Картотека игр по логоритмике
картотека по музыке

Юшко Нэлла Евгеньевна

 Дидактический материал для реализации программы "Логоритмика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по ритмодекламации

17 апреля 2020

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

       Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по- разному.

       У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

       Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Название темы:  «Природа и животные» (октябрь)

Прилетела птичка.  

1.    Прилетела к нам птичка                                        Ребёнок или группа изображают пархающую

      И порхала целый день.                                           птичку.                               

 Принесла невеличка                                               Руки сложить вместе к груди

 Письмецо для детей.                                              Вывернуть ладошки, как бы письмо

2.    Птичка наша, ты лети,                                           Остальная группа машут рукой, прощаясь вслед

Здесь дружка себе найди.                                       Подходят друг к другу, обнимают друг друга,

 Ты письмо ему отдай,                                             «передают « письмо.

 К нам играть вставай.                                            Придумывают совместное движение.

1 вариант: В игре могут участвовать от двух и более человек.

2 вариант: Все дети в кругу, одна птичка летает вокруг. Подходит к любому ребёнку, передаёт письмо «из клювика в клювик», тот, кого выбрали, встает в круг и задаёт движение.

 

Ранним утром.  (Т.Э.Тютюнникова)

  1. Ранним утром на рассвете,                                   первая группа детей – шлепки по ногам

Шух- шух- шух,                                                      вторая группа детей – «шуршат ладошками»

То ли аист, то ли ветер,                                          первые – шлепки по ногам

Шух- шух- шух,                                                      вторые  -  «шуршат»

Пролетел среди берёз,                                            первые – изображают «крылья»

Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

Новость новую принёс,                                          первые – пальчик указательный к губам

Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

И по лесу тут же слухи,                                          первые – друг к другу «шепчутся»

Ссшшш!                                                                   вторые – звукоимитация голосом

Полетели точно мухи,                                            первые – машут мелкими «крыльями»

Зззззз!                                                                       вторые – звукоимитация голосом

Покатился лесом гул:                                              первые – нарисовать руками большой круг

Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом

То спросонок лес вздохнул,                                    первые – глубокий вдох

Ггуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосом

И посыпалась роса,                                                 первые – «брызги» руками

Кап- кап- кап- кап!                                                   вторые – звукоимитация голосом

Зазвучали голоса                                                      первые и вторые расходятся в разные сторо

Ааааа!                                                                         ны, изображают разные голоса лесных жи

                                                                                    телей.

Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.

Лесной вальс.  (Т.Э.Тютюнникова)

1.         Белочка с зайчиком вышли гулять,                               хлопки, шлепки на трёхдольный размер

Травки поесть и орешков собрать,                                 одновременно все вместе,        

Рыжая белочка – щёлк да по - щёлк,                              первые – шлёпают,                        

Заинька серенький – прыг да прыг, скок.                       вторые – хлопают.

  1. Видят вдруг ёжик бежит по траве,                                  третьи – «шуршат» руками, продолжая

      Гриб сам нашёл он в траве – мураве,                              сопровождать трёхдольный размер.

      Весь я в иголках – пых, да по – пых,

     Помнить друзья  бы должны вы о них!

Данная речевая декламация в трёхдольном размере. Разучивать, как форму рондо. Имеет место импровизационное инсценирование.

  1. «Цирк» (ноябрь)

Дирижёр.

Когда прозвенел на арене звонок,                       хлопки ладошками

Четыре утёнка пришли на урок.                          шлепки по коленям

Потом лягушонок над хором                               дирижирует

Назначил себя дирижёром.                                  дирижирует

      Он крякать по нотам не может.                           хлопки

Но это его не тревожит.                                        хлопки.

Продикламировать данное стихотворение, используя предложенные жесты и ритмический рисунок. Возможны другие варианты.

 

Мечта.

Есть у нашего кота                                  поклон к ноге

Тра- та- та, тра- та- та.                                                  

Очень давняя мечта:                               указательный палец многозначительно поднять вверх

Тра- та- та, тра- та- та.

Научить царя зверей                               припасть на колено, рукой изобразить корону на затылке

      Э-ге- гей, э- ге- гей.

Быть немножечко добрей                        руки от сердца развести в стороны, встать

       Э-ге- гей, э- ге- гей.

 

Укротителю- коту                                     важная поза, рука в верх

Ти- ти- ту, ти- ти- ту,

Верен лев за доброту,                               кивки головой

Ти- ти- ту, ти- ти- ту,

      Он, зажмурив оба глаза,                           зажмурить глаза

      Оп- ля- ля, оп- ля- ля.

Прыгнет в обруч без приказа.                  прыгнуть вперёд

      Ап- ля- ля, оп- ля- ля.

