов. Играем с 4-х лет.
В центре комнаты ставим стулья (лучше посредине ковра), дети садятся вокруг стула на ковер. А один из детей садится на стул и рассказывает свою самую страшную историю, чтобы конец ее заканчивался словами "Схватил!", "Поймал", "Держал!" и после этих слов старается кого-то из детей словить, а ребята должны быстро увернуться, убежать, уползти за пределы ковра.
17.
Игра "Баба Ёшка, кто я?" На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, неожиданных телесных контактов. Играем с 3-х лет.
Один из детей, надевший маску Бабы -Яги или другую страшную маску, должен узнать кто это, поймав протянутую руку бегающих вокруг него, трогающих его детей и зовущих изменённым голосом: "Баба - Ёшка, кто я?".
18.
Игра "Баба-Яга". На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия. Играем с 3-х лет.
Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв "помело" - палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят:
Баба - Яга – Костяная нога.
С печки упала, Ногу сломала,
Пошла в огород, Испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается "помелом" запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте, покуда все дети не будут запятнаны.
19
. Игра "Пчелка". На преодоление боязни животных, насекомых, неожиданного воздействия, телесных контактов. Играем с 1 года.
Выбираем медведя, остальные дети - пчелы, "летающие" по всей комнате. Медведь идет к пчелам, говоря слова:
Мишка – медведь идет,
Мёд у пчёл унесёт.
Пчёлки, домой!
Пчёлки улетают в "улей" (в определенный угол), медведь идет к ним. Пчёлки говорят:
Этот улей – домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж!
Пчёлки начинают "жалить", медведь убегает от них.
20.
Игра "Охотники". На преодоление болевого страха, неприятных, неожиданных воздействий. Играем с 5-ти лет.
Выбираем троих "охотников", остальные дети - "звери". Охотники с маленьким мячом в руке располагаются в разных концах игровой площадки, звери двигаются в разных направлениях в центре площади. По сигналу звери замирают, а охотники должны попасть мячом в кого-нибудь. Запятнаные игроки занимают место охотников, игра повторяется.
Правила игры: 1. Нельзя бросать мяч сильно, целиться в голову.
2.
"Звери" могут увертываться от мяча, не сходя с места.
21.
Игра "Коридор". На преодоление страха боли, нападения, животных, неожиданного воздействия, замкнутого пространства. Играем с 5-ти лет.
Дети делятся на две команды становятся друг против друга, образуя коридор. Один из детей должен пробежать через коридор в другой конец, в момент затишья - "стражники спят".
22.
Игра "Пчёлка в темноте". На преодоление страха темноты, замкнутого пространства, высоты. Играем с 3-х лет.
Дети изображают пчёл, летающих с цветка на цветок (стульчики, скамейки, кубы разной высоты). Пчёлки наелись нектара и уснули внутри цветка (дети прячутся под столом). Наступает ночь, цветок закрывает свои лепестки (накрываем стол темной тканью) и пчёлки спят в цветке. Но вот наступило утро (убираем ткань). Пчёлки опять стали летать с цветка на цветок. Игру повторяем, усиливая плотность ткани для создания эффекта темноты.
23.
Игра "Смешные мышки". На преодоление страха животных, неожиданного воздействия, громких, резких сигналов. Играем с 1,5 лет.
Выбираем "кота", остальные дети - "мышки". Мыши, произнося слова и выполняя действия по тексту, подходят к коту: "Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон! Бом-бом-бом! Убежали мышки вон".
24.
Игра "Пугало, пугало, покажись!" - страх неожиданного воздействия нападения. Играем с 5 лет.
Выбираем "пугало", остальные – "грачи". Избранный за ширмой наряжается в пугало, используя для этого ненужные простыни, халаты, коробки, детские ведерки. Грачи же собираются в кучу и хором кричат: "Пугало, пугало, покажись!". Пугало выскакивает из-за ширмы и разгоняет грачей. Затем выбираем новое пугало. Играем покуда каждый не побудет в роли пугала.

  • Игра "Храбрые черепашки", на предоление страха темноты, нападения, неожиданных воздействий. Играем с 4-ех лет.

Выбираем "павлина", остальные – "черепашки". Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин дотронуться до рук, "клюнуть", а черепашки – вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.

