Родительская мастерская Изготовление пособий для занятий с ребёнком дома по обучению звуковому анализу слова
консультация по коррекционной педагогике
Родительская мастерская
Изготовление пособий
для занятий с ребёнком дома
по обучению
звуковому анализу слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._master._zvuko_bukv._analiz_2018g.docx | 1005.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска Первомайского района
«Детский сад № 447 комбинированного вида
« Семицветик »
Родительская мастерская
Изготовление пособий
для занятий с ребёнком дома
по обучению
звуковому анализу слова
Подготовила: Колупаева Галина Николаевна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
2018 год
Цель: Организация совместной работы детского сада и семьи по расширению круга игр по обучению детей с нарушениями зрения звуковому анализу слова, по изготовлению пособий своими руками для занятий с детьми дома по обучению звуковому анализу слова.
Задачи:
1. Уточнить представления родителей о процессе обучения грамоте дошкольников
2. Активизировать знания родителей о звуках и буквах
3. Уточнить представления о гласных и согласных звуках
4. Учить дифференциации согласных по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости
5. Научить правильно делать звуковой анализ слов
6. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребёнком дома
7. Стимулировать у родителей инициативу
8. Развивать фантазию, творческую способность родителей
9. Воспитывать коммуникативную культуру родителей
10. Рассмотреть варианты игр по обучению звуковому анализу слов в ДОУ и домашних условиях
Методы и приёмы:
- словесные методы – объяснение, беседа, дискуссия;
- наглядные – демонстрация наглядных пособий, показ приёмов;
- практические – упражнения по выполнению приёмов
Участники мероприятия: тифлопедагог, воспитатели группы, родители группы детей с нарушениями зрения
При изготовлении дидактических пособий для занятий с детьми дома по обучению звуковому анализу слов и обучению грамоте решаем несколько задач:
1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза
2. Учить определять наличие определённого звука в слове
3. Учить называть звуки в слове по порядку
4. Совершенствовать умение давать характеристику звукам
5. Развивать слуховое внимание
6. Воспитывать самостоятельность и терпение при выполнении задания
Возрастная категория: дети 3 – 6 лет
Ход встречи:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Предлагаю вам сегодня рассмотреть вопрос актуальности обучения грамоте дошкольников с нарушениями зрения и изготовить своими руками дидактические пособия для занятий с детьми дома по обучению звуковому анализу слова.
Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Причиной этого может быть педагогическая запущенность, отсутствие желания и привычки заниматься, трудности в поведении ребёнка, различные нарушения зрения, сниженное внимание. Основной
причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа. Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове.
Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями зрения проводится на основании общепринятых методических разработок и принципов. Но весь материал нужно адаптировать в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей с нарушениями зрения и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития. Наглядный материал подбирается с учётом уровня
зрительных возможностей и типом зрительных нагрузок, разработанных Л.А. Григорян. Так, индивидуальное предъявление материала должно осуществляться на расстоянии не более 30 – 35 сантиметров от глаз ребёнка, для фронтальной работы – не далее 1 метра от глаз. При монокулярном характере зрения у детей нарушены зрительное восприятие и ориентировка в пространстве. Дети путают цвета, порядок расположения фишек при выполнении звукового анализа. При обучении фишки лучше сначала использовать не плоскостные, а объёмные, например, цветные модели из конструктора «Лего».
Обучение дошкольников навыкам звукового анализа и синтеза – достаточно сложный и длительный процесс. Это важный этап подготовки к обучению грамоте. Он занимает большой объём времени в образовательном процессе.
Дети, усваивая грамоту, сначала знакомятся со звуками, а лишь затем, с буквами, которые их обозначают. Прежде, чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. У ребёнка в возрасте от 3-х до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи, а к 6-ти годам уже можно подвести его к чтению. Чтение – это перевод букв в звучащую речь. Связную речь дети делят на предложения, предложения делят на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки (анализ) и наоборот, объединяют звуки в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
- Что такое звуки? Это то, что мы слышим и произносим.
- А что такое буквы? Буквы мы пишем и читаем.
- Какие бывают звуки? Гласные и согласные.