В этой ритмодекламации сочетаютсяч ритмический рисунок и выразительные движения. Обыграть можно разными способами: двое- действующие лица, остальные – ритмическая поддержка, или половина детей выполняют движения, другие- ритмическое исполнение на музыкальных инструментах.

 

 

  1. «Волшебная страна» (декабрь)

 

Часы.  Л Николаенко. .  (авторская)

Бьют часы на башне:                             проговаривают хором

Бим! Бом! Бим! Бом!                              четыре удара  половинными              I           I          I       I

А стенные поскорее:

Тик – так! Тик – Так!                             четыре удара четвертными                 I     I     I    I

А карманные спешат:

Тики – таки, тики – таки,                       десять восьмых и одна четверть       П   П   П   П   П  П   I

Тики – таки – так!

Данное стихотворение можно продекламировать на фоне остинатного ритма четвертными. Удары можно воспроизводить как хлопками, так и музыкальными инструментами.

 

Прыг – скок.  (Т.Э.Тютюнникова)

(игра с палочками)

Прыг – скок! Прыг – скок! –                              все вместе отстукивают ритм

Сел кузнечик на листок,                                    один солист свой вариант игры.

Прыг – скок! Прыг – скок! –                              так продолжать до конца с разными солистами.

Лягушонок – на мосток,

Прыг – скок! Прыг – скок! –

Скачет козлик по дорожке,

Прыг – скок! Прыг – скок! –

Это прыгают ладошки!

Эта игра проходит, как чередование тутти и соло. Вся группа – тутти, а четыре солиста, в своё время вступают- соло, импровизируя с палочками.

 

«Мороз Иванович»  Л.Г.Сочило

  1. Месяц светит, дым струиться                

В небо из трубы.

Новый год в окно стучится,

Слышаться шаги.

  1. В эту ночь Мороз Иваныч

      В гости к нам придёт,

      Много- иного нам подарков

      Добрый дед несёт.

Задание на творчество и воображение.

На каждую предложенную фразу дети придумывают соответствующее движение. Когда педагог озвучивает текст, дети «цепочкой» по одному демонстрируют придуманное.

 

  1. «Новый год в музыкальном городе»  (январь)

 

Музыканты.  

Однажды музыканты собрались выступать,                     говорят хором, заранее распределив себе

все взяли инструменты и начали играть.                           выбранные инструменты

1. Я выступаю, на дудочке играю,                                      один ребёнок

    Вы повторяйте, время не теряйте!

    Ту- ру- ру- ру,  ту- ру- ру- ру,                                          соло на дудочке (ребёнок задаёт ритмический                                            Ту- ру- ру- ру- ту- ру!                                                           рисунок).

2. Я выступаю, на скрипочке играю,                                  аналогично

    Вы повторяйте, время не теряйте:

    Зим- зим- зим- зим, зе- рим- зим- зим,

    Зе- рим- зим- зим- зим, зе- рим!

3. Вот барабан и на нём я играю,                                        аналогично  

    Вы повторяйте, время не теряйте:

    Бум- бум- бум- бум, бу- рум- бум- бум,

    Бум- рум- бум- бум, бу- рум- бум.

Можно использовать вариант повтора ритмического рисунка после каждого исполнителя. В этой речевой игре важны для формирования основ музыкального восприятия мимика, пантомима.

Наступили холода.  (авторская)

Ехать в поезде тепло                           «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)

Поглядим- ка мы в окно.                     изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)

А на улице зима,                                   «мёрзнут» (потирают свои плечи)

Наступили холода.

Да- да- да-                                              три хлопка

Наступили холода.                                потирают ладошки

Да- да- да-                                              три хлопка

Превратилась в лёд вода.                     раскрыть руки в стороны, замереть

Ду- ду- ду-                                             три хлопка

Поскользнусь я на льду.                       покачивающие движения

Ду- ду- ду-                                             три хлопка

Я на лыжах иду.                                    имитация «на лыжах»

Ды- ды- ды-                                          три хлопка

На снегу есть следы.                            широкие шаги ног

Ди-ди-ди-                                              три хлопка

Ну, заяц, погоди!                                   грозят указательным пальчиком.

Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.

 

Как на горке снег, снег.  И.Токмакова

Как на горке                                          руки подняты вверх

Снег, снег,                                               два раза кисти рук мягко опускаются вниз

И под горкой-                                         руки опустить вниз

Снег, снег,                                               два раза кисти рук мягко опускаются вниз  

И на ёлке-                                               соединить руки домиком

Снег, снег,                                               два раза кисти рук мягко опускаются вниз

И под ёлкой-                                          опустить руки вниз

Снег, снег,                                               два раза кисти рук мягко опускаются вниз  

А подёлкой спит медведь.                    положить ладошки под щёчку и закрыть глаза

Тише, тише. Не шуметь!