  • Игра "Хозяин горы", на переодоление боязни неожиданных телесных контактов, боли, неприятных воздействий. Играем с 5-ти лет.

В кругу или на коврике располагается "хозяин" горы, который должен ее оберегать от нападения "воинов" /не больше 4-5 человек/. Задача хозяина – никого не пускать на гору, воинов – столкнуть хозяина с вершины /круга/.
Правила:

  • Руки держать за спиной, сталкивать без рук, плечом.
  • Со спины на хозяина не нападать!
  • Играем, покуда каждый не побудет хозяином.
  • Игра "Сюрприз", на преодоление страха темноты, неожиданных телесных контактов. Играем с 4-ех лет.

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами, вытянув руки ладошками вверх. Детям постарше глаза можно завязать. Воспитатель кладет на ладошки предметы-сюрпризы, дети обследуют и узнают их. Усложнение: узнать свой сюрприз на общем столе после обследования, открыв глаза.

  • Игра "Поиск клада", на преодоление страха темноты, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

В темной комнате прячем сундук с сюрпризами, дети должны его отыскать вначале по словесным инструкциям, затем по плану-схеме, освещая себе путь фонариком.

  • Игра "Найди пару", на преодоление страха темноты, одиночества, эмоционального напряжения. Играем с 5-ти лет.

У детей фонарики с цветными фильтрами. Каждый должен найти в темной комнате с помощью фонарика пару /того, у кого такой же цвет фильтра/.

Приложение 2

Игры на преодоление страха темноты у детей

Многие дошкольники боятся темноты: не заходят в темную комнату, просят побыть с ними или включить свет. Что делать с такими детьми? Как научить их ориентироваться в темноте и перестать ее бояться? Ответ прост: играйте с такими детьми в игры в темноте. Вот, какие игры в темноте предлагают французские психологи:

  • Прогулки с детьми на улице, участке после наступления темноты. Дети, освоившиеся с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому освещению и в помещении.
  • Поиграть вместе с детьми в полутемной комнате с приоткрытой дверью – пусть по сюжету игры наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра в темноте (это могут быть и кубики, и подушки). А как интересно ночью вести машину! От такой игры не отказываются ни мальчики, ни девочки.
  • Принесите в спальню один или два карманных фонарика. Зажгите их и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви (в случае необходимости можно приподнять коробку) и закройте дверь в спальню. Фонарик – прекрасное средство ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развивать навыки управления собственными движениями, ведь ребенок должен научиться чётко направлять пучок света и удерживать его. Можно предложить следующие игры с фонариком:
  • Взяв в руку фонарик, быстро вращать им – получается что-то вроде маленькой мельницы.
  • Освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускаясь вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках и т.д.
  • Создавать на полу нечто вроде улитки – поднимая фонарь, уменьшать круг света; опуская - увеличивать его.
  • Вместе с детьми подойдите к зеркалу. "Наведите " фонарик на свою ногу, руку, подбородок, ухо и предложите ребятам, глядя на ваше отражение, осветить то же самое у себя. Погримасничайте с детьми перед зеркалом, освещая лица карманным фонариком.
  • Устройте с детьми несложный "театр теней": поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за неё и попросите ребят угадать, какие движения вы делаете, затем предложите кому-то из детей показывать движения за простынёй, а остальным - угадать.

Кроме игр с карманным фонариком, по мере привыкания детей к играм в полутемной комнате в ней можно организовать и другие игры:
1. Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д.
2. Проведите ту же игру "Жмурки", но в полутемной комнате.
3.
Игра "Что в углу?". Выключаем свет и под слова стихотворения А.Л.Кушнир "Что в углу?"определяем, что висит в углу:
Что виднеется в углу?
С чёрной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдагон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это – дедушкин (нянечкин) халат!
Произнося текст стихотворения, дети стараются изобразить и пережить все чувства и эмоции, о которых говорится в стихотворении.

4. Игра "Страшный зверь". Играем с 4-х лет.
Выбираем кошку, храброго (предпочтительно из тех детей, кто боится темноты) и трусливого мальчика и в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина "Страшный зверь":
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица?
Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул:

  • Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

  • Брысь!