- Назовите гласные звуки (А У О И Ы Э). Гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Они могут пропеть любую мелодию и живут в красных домиках (их обозначают красным цветом).
- Назовите согласные звуки (П Р Н С …). Согласные звуки петь не могут. Воздух свободно не выходит, ему мешают то губы, то зубы, то язык.
- Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
- Твёрдость и мягкость согласных звуков определяется на слух. Твёрдые звуки живут в синих домиках (их обозначают синим цветом), мягкие – в зелёных (их обозначают зелёным цветом).
- Запомните, что всегда твёрдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц],
всегда мягкие согласные: [Й], [Ч], [Щ].
- А сейчас давайте поиграем в игру «Посели в домики».
Но сначала сделаем себе домик с красной крышей и с синей крышей. (Родители вырезают из цветного картона по два домика.) Далее берут по 4 картинки с любыми изображениями животных и начинают их расселять:
- Я поселю белочку в домик с зелёной крышей, потому что в слове «белочка» первый звук [БЬ], он мягкий.
- Я поселю собачку в домик с синей крышей, потому что в слове «собачка» первый звук [С], он твёрдый. Домики можно сделать из объёмных кубиков с крышами разного цвета.
- Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
- При произношении глухих звуков голос спит, а при произношении звонких – голос звенит. (Приложите ладонь к горлу и проверьте наличие вибрации.)
- Давайте поиграем в игру «Покажи карточку».
Перед игрой сделаем по 2 карточки: вырежем и наклеем на каждую карточку колокольчик. На одной из карточек колокольчик перечеркнём чёрной линией.
- Я буду произносить слова. Если в начале слова вы услышите звонкий согласный – поднимаете карточку с колокольчиком, если глухой – карточку, где колокольчик зачёркнут.
- Звуковой анализ слова.
- Перед вами лежат магнитики красного, синего и зелёного цвета. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА. Сначала медленно произносим слово, выделяя голосом каждый звук и прислушиваемся, какие звуки здесь есть.
- Первый звук [ЛЬ] – согласный, мягкий, обозначаем зелёным магнитиком.
- Второй звук [И] – гласный, обозначаем красным магнитиком.
- Следующий звук [С] – согласный, твёрдый, обозначаем синим магнитиком.
- Последний звук [А] – гласный, обозначаем красным магнитиком.
- Сколько в слове гласных звуков?
- Сколько твёрдых согласных?
- Сколько мягких согласных?
- Теперь каждый звук подпишем буквой.
- А сейчас возьмите одну карточку с любым изображением и попробуйте сделать звуковой анализ этого слова самостоятельно.
- А сейчас давайте изготовим различные пособия для занятий с ребёнком дома по обучению звуковому анализу слова и обучению грамоте.
(Родители рассматривают образцы пособий и изготавливают самостоятельно из подручных материалов.)
- назови картинку, изображённую на карточке, определи, сколько звуков в этом слове и прикрепи прищепки по количеству звуков в этом слове;
- назови картинку, изображённую на карточке, определи, сколько слогов в этом слове и прикрепи прищепки по количеству слогов в этом слове;
- определи первый звук в слове и прикрепи прищепку соответствующего цвета и т.п.
Играйте с детьми! Развивайте их! Фантазируйте вместе с ребёнком!
Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как организовать занятия с ребёнком дома? Рекомендации для родителей.
Организация занятий с ребенком дома....
"Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома"
Консультация для родителей...
Рекомендации для родителей . Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома.
Домашние задания учителя-логопеда направлены на повторение и закрепление изученного. Прежде чем заниматься с ребёнком, взрослому необходимо прочитать все задания. Выбрат...
Советы логопеда "Как организовать занятия с ребёнком дома?"
Коррекционная работа в логопедической группе предполагает наличие домашних заданий. И очень многие родители спрашивают: "Как заниматься с ребёнком дома? Когда?... ." Данные рекомендации надеюсь помогу...
Как организовать занятия с ребёнком дома?
Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков...
Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома
Домашние задания учителя - логопеда направлены на повторение и закрепление изученного....
План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;Задачи:1.Образовательные: продолжать учить детей называть с...