Ритмическое повторение можно варьировать по разному: добавлять игру на музыкальных инструментах, разделить группу детей по полам. Одни держат остинатный ритм, другие на этом фоне декламируют стихотворение.

  1. «Любимые сказочные герои» (февраль)

Скрипучие ботиночки. А. Бродский.  (авторская)

У маленькой Мариночки                                 движение по кругу, шаги ритмичные по тексту

Скрипучие ботиночки:

Скрип- скрип,                                                   упражнение на месте «переминание» ног по очереди

Скрип- скрип,                                                   поднимаясь с пятки на носок.

Ботиночки скрипучие –                                   двигаются по кругу так же

Самые лучшие.

Скрип- скрип,                                                   на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Соседи все встревожены,                               двигаются по кругу, руки в боки

Терпеть не расположены.

Скрип- скрип,                                                   на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Однако делать нечего,                                     движения по кругу, закрыть ладошками уши

И слушают до вечера:

Скрип- скрип,                                                  на месте, движения повторяются

Скрип- скрип

Пора уж спать Мариночке,                             «зевает, руки под щёчку,

Сняла она ботиночки –                                   «снимает» ботиночки,

И прекратился скрип.                                     «спит», опустившись на корточки.

.Игра на чередование двух повторяющихся движений. Продвижение идёт по кругу, при остановках корпус не разворачивать, можно добавить движения руками.

 

Хомячок.  (авторская)

Почему вы, хомячки,                                           хлопки кулачками рук по надутым щекам  

Пухлые, как кабачки?

Отвечают хомячки                                               руки в стороны, обращаясь к хомячкам

Пухлые, как кабачки:

     - Не в почёте хомячок,                                          хлопки руками по бокам

      Если худ его бочок.

Одна группа детей имитируют действие, другая- озвучивают.

 

 

  1. «Волшебное колечко» (март)

Гости.

Ай люли, ай люли!                                          дети идут хороводом, в середине- сидит солистка

Гости к Дашеньке пришли!                             все делают поклон в пол                            

Петушок в сапожках,                                       размахивают руками, высоко поднимая ноги (важно)

Курочка в серёжках!                                        «фонарики» на уровне головы

Селезень в кафтане,                                         «еврейская поза»

Утка в сарафане,                                               раскрыть руки встороны, показывая свой наряд

Котик в новой свитке,                                      «полочка» руками

Кошечка в накидке,                                          «мягкие лапки» в разные стороны

С перстеньком на лапке,

А собачка в шапке.                                            руками «показываем шапку»

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

«Ай люли, ай люли!                                        дети идут хороводом, в середине- сидит солистка

Гости к Дашеньке пришли!                             все делают поклон в пол        

В середине сидит солист, вокруг которого ходят дети, импровизируя, или по показу взрослого выполняют движения по тексту.  Имена можно заменять: Машеньке, Коленьке.  

 

Шутка. В. Волина

Мальчик к доктору идёт:                               идёт неторопливо, повесив голову

- У меня болит живот,                                    «крутит» живот

- Что ты ел?                                                     смотрит в очки

- Я персик ел,                                                   руками изображает круглый персик

Он зелёный,  недозрел.                                   «чешет» затылок

Доктор капли дал для глаз:                            «протягивает руку с каплями»  

- В день пускай по десять раз.                        грозит указательным пальцем

Может, лучше разберёшь,                                руки в боки.

Что ты в рот к себе кладёшь?

Это шуточное стихотворение можно инсценировать по ролям. Работать над речевой жестовой выразительностью.    

     

Два кота.

 Та- та, два кота,                                           хлопки

Два ободранных хвоста.                              «крутят хвостиками»

Серый кот в чулане,                                      важно вышакивает

Все усы в сметане.                                        «нарисовать усы»

Чёрный кот залез в подвал                           «идёт крадучись»

И мышонка там поймал!                               прыжок.

Упражнение на имитацию образа. Проигрывать можно как в парах, так и группами.

 

  1. «Сказочная шкатулка» (апрель)

 

Короед.  (авторская)

      Короед живёт в бору,                                   Ритмичными движениями хлопаем себя в бока

Ест душистую кору.                                      из положения   согнувшись, медленно

И, должно быть, для красы                          поднимаясь вверх        

Отрастил себе усы.                                       «нарисовать» усы

Короед, короед,                                             обращаемся хитрым голосом

Пригласи- ка на обед!                                   наклон, раскрыв руки

Засмущался короед                                        руки «калачиком»

И ответил твёрдо: «Нет!                               на слово «Нет!» топнуть ногой

Тот, кто любит с маслом кашку,                   грозит указательным польцем.

Есть не станет деревяшку!»

Диалоги распределить среди детей. Для большей выразительности акцентировать слова – «усы», «Нет», «деревяшку».

 

Божья коровка.  (Т.Э.Тютюнникова)

      Божья коровка                                                  Поочерёдные шаги ногами, акцентируя сильную

Чёрная головка!                                               долю правой ногой, до окончания стихотворения

Улети на небо,                                                  хлопки снизу вверх

Принеси нам хлеба,                                         руки раскрыли в стороны

Чёрного и белого,                                            правую руку  в сторону,  левую руку в сторону,                                

Только не горелого!                                         указательным пальцем в стороны  

Эту потешку  впоследствии можно разучить каноном два раза подряд. Возможно добавление и третьего круга, если есть «заводилы».

   

 

 

Песенка бабочек.

1.   Ах, как легка,                                     «Кылышками» порхаем ритмично- два взмаха вправо

Жизнь мотылька!                                два - влево

Тра- ля- ля, тра- ля- ля,                       хлопки:

Ля,  ля- ля!                                                          

Легче пушинки                                    остальные движения продолжать в том же ритме.

И ветерка!

Ди- би- ди, ди- би- ди,

Да, да- да!

Как коротка,

Жизнь мотылька,

Тра- ля- ля, тра- ля- ля,

Ля,  ля- ля!    

Дружно порхаем,

И напеваем,

Ди- би- ди, ди- би- ди,

Да, да- да!

На протяжении всего стихотворения происходит чередование повторяющихся жестов «порхающ        их крылышек» и ритмичных хлопков.

Название темы: «Художники»  (октябрь)

Капли  Г.Вихаревой

      Капля – раз! Капля – два!                            половинные доли на слова- «раз». «два»,

Капли медленно сперва.                              четвертными

Стали капать ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом                                  восьмыми

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!                               шестнадцатыми

Побежим скорей домой.

Данное упражнение на развитие чувства ускорения. Можно выполнять сидя на стульчиках, прохлопывая  доли руками или шлёпая по коленям, можно в движении по кругу, топая ногами, или применять другие варианты.

 

 

 

 

Ипподром. О.Арсеневская

Кони выходят на старт!                          шлепки по коленям

Внимание! Марш!                                   более частые шлепки

Барьер!                                                     один хлопок

Двойной барьер!                                     два хлопка

Бежим по мостовой!                               попеременно хлопать по ключицам

Бежим по траве!                                      трение ладонь о ладонь

По болоту!                                                указательными пальцами к уголкам рта, всасывают воздух

Вот видна трибуна!                                 кричат: «Эге- гей!»

Скоро финиш!                                          темп шлепков ускоряется

Финиш!                                                     Кричат: «Ура!» и «вытирают пот».

Дети выполняют движения по тексту, развиваются быстрота реакции и чувство темпа.

 

               2. «Цирк» (ноябрь)

 

Зверушки.  (авторская)

Все зверушки любят смех-                                     взрослый читает тест

«Ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха».                                     Импровмзация в заданном метре, т.д.

Это хаханьки для всех-

«Ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха».

Им смешинка в рот попала-

«Ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха».

И в животике застряла-

«Ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха».

Мишки весело гогочут-

«Го- го- го- го- го- го- го»

Толстым голосом гогочут-

«Го- го- го- го- го- го- го»

А мартышки верещат-

«Ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха».

Тонким голосом пищат-

«Ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха- ха».

Взрослый читает тест, а дети цепочкой придумывают и озвучивают сходу свой вариант ритмического рисунка на каждую нечётную фразу. Этот ритм можно выразить как жестом так и с помощью музыкального инструмента.

 

 

Новоселье.  

В нашем цирке представленье-

Значит, праздник и веселье,

И огней весёлый блеск

Все приехали в Ижевск.

Остинатным ритмом этого стихотворения будет синкопированный ритм. Его можно испольнять различными хлопками или на музыкальном инструменте.

 

Весёлый народ.  (авторская)

Смеются девчонки, смеются мальчишки-

Две пары перчаток надела мартышка.

Мартышка на ослике едет верхом.

Медведь почему- то идёт босиком.

А ослик упрямый никак не поймёт,

Что клоуны – самый весёлый народ.

Выполнять это упражнение по такому же принципу, как предыдущее. Основа- трёхдольный размер, выделять сильную долю, начало из- за такта.

 

Тюлень.

Очень нравиться тюленю

Быть жонглёром на арене.

Может мячик целый день

На носу носить тюлень.

Задание:  сочини свой ритмический рисунок на заданное стихотворение.

 

 

 

                                      3. «Зимняя сказка» (декабрь)

 

Снег.

