" Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ "
презентация по коррекционной педагогике

            Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ.           

Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   является проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

Но сохранение здоровья - это не просто отсутствие болезней; это ещё и состояние полного  психического а также социального благополучия.

На сегодняшний день уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко идут по жизни вместе с нашими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Сказкотерапия

как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ.            

Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   является проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

Но сохранение здоровья - это не просто отсутствие болезней; это ещё и состояние полного  психического а также социального благополучия.

На сегодняшний день уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко идут по жизни вместе с нашими детьми.

В связи с этим, нашей основной задачей становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, приобретение элементарных знаний о законах жизни и применение их в повседневной жизни. 

Поиск эффективных инновационных технологий, решающих внутренние проблемы ребёнка ориентировал меня на использование сказочной терапии.

Спросите почему? Всё очень просто!

 - Сказку любят все.

-  В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно).

 -  Для сказочного героя и выход из положения придумать легче.

 - В сказке можно всё! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо кончается. Это известно всем!

Целью моей работы : формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков к здоровому образу жизни, а также использование полученных знаний в общении с окружающими людьми.

Но данная цель достигается через ряд задач: а именно

  • Снятие тревожности;
  • Развитие контроля над импульсивностью;
  • Развитие положительного отношения к себе и другим;
  • Обучение навыкам снятия напряжения, работа с негативными чувствами и эмоциями;
  • Развитие эмпатии и рефлексии;

В основу  сказкотерапевтических методов я включаю данную триаду: «рассказ – рисунок – рефлексия».

Первый метод «Рассказ»

Безусловно, каждый рассказ имеет определённую направленность и определённые ситуации, схожие с теми, в которые часто попадают дети. Также в нём должны описываться чувства, возникающие у детей, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Я часто использую в сказках имена героев, созвучные с именами детей. Это помогает детям быстрее включить в поле сказки свой личный опыт.

Особое внимание уделяю окончанию сказки. Оно должно быть торжественно по форме и эмоционально по содержанию и обязательно должно включать в себя «залог» на будущее.

Обратите внимание! Сказку лучше рассказывать, а не читать, т.к. при этом можно наблюдать, что происходит в процессе работы с детьми.

Метод «Рисунок»

После прослушивания предлагаю детям сказку нарисовать. Для чего это нужно? Рисуя карандашами, красками или гуашью на бумаге дети воплощают всё, что их волнует, свои чувства, мысли. Тем самым они освобождаются от тревоги, или другого чувства, которое их беспокоило. Иногда делают много рисунков и даже сами их нумеруют. При этом дети в итоге сами выбирают, каких персонажей они оставляют себе (в основном положительных), какие выбрасывают (отрицательные).

Метод «Рефлексия»

В любом случае после рисования проводится рефлексия. Все интересующие вопросы детей обсуждаются в процессе групповой работы, что  часто превосходит  эффект, полученный непосредственно от прослушивания сюжета сказки.

Важно в этой ситуации ещё раз обратить внимание детей на положительный финал сказки, помочь перенести его в конкретную ситуацию ребёнка.

Необходимым условием проведения занятия является то, чтобы сказка подходила детям по возрасту.

Если рассматривать терапевтическую (коррекционная) функцию моей статьи, то она заключается в ненавязчивой сказочной форме предложения детям положительного примера поведения, и нет ничего удивительного, что воспитанники начинают часто вести себя как и сказочные герои. Они стремятся пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. 

Таким образом, основной замысел работы  заключается в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, «расширением» своего поля сознания и поведения, а также поиском нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций.

Необходимо помнить, что именно терапевтическая сказка является мощным фактором, влияющим на снятие внутренних зажимов, развития чувства уверенности в себе, и, как результат, возможности безбоязненно раскрыть внутренний потенциал, который будет благоприятно влиять не только на здоровье, но и на успешное будущее ребенка.

 « Выбрав правильную сказку сегодня, Вы сможете получить положительный результат уже завтра»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №140 « Творчество» Андреева О.Н.

Слайд 2

Сказкотерапия – «лечение сказкой» . Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Слайд 3

Функции сказок: диагностическая ( выявление существующей проблемы ребенка) прогностическая (выявление ранних детских переживаний) терапевтическая (коррекционная) ( ребенку предлагается положительный пример поведения)

Слайд 4

Виды сказок: По задаче: Дидактические (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) Художественные (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества) Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

Слайд 5

Виды сказок: По содержанию: народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных ( Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций) волшебные сказки (дети 5- 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).

Слайд 6

Решение дополнительных задач. отработка произвольного внимания сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций работа с детьми, имеющими речевые нарушения .

Слайд 7

Формы работы в сказкотерапии: Рассказывание сказок Сочинение сказок Постановка (разыгрывание) сказки Сказочная имидж-терапия . Сказочное рисование Медитации на сказку

Слайд 8

Счастливого сказочного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Нетрадиционные методы и приёмы сохранения и укрепления здоровья детей

В докладе представлены интересные нетрадиционные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья....

Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ

Данный материал будет интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Представлен Проект использование здоровье сберегающих технологий....

Музыкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Музыкотерапия строитс...

"Виды арт-терапии, используемые в ДОУ: Сказкотерапия, как метод сохранения и укрепления здоровья детей"

Понятие здоровье неотделимо от человека, поэтому проблема здоровья – проблема человека. На сегодняшний день тема здоровьесбережения  в образовательном процессе является особенно акту...