5. Придумать вместе с детьми сказку про мальчика, девочку или про игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет очень стыдно за свой страх, и они изо всех сил постараются его преодолеть, а вместе с героями сказки будут преодолевать свой страх и дети. Если малыш почувствует, что он не одинок в своём страхе, ему легче "раскрыться". Скажите, что любимая игрушка или герой боятся темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со своим страхом.
В конце можно предложить детям порисовать на темы ночи и сна, вместе сочинить колыбельные песенки, мастерить кроватку для куклы – трусишки, которая тоже боится темноты. Такие игры способствуют тому, что негативные эмоции ребенка и чувства страха останутся лишь в играх и на бумаге, а в жизни ребёнок будет жизнерадостным и смелым даже в кромешной темноте!
У старших дошкольников и младших школьников большая часть страхов лежит в области учебной деятельности: боязнь "быть не тем", страх сделать ошибку, боязнь получить плохую оценку (своей работе, поведению), боязнь конфликта со сверстниками. Такие страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения и общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют развитию детских неврозов. Выяснить эти страхи и откорректировать их можно также с помощью игр, рисунков, занятий сказкотерапией и определенных методик. Приведем примеры:
1.
Метод неоконченных предложений. Используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности ребенка:
Когда я думаю о детском саде (школе) …
Когда я иду в детский сад (школу, лес)…
Когда воспитатель задает вопрос, я…
Когда я получаю плохую оценку своей работы (поступка) …
Когда я отвечаю у доски …
В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые так важно знать воспитателю.
2.
Рисование на темы: "В детском саду", "В школе", "На улице", "Во дворе", "Семья", "Мой страх", "Что мне снилось страшное" или "Чего я боюсь ночью", "Чего я боюсь днем", "Что было со мной самое плохое или самое хорошее". Тема "Кем я хочу стать" - предлагается после прорисовки всех выше названных тем способствует повышению уверенности детей в своих силах и вносит в настроение детей оптимистическую струю.
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках детей страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка и способствует его эмоциональному благополучию.

Приложение 3

Тренинг по развитию эмоциональной сферы детей

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольников в возрасте 3-7 лет. Способствовать осознанию своих эмоций и пониманию эмоций других людей. Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально, обучая ребят элементам техники выразительных движений: мимикой, жестом, позой. Походкой. Создавать возможность обучения приемам регуляции, саморегуляции и самовыражения.

Структура тренинга

Вводная часть

Цель: Установление эмоционального контакта со всеми участниками тренинга, снятие напряжения и создание положительного фона.
1. Игра "Приветствие".
Дети встают в общий круг.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга, глядя в глаза рядом стоящему товарищу и скажем: "Я рад видеть тебя, Сережа, сегодня в группе".
- Как можно приветствовать друг друга? (Улыбкой, рукопожатием и т.д.) Приветствовать друг друга разными способами.
2.Игра "Солнечный зайчик".
Дети стоят в кругу. Я "направляю лучик" (говорю, какой части тела коснулся лучик), и дети гладят себя по щекам, носу, лбу и т.д. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и гладят друг друга.

Основная часть

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной и познавательной сферы ребят.
1.Игра "Волшебное зеркальце".
Дети берут зеркальце и становятся в круг. На слова: "Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех… (и здесь дети изображают в зеркальце указанную эмоцию)…добрее, злее, веселее". Если дети затрудняются в изображении нужной мимики, то подсказываю: поднять брови вверх, сдвинуть их, зажмуриться, широко раскрыть глаза и т.д.
2.Игра "Заколдованные дети".
Я называю слово или действия этюдов, а дети с помощью невербальных средств (жестов, мимики) стараются передать значение этих слов, действий.
Необходимо показать:
а) значение слов "высокий", "маленький";
б) жалеем бездомного котёнка;
в) мама укладывает спать ребенка, который плачет;
г) доброго, злого дядю.
3.Игра "Слоны и бабочки".
Дети двигаются по комнате, не сталкиваясь друг с другом, тяжело, грузно, как слоны, и легко, порхая, как бабочки, при встрече "слоны" общаются "хоботами", бабочки – "крылышками".
4.Игра "Море волнуется".
Дети произносят слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, испуга, боли и т.д. на месте замри". Определяем, у кого более ярко изображена фигура.
5.Игра "Кто это".
Раздаю детям простые карандаши, листочки, где точками обозначены контуры животных. Дети должны нарисовать контур животного , а затем движением, походкой показать, какое у них животное на рисунке. Остальные - отгадывают, кого изобразил товарищ.

