Родительская мастерская Изготовление пособий для занятий с ребёнком дома по обучению звуковому анализу слова
консультация по коррекционной педагогике

Колупаева Галина Николаевна

Родительская мастерская

Изготовление пособий

для занятий с ребёнком дома 

по обучению

 звуковому анализу слова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._master._zvuko_bukv._analiz_2018g.docx1005.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска Первомайского района

«Детский сад № 447 комбинированного вида
« Семицветик »

                Родительская мастерская

Изготовление пособий

для занятий с ребёнком дома  

по обучению

 звуковому анализу слова

G:\Аттестация Оля Галя\4136084660547ef03ccbf7bbb099ed6d.jpg.jpg

                                                                Подготовила: Колупаева Галина Николаевна,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                                                 

                                                                   2018 год

                                     

Цель: Организация совместной работы детского сада и семьи по расширению круга  игр по обучению детей с нарушениями зрения звуковому анализу слова, по изготовлению  пособий своими руками для занятий с детьми дома по обучению звуковому анализу слова.

Задачи:

1. Уточнить  представления родителей о процессе обучения грамоте дошкольников

2. Активизировать знания родителей о звуках и буквах

3. Уточнить представления о гласных и согласных звуках

4. Учить дифференциации согласных по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости

5. Научить правильно делать звуковой анализ слов

6. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребёнком дома

7. Стимулировать у родителей инициативу

8. Развивать фантазию, творческую способность родителей

9. Воспитывать коммуникативную культуру родителей

10. Рассмотреть варианты игр по обучению звуковому анализу слов в ДОУ                    и домашних условиях

Методы и приёмы:

  • словесные методы – объяснение, беседа, дискуссия;
  • наглядные – демонстрация наглядных пособий, показ приёмов;
  • практические – упражнения по выполнению приёмов

 Участники мероприятия: тифлопедагог, воспитатели группы, родители группы детей с нарушениями зрения

   При изготовлении дидактических пособий для занятий с детьми дома по обучению звуковому анализу слов и обучению грамоте решаем несколько задач:

1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза

2. Учить определять наличие определённого звука в слове

3. Учить называть звуки в слове по порядку

4. Совершенствовать умение давать характеристику звукам

5. Развивать слуховое внимание

6. Воспитывать самостоятельность и терпение при выполнении задания

Возрастная категория: дети 3 – 6  лет

Ход встречи:

Здравствуйте, уважаемые родители!

   Предлагаю вам сегодня рассмотреть  вопрос  актуальности обучения грамоте дошкольников с нарушениями зрения и изготовить своими руками  дидактические пособия для занятий с детьми дома по обучению звуковому анализу слова.

  Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы,     и он станет грамотно читать и писать. Однако, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Причиной этого может быть педагогическая запущенность, отсутствие желания и привычки заниматься, трудности в поведении ребёнка, различные нарушения зрения, сниженное внимание. Основной

причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа. Под звуковым анализом понимают определение  порядка  звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.

   Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями зрения проводится на основании общепринятых методических разработок и принципов. Но весь материал нужно адаптировать в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей с нарушениями зрения  и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития. Наглядный материал подбирается с учётом уровня

зрительных возможностей и типом зрительных нагрузок, разработанных Л.А. Григорян. Так, индивидуальное предъявление материала должно осуществляться на расстоянии не более  30 – 35 сантиметров от глаз ребёнка, для фронтальной работы – не далее  1 метра от глаз. При монокулярном характере зрения у детей нарушены зрительное восприятие и ориентировка в пространстве. Дети путают цвета, порядок расположения фишек при выполнении звукового анализа. При обучении фишки лучше сначала использовать не плоскостные, а объёмные, например, цветные модели из конструктора «Лего».

   Обучение дошкольников навыкам звукового анализа  и синтеза – достаточно сложный и длительный процесс. Это важный этап подготовки к обучению  грамоте. Он занимает большой объём времени в образовательном процессе.

   Дети, усваивая грамоту, сначала знакомятся со звуками, а лишь затем, с буквами, которые их обозначают. Прежде, чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. У ребёнка в возрасте от 3-х до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи, а к 6-ти годам уже можно подвести его к чтению. Чтение – это перевод букв в звучащую речь. Связную речь дети делят на предложения, предложения делят  на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки (анализ) и наоборот, объединяют звуки в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.

- Что такое звуки? Это то, что мы слышим и произносим.

- А что такое буквы? Буквы мы пишем и читаем.