 

Снег так искрится зимой и блестит,                          «брызги» руками

Сотнями искорок ярко горит.                                      в конце замирают в красивую позу.

Предложить детям поискать интересные шаги и движения, чтоб они сочетались с ритмом стихов, впоследствии выбирается наиболее подходящее движение. Можно включать игру на металлических инструментах. В конце – застывшая фигура.

Ты, мороз!  (Т.Э.Тютюнникова)

 

Ты, мороз, мороз, мороз,                                          идут по кругу, грозя пальцем

Не показывай свой нос!                                           показывают двумя руками «нос»

Уходи скорей домой,                                                 ладонями «отталкивают»

Стужу уноси домой,                                                  кружатся вокруг себя  притопывая

 А мы саночки возьмём                                             бегут по кругу, потирая ладони

И на улицу пойдём.                                                    

Сядем в саночки- самокаточки!                                останавливаются

С горки упали,                                                             «с горки»- руки вверх, «упали»-резко присесть

От мороза убежали!                                                     разбежались врассы

 

                                 4. «Петрушка в музыкальном городе» (январь)

Петрушка. О.Высоцкая.  

     Едет, едет наш Петрушка, 

     Похваляется конём,

Не беда, что конь – игрушка,

Можно ездить и на нём.

Данное упражнение можно использовать, как имитацию действия. Можно создать звучащий фон с помощью щелчков или шлепков.

 

Частушки.

1.   Эй, девчонки- хохотушки,                                    4.  Ваши ноги косолапы,

      Запевайте- ка  частушки!                                           В такт они не топают.        

      Запевайте веселей,                                                     Посмотрите- ка на наши -

      Чтоб порадовать гостей!                                            Как задорно шлёпают.

2.    Мне в приданое корову                                       5.   Извини меня, подружка,

      Не хотела мама дать,                                                  Что к тебе я не пришёл:

А жених меня не хочет                                               Штаны папины большие,

Без коровы замуж брать!                                            А свои я не нашёл.

3.    Меня мама родила,                                             6.    Мы частушек много знаем,                                        

Думала – хорошая,                                                      Все частушки разные!

Развернула, посмотрела –                                           Вы хорошие ребята,

      Девочка курносая!                                                       А ладошки – грязные!

Игры в «частушки» рассчитаны на ощущение куплетной формы. В этой игре педагог поёт, а дети в момент проигрыша прохлопывают или на инструментах проигрывают собственный ритмический рисунок.

 

Волшебные барабаны.  (Т.Э.Тютюнникова)

Бъёт волшебный барабан:                                          текст произносит один педагог или вместе

Бам! Бам! Бам!                                                              I    I    I

А волшебный барабум:                                                 

Бум- бум- бум,  бум!                                                     П   I   I

Бъёт волшебный барабах:

Бах- бах- бах, бах- бах- бах!                                        П   I  П  I

А волшебный барабух:

Бух! Бух!                                                                         I       I

Барабан, барабум,

Поднимают страшный шум:

Бам.бам, БАМ!  Та- Ра- рам!!!                                    (шум звуков)

 Бум- бум- бум- бум- бум!

Барабух, барабах,

Громко скажут нам БА – БАХ!

Бум! Бабах!

 Бум- бум- бум- бум- БАХ!

Через это упражнение можно поупражняться в звучащих жестах. Во время текста дети двигаются по кругу и стучат кулачками.

 

                                 5.  «Сказочная страна» (февраль)

Телёнок. А. Веденский

Бу- бу,                                                          два прыжка

Я рогатый,                                                  «рожки» из пальчиков

Бу- бу,                                                          два прыжка

Я хвостатый,                                              хвостик» из руки за спину

Бу- бу,                                                          два прыжка

Я ушастый,                                                «ушки» из ладошек

Бу- бу,                                                         два прыжка

Очень страшный,                                      изобразить страшный вид

Бу- бу,                                                          два прыжка

Испугаю,                                                    пугающий жест

Бу- бу,                                                          два прыжка

Забодаю!                                                    «бодаются»

Это упражнение можно декламировать как одному ребёнку, с последующими догонялками, так и всей группой детей. Проследить за совпадением речи и движений.

 

Шарик  Б.Толкачёв.  (авторская)

Шарик мой воздушный,                                     широкие взмахи руками над головой, покачиваясь                                

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,                                             движения рук с меньшей амплитудой

Зачем поднялся ввысь?

Вернись скорее, шарик!                                    

Вернись!...                                                           мелкие, частые взмахи руками над головой.

С помощью данного стихотворения можно прочувствовать динамику звука, и амплитуду движений от громкого к тихому, от широких движений к мелким.

