Организация совместной работы участников образовательного процесса в старшей логопедической группе
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

1Характеристика речи детей пяти лет в норме и патологии.

2. Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет.

3. Организация обучения и воспитания детей с ОНР в условиях группы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной работы участников образовательного процесса

Характеристика речи детей пяти лет в норме и патологии

Развитие речи можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

  • крики — возникают самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых — с момента рождения до 2 мес.;
  • гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 мес.;
  • лепет — стихийно также не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым — с 5-6 до 12-14 мес.;
  • слова — переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета - с 11— 12 мес.;
  • словосочетания — появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов — с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;
  • предложения — ребенок начинает конструировать их в условиях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. Появляются вопросы где? куда?; с 3 лет — вопросы почему? когда?;

•        связный рассказ — появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек — с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке — с 4 лет; овладение элементами контекстной речи — с 5 лет.  

Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет

Фразовая речь

Дети пользуются как простыми, так и распространенными предложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

Понимание речи

Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас

Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов, появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.). Чаще используются прилагательные для обозначения признаков и качеств предметов, для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.), шире используются наречия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.).

Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево деревянный, снег снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.

Грамматический строй речи

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имен существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи.

Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушения в структуре предложений и т.д.

Звукопроизношение

У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Фонематическое восприятие

У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: коза коса', твердым — мягким: поток потек); могут установить наличие заданного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизводить различные интонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление

темпа речи.

Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и синтеза слов самостоятельно, без специального обучения не развиваются.

Кульминационный процесс речевого высказывания

Для выражения своих мыслей дети все чаще пользуются различными синтаксическими конструкциями: предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением, несложными образными описаниями, сравнениями, эпитетами и т.д. «На 5-м году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. Отмечается наличие в их речи почти всех придаточных предложений (кроме определительного)».

Связная речь

К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Основное назначение условного эталона возрастной нормы детской речи — «...соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка».

Характеристика основных компонентов речи детей с ОНР

Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).

Для детей с ОНР характерно:

  • позднее начало речи (в 3-4 года);
  • резкое ограничение словаря;
  • ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
  • дефекты звукопроизношения (все виды);
  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
  • затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.

Диагностический признак ОНР — диссоциация между речевым ,и психическим развитием, то есть психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи.

 Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени.

Фразовая речь

2-й уровень — появляется простая фраза из 2-3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок пользуется простыми конструкциями предложений, но высказывания его бедны, в основном это перечисление воспринимаемых предметов и действий.

3-й уровень — имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Понимание речи

2-й уровень — понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм и морфологических элементов языка.

3-й уровень — понимание обращенной к ребенку речи приближается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас

2-й уровень — словарный запас значительно отстает от нормы; ребенок не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; особенно ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.

3-й уровень — словарный запас значительно возрастает, ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Грамматический строй речи

2-й уровень — грамматический строй речи не сформирован, попытки словоизменения чаще всего неудачны; имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве, отсутствие согласований (имен прилагательных с именами существительными, имен числительных с именами существительными); ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим; пропуск предлогов или замена сложных предлогов на простые; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам.

3-й уровень — ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение

2-й уровень — звукопроизношение значительно отстает от нормы: характерно наличие многочисленных искажений, замен и смешений; нарушено произношение мягких и твердых звуков, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляется диссоциация между произнесением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи.

3-й уровень — произносительные возможности детей улучшаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слоговая структура слова

2-й уровень— по-прежнему грубо нарушена слоговая структура слов и звуконаполняемость слов; характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных.

3-й уровень — нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у детей 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно страдает звуконаполняемость слов.

Фонематическое восприятие

2-й уровень — выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.

3-й уровень — по-прежнему недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Организация обучения и воспитания детей с ОНР в условиях группы.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
  3. Подготовка к обучению грамоте.
  4. Развитие навыков связной речи.

Дополнительные задачи определяются особенностями психического развития детей с ОНР и тем более имеющими ЗПР (особенности внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, моторики, временной и пространственной ориентировки, затруднения в произвольной деятельности и др., коррекция которых необходима для усвоения общей программы).

Педагогический эффект в решении этих задач зависит от творческого и профессионального контакта всех участников образовательного процесса.

Для правильной организации взаимосвязи в работе необходимо:

  • знание программ;
  • знание и понимание общих и частных задач коррекционной работы;

•  правильная организация жизни и деятельности детей;

•        использование разнообразных форм связи в совместной работе всех специалистов (личные контакты, микропедсоветы, конференции, практические семинары, советы и консультации, открытые просмотры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы, различная наглядность в виде экранов, таблиц, диаграмм и т.д.).

В работе над речью детей перед участниками образовательного процесса стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка. Все участники образовательного процесса будут заняты формированием звуковой стороны речи, работой над обогащением словарного запаса, обучением детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитанием речевой активности. При том, что ведущая роль в этой работе, безусловно, принадлежит учителю-логопеду.

Подготовлено по материалам книги

Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л.С. Сековец. — М.: АРКТИ, 2005. — 248 с. (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по здоровьесберегающей деятельности с участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители)

Перспекивный план по формированию основ здорового образа жизни и основ дезовасности со всеми участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители)...

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Домашние животные и их детеныши»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Домашние животные и их детеныши»...

Совместная образовательная деятельность в старшей логопедической группе: «Русская Матрёшка»

Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры....

Родительское собрание "Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе"

Материал родительского собрания содержит основные особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе...

Альбом "Мой край уральский" как результат совместной деятельности участников образовательного процесса в рамках проекта "Юные краеведы".

        Три года в группе реализовывался проект "Юные краеведы". Дети знакосились с родным крем, с его историей, природными богатствами, достопримечательностями. Этот альбом...

«Опыт организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса ДОУ в социальной сети Instagram»

Сетевое взаимодействие с родителями воспитанников посредством социальной сети может служить одной из средств образовательного пространства и сотрудничества. Нужно лишь продумать формы активного включе...