  • Какие бывают звуки?  Гласные и согласные.

- Назовите гласные звуки (А У О И Ы Э). Гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Они могут пропеть любую мелодию и живут в красных домиках                 (их обозначают красным цветом).

- Назовите согласные звуки (П Р Н С …). Согласные звуки петь не могут. Воздух свободно не выходит, ему мешают то губы, то зубы, то язык.

  • Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

- Твёрдость и мягкость  согласных звуков определяется на слух. Твёрдые звуки живут в синих  домиках  (их обозначают синим цветом), мягкие – в зелёных  (их обозначают зелёным  цветом).

- Запомните, что всегда твёрдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц],

                              всегда мягкие согласные: [Й], [Ч], [Щ].

- А сейчас давайте поиграем в игру «Посели в домики». 

Но сначала сделаем себе домик с красной крышей и с синей крышей. (Родители вырезают из цветного картона по два домика.) Далее берут по 4  картинки с любыми изображениями животных и начинают их расселять:

- Я поселю белочку в домик с зелёной крышей, потому что в слове «белочка» первый звук  [БЬ], он мягкий.

- Я поселю собачку в домик с синей крышей, потому что в слове «собачка» первый звук [С], он твёрдый. Домики можно сделать из объёмных кубиков с крышами разного цвета.

  • Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

- При произношении глухих звуков голос спит, а при произношении звонких – голос звенит. (Приложите ладонь  к горлу и проверьте наличие вибрации.)

- Давайте поиграем в игру «Покажи карточку». 

 Перед игрой сделаем по 2 карточки: вырежем и наклеем на каждую карточку колокольчик.      На одной из карточек колокольчик перечеркнём чёрной линией.

- Я буду произносить слова. Если в начале слова вы услышите звонкий согласный – поднимаете карточку с колокольчиком, если глухой – карточку, где колокольчик зачёркнут.

  • Звуковой анализ слова.

- Перед вами лежат магнитики красного, синего и зелёного цвета. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА. Сначала медленно произносим слово, выделяя голосом каждый звук и прислушиваемся, какие звуки здесь есть.

- Первый звук [ЛЬ] – согласный, мягкий, обозначаем зелёным магнитиком.

 - Второй звук [И] – гласный, обозначаем красным магнитиком.

- Следующий звук [С] – согласный, твёрдый, обозначаем синим  магнитиком.

- Последний звук [А] – гласный, обозначаем красным магнитиком.

- Сколько в слове гласных звуков?

- Сколько твёрдых согласных?

- Сколько мягких согласных?

- Теперь каждый звук подпишем буквой.

- А сейчас возьмите одну карточку с любым изображением и попробуйте  сделать звуковой анализ этого слова самостоятельно.

     

                                 G:\Аттестация Оля Галя\2.png

- А сейчас давайте изготовим различные пособия для занятий с ребёнком дома            по обучению звуковому  анализу  слова и обучению грамоте.

(Родители рассматривают образцы пособий и изготавливают самостоятельно               из подручных материалов.)

   

               G:\Аттестация Оля Галя\detsad-74731-1403611784.jpg

   

               G:\Аттестация Оля Галя\detsad-896097-1489390902.jpg

  • назови картинку, изображённую на карточке, определи, сколько звуков        в этом слове и прикрепи  прищепки по количеству звуков в этом слове;
  • назови картинку, изображённую на карточке, определи, сколько слогов      в этом слове и прикрепи  прищепки по количеству слогов в этом слове;
  • определи первый звук в слове и прикрепи прищепку соответствующего цвета и т.п.

     G:\Аттестация Оля Галя\detsad-394640-1458659984.jpg

                                      G:\Аттестация Оля Галя\s1200.jpg

Играйте с детьми! Развивайте их! Фантазируйте вместе с ребёнком!

Всем большое спасибо!

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей . Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома.

Домашние задания учителя-логопеда  направлены на  повторение и закрепление изученного.     Прежде чем заниматься с ребёнком, взрослому необходимо прочитать все задания. Выбрат...

Советы логопеда "Как организовать занятия с ребёнком дома?"

Коррекционная работа в логопедической группе предполагает наличие домашних заданий. И очень многие родители спрашивают: "Как заниматься с ребёнком дома? Когда?... ." Данные рекомендации надеюсь помогу...

Как организовать занятия с ребёнком дома?

Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков...

Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома

Домашние задания учителя - логопеда направлены на повторение и закрепление изученного....

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;Задачи:1.Образовательные: продолжать учить детей называть с...