 

                                        6. «Кошки»  (март)

 

Кошкин дом. (авторская)

      Бом- бом, бом- бом!                           «звенящие тарелки», скользящие движения  прямых рук-4 раза

Загорелся Кошкин дом!                    активное разжимание кистей с положения жатого кулачка-4 раза

Кошка выскочила,                              схватиться за голову

Глаза выпучила,                                 приставить к глазам «очки» из больших и указательных пальцев

Побежала к дубе,                                хлопки ладошками:  П  П  I  I

Прикусила губу.                                  хлопки те же

Бежит курочка с ведром                     хлопки в бока по очереди:  П  П  П  I    

Заливать Кошкин дом.                       хлопки в бока:  П   I    П   I

А собачка – с помелом,                      скольжение по левой ладони кистями правой руки в право, лево

А лошадка – с фонарём,                    активное разжимание кисти правой руки кулачка – 4 раза

Серый заинька  - с листом.                 обеими ладонями махи от себя- 4 раза

Раз – раз! раз – раз!                              с верхнего положения рывками опускать руки вниз- 4 раза

И огонь погас!                                       Развести руки в стороны.

Дети вместе со взрослым повторяют текст и движения, в последствии можно обыграть по ролям, или движения заменить игрой на инструментах.

 

Кисонька. (авторская)

Са – са – са –                                   три мягких хлопка                          

Кисонька- краса.                             «замереть» в красивую позу

Сы – сы – сы –                                 три мягких хлопка

Есть у кисоньки усы.                       «нарисовать усы»

Исы – исы – исы –                           три мягких хлопка

Молоко для кисы.                            «тарелочка» из рук

Иса – иса – иса –                              три мягких хлопка

Бантиком играет киса.                      изобразить игру бантиком

В данном декламировании можно разделить группу па две части и прочитать по очереди. Также можно использовать музыкальные инструменты.

 

Кошкина игра. Н.Пикулева.

Кошка хвостиком играла –                          читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

Веселилась, хохотала –                                читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

Мячик по полу катала –                               читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

И по комнате скакала –                                читает педагог              

Вот так! Вот так!                                          импровизация

А потом устала кошка –                              читает педагог          

Вот так! Вот так!                                          импровизация

И поплакала немножко –                             читает педагог            

Вот так! Вот так!                                          импровизация

Раз, два, три, четыре, пять –                        все хором

Будем кошку утешать.

Данная ритмодекламация полностью построена на импровизациях.

 

Кошачий рок- н- ролл. (авторская)

 

1. Любят кошки и  коты                                  

    Распушить свои хвосты.                            

    Для поднятья настроенья                          

    В танцах показать уменье.                              

    Мяу! Мяу! Мяу!

2. Любят лапы поднимать,

    Любят спинку выгибать,

    Любят хвостиком вертеть

    И конечно, песни петь.

    Мяу, мяу, мяу!

Каждый раз проговаривая это стихотворение  вводить остинато в виде любого ритмического рисунка. Можно рисунок менять через четверостишье, через две или одну фразу, на усмотрение руководителя по мере выполнения. Движения можно выполнять по тексту.

 

7. «Мы - артисты» (апрель)

Хохотальная разминка.  (авторская)

Хо- хо- хо, ха- ха- ха,                                      три шлепка по коленям, три шлепка по груди            

В речке плещется уха!                                   «змейка» правой рукой

Хо- хо- хо, ха- ха- ха,                                      три шлепка по коленям, три шлепка по груди            

Это просто ЧЕ- ПУ- ХА!                                проговорить тоненьким голосом

Хо- хо- хо, хо- хо- хо,                                      шесть шлепков по коленям

Вот какое ЧЕ- ПУ- ХО!                                   проговорить низким голосом

Хе- хе- хе, хе- хе- хе,                                       шесть шлепков по животику

Вот какое ЧЕ- ПУ- ХЕ                                    проговорить средним голосом

Ху- ху- ху, ху- ху- ху,                                        шесть хлопков  над головой

Вот какое ЧЕ- ПУ- ХУ!                                   проговорить писклявым голосом

Хо- хо- хо, ха- ха- ха,                                      три шлепка по коленям, три шлепка по груди              

Проглотила всё блоха                                        изобразить, как проглотила блоха

Потому что ЧЕ- ПУ- ХА!                                  развести руки в стороны.

Упражнение «Хохотальная разминка» рассчитана на развитие звуковысотного слуха и чувство ритма. Прохлопывая ритм на разноуровневой высоте, мы имитируем голосом эту же высоту.

 

Девочки и мальчики. (авторская)

Девочки и мальчики,                               «пружинка»

Прыгают, как мячик,                                прыжки

Ножками топочут,                                     топают

Весело хохочут.                                          хлопают.

Эту ритмодекламацию проиграть каноном в два или в три запева. В каждой из групп е дети четко прослушивают и выдерживают нужный метр, темп, ритм.

 



Предварительный просмотр:

Картотека народных календарных игр

для детей 6-7 лет

Подготовила: музыкальный руководитель Юшко Н.Е.

Цель:

  • Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами, народными играми;
  • Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
  • Развитие духовности, нравственности, патриотических чувств.
  • Русские народные календарные игры.

Игры - своеобразная  школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков -  их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Наши предки с удовольствием участвовали в забавах, которые сопровождались песнями плясками, хороводами. В картотеке представлены  музыкально-обрядовые игры для детей старшего дошкольного возраста, поскольку они сложнее и развивают не только музыкальные, но и творческие способности, а так - же хорошо подходят для проведения детских фольклорных праздников.

Пасха.

«Игра с яйцами».

Чьё яйцо дольше покрутится?

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

Катание яиц с горки.

Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Играющие произносят: »раз, два,три! Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот выбывает из игры.

Красная горка.

«В круги».

Выбирается водящий. Играюшие образуют круг.  В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок.

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой каснись.

Отвечай поскорей.

Отгадать поторопись.

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.


Троица

«В крест».

Выбираются девушки-русалки. Они выбегают из-а угла (раньше было-из воды). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидев русалок, быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

«Салки с мячом».

Водящий может догонять только того играющего, у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.

Вербная неделя.

«Верба-вербочка».

Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, вербочка  кудрявая,

Не расти, верба, во ржи, расти,  верба, на меже.

Как во городе царевна посреди круга стоит,

Её ветер не берёт, канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт девочка и мальчик разрывают свои круги и делают «воротики». Дети проходят в них, продолжая припевать:

Люди спросят: «Кто такой?» , Катя  скажет: «Милый мой»

В конце девочка и мальчик танцуют.

Покров.

«Заря – заряница».

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие ходят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты расписные.

Один, два, три - не воронь,

А беги, как огонь.

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмёт освободившуюся ленточку, тот и победит. Оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Успение (Дождинки)

«Кто с нами»?

Играющие встают вкруг. Выбирается водящий, который показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:

- Кто с нами, кто с нами  пашенку пахати?

-Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.

-Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

-Мы с вами, мы с вами жито рассевати.

-Кто с нами, кто снами жито косити?

-Мы с вами, мы с вамижитокосити.

-Кто с нами,кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити.

-Кто с нами, кто с нами муку молоти? (И так далее).

Рождественский сочельник.

«Два мороза».

На противоположных сторонах площадки отмечают два « дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбирают два «мороза»: Синий нос и Красный нос. Морозы говорят:

Два мороза удалые,

Я - Мороз Красный  Нос,

Я - Моро Синий нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Дети отвечают: « Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». После  слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположную сторону площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

«Масло».

Один из играющих – «масло» - садится на салазки, а другой – возит его. Остальные стремятся «отведать масла» и с этой целью стараются дотронуться до него. Возница защищает «масло», причём если он до кого дотронется, то последний становится «маслом». А бывший «маслом» - возит.

Зимние Святки

«Бабка».

Играющие загадывают друг другу загадки, причём загадки произнося вслух, но отгадать её должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку  своему соседу. Не отгадавшего  трёх – пяти загадок штрафуют. Ему назначают выполнить какое-либо задание (петь, станцевать, подмести пол и т.д.)

«Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану  прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается.

Другой «жених» выбирает себе «невесту».

Масленица.

«Горелки».

Играющие поют:             Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Затем все встают вкруг. Считалкой выбирают, кому водить. Выбранный закрывает глаза, приговаривает:

-Где стоите?

Дети отвечают: -У ворот!

Что продаёте? - Квас!

- Лови же нас!

Как только произнесены последние слова ,последняя пара – врассыпную:  один – направо, другой – налево. «горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит – тому «гореть».

«Дрёма».

Дети образуют круг, в центре круга садится «Дрёма». Все водят хоровод и поют:

Сиди, Дрёма, сиди , Дрёма,

Выбирай-ка, Дрёма, выбирай-ка. Дрёма.

Бери, Дрёма, бери, Дрёма.

«Дрёма»  встает со стула и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дрёмой, а кто им был встаёт в круг.

«Ручеёк».

Число играющих должно быть нечётным. Игроки делятся на пары, встают друг против друга ,берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя своеобразный тонель. Один игрок, которому нет пары, встаёт в начале этого тонеля и проходит через него. Остальные игроки поют:

Ручеёк.ручеёк! Лейся, лейся, ручеёк!

Из реки бери водицу, чтобы мы могли напиться.

Игрок, который проходит сквозь тоннель, может выдернуть из него любого игрока и образовать с ним пару в  самом конце тоннеля. Тогда тот, кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Победителей и побеждённых нет, а о времени, в течение которого она будет продолжаться, игроки договариваются между  собой сами.

«Баба – Яга».

Водящий – Баба-Яга – находится с завязанными глазами в центре круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из  играющих произносит:

В темном лесу избушка стоит задом наперёд,

В той избушке есть старушка, бабушка,  Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие, дыбом волосы стоят.

Ух и страшная какая, наша  бабушка Яга!

На последнем  слове  играющие входят вкруг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится бабой Ягой.

«Бабка Ёжка».

В середину  круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её:

Бабка Ёжка– костяная ножка.

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит».

Пошла она на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается  кого -  нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот замирает.

«Жмурки».

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог:

- Кот, Кот, на чём стоишь? На квашне.

- Что в квашне? -Квас.- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – становится «жмуркой».

«Барашек серенький».

Играющие выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:

Ты барашек серенький,с хвостиком беленьким.

Мы тебя поили, мы тебя кормили.

Ты нас не бодай , лучше с нами поиграй.

Ну, давай-же, догоняй!

Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек бежит за кем-то и старается поймать. Если ему это удаётся, он меняется ролями с пойманным игроком.

«Совушка, сова».

Сначала выбирают «сову». Игрок встаёт в середину игровой площадки, а остальные поют:

Уж ты совушка-сова, большая голова.

День наступает, сова засыпает и всё сразу оживает!

Игроки разбегаются по игровой площадке. Они могут бегать друг за другом, прыгать или танцевать, а «сова» в это время стоит неподвижно, но вскоре ей это надоедает – и она поёт:

Ночь наступает, всё замирает!

Все игроки замирают и стоят неподвижно.  Если кто-то пошевелится, сова его забирает. Игра начинается сначала.

«Мышки – норушки».

Участники делятся на две  команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это  - «мышеловка».оставшиеся игроки выполняют роль мышей. Игроки « мышеловки»  водят хоровод и поют:

Ох уж мыши надоели, развелось их аж не счесть.

Всё погрызли, всё поели, норовят везде успеть.

Мыши в это время ходят вокруг круга. Игроки «мышеловки поднимают сцепленные руки вверх, а мыши начинают вбегать и выбегать из мышеловки. Игроки «мышеловки» поют:

Берегитесь вы , плутовки, доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловку, переловим всех тотчас.

«Мышеловку» захлопывают, несколько «мышей» оказываются пойманными и встают в круг.

«Золотые ворота».

Участвовать в этой игре может более 15 человек. Они делятся на  две команды, а в командах образуются пары. Пары встают  лицом друг к другу и берутся за руки, чтобы получились «ворота». Остальные игроки образуют цепочку, они берутся за руки и пытаются все  вместе как можно быстрее пройти между  «воротами». Ворота поют:

Тра-та-та, тра-та-та, отворяем ворота.

Золотые ворота, поспешайте все сюда.

Пропускаем раз, пропускаем два, а на третий раз – не пропустим вас.

Пропев эту фразу, «ворота» опускают руки. Те, кто не успел пройти становятся « воротами». Если «ворота» поймали всех игроков, то они считаются победителями.

«Музыкальные кошки – мышки».

Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку».  «Мышка» находится внутри круга, «кошка» - снаружи и пытается поймать её. Но игроки защищают «мышку».  «Кошка» должна разорвать круг игроков или как-то по  другому проникнуть в круг и достать «мышку». «Мышке разрешается убегать от «кошки», выбегать из круга и вбегать в него. Игроки поют:

Уж ты, серенький коток, не ходи ты в погребок.

Не ходи ты в погребок по сметану, по творог.

Котишко – мурлышко, серенький лобишк.

Не тронь сметану, оставь Степану.

Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг. Потом выбирают новых «кошку» и «мышку».

«Боярская игра».

Игроки делятся на две команды – «бояр-хозяев» и « бояр-гостей». Участники обеих команд встают по разные концы игровой площадки и берутся за руки. «Бояре-гости» поют:

- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Участники поющей команды шагают сначала до середины площадки, а потом отходят назад. Затем в игру вступают «бояре-хозяева», которые поют в ответ:

 - Бояре, вы зачем пришли? Молодые, вы зачем пришли?...

 - Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать…

 - Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?...

Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила.

Далее один и «гостей-бояр» пытается разбить цепь «бояр-хозяев»

«Селезень и утка».

Игроки образуют круг, в середине которого ставят «утку». «Селезень» остаётся за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку». Игроки поют:

- Селезень ловил