Заключительная часть

Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.
1.Игра "Какой я человек".
Дети прикладывают руку к сердцу и слушают , как оно бьется, затем берут вырезанное из бумаги сердечко и прикрепляют его к вертикальной линии на листе бумаги вверху, в середине, внизу, в зависимости от того, каким они себя считают.

2.Игра "Мусорное ведро".
Ставлю в центр комнаты мусорное ведро и предлагаю нарисовать на листочке свои чувства, от которых бы дети хотели избавиться, а затем изорвать этот листочек и выбросить в мусорное ведро.
3.Игра "Прощание".
Уточняю, как можно попращаться, предлагаю попращаться друг с другом улыбкой, жестом, словами, движением.

Приложение 4

Тренинг по развитию эмоциональной сферы, вытеснению страхов у детей

Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Учить детей понимать свои чувства, передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства /вербальные и невербальные/. Обучать приемам саморегуляции в преодолении страха, саморасслабления для сброса напряжения.

Структура тренинга

Вводная часть

Цель: Установление эмоционального контакта; формирование умения концентрировать внимание на своих ощущениях и переключать его.

  • Игра "Что слышно?"

Дети встают в круг, прислушиваются, а затем звуками, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что слышат за окном, дверью, на улице. Игру заканчиваем радостными приветствиями друг-друга.

  • Игра "Кто за дверью?"

Дети, стоя в кругу, слушают издаваемые за дверью звуки, стук, урчание и пытаются изобразить свои ощущения от этих звуков, угадывая, кто же их издает. Угадав, что это собачка, дети изображают эмоцию радости.

Основная часть

  • Игра "Собачка боится".

Дети должны изобразить, как собачка боится, что потеряла маму, больших чужих собак; незнакомых людей; перейти лужу и т.д., отрабатывая характерные выразительные движения для заданного состояния.

  • Игра "Собачка лает и хватает за пятку".

Поочередно каждого из детей выбираем собачкой, остальные изображают детей, гуляющих в парке, а собачка лает на детей и пытается дотронуться за чью-нибудь ногу. Пойманный должен замереть на месте, сжавшись от страха.

  • Игра "Лохматый пес".

Выбираем собачку, остальные дети под рифмовку произносят: "Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос…". Затем должны подойти к собачке, погладить ее и удирать от нее только после слов "… что же будет?"

Заключительная часть

Цель: Релаксация: успокоение, расслабление.

  • Игра "Дождь".

Все дети /собачки/ весело прыгают, играют, но вот набежала тучка и пошел дождь. Собачки промокли, им холодно. Затем выглянуло солнышко. Играем 3-4 раза.

Литература

  1. Гришина Г.Н. Любимые детские игры / Серия "Вместе с детьми"/.- 96с.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / Серия "Психология ребенка".- СПб.: "Издательство СОЮЗ", 2000.- 448с.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.
  4. Захаров А.И. Детские неврозы ( психологическая помощь родителей детям): СПб.: "Респекс",1995, 192с.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие .- М.: Генезис, 1999.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.- 192с.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.- 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160с.; ил.
  8. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.: "Валери СПД" , 2001.- 112с.; ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Применение педагогических технологий в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста."

Перспективное планирование на год работы по развитию коммуникативных качеств личности старших дошкольников: понимание себя и других, формирование навыков общения. В разработке представленывиды специал...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

«Применениездоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»...

собственная методическая разработка «Применение игровых технологий в развитии дошкольников»

игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведениемФункции игры1.развл...

Методическая разработка. Применение ИКТ в организации досуговых форм деятельности с детьми с ОВЗ в работе музыкального руководителя.

Самые  светлые и радостные   воспоминания   остаются  у детей  с ОВЗ  от праздника, который подарили не только педагоги, но и любимые родители. ...

Методическая разработка Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников

«Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп), являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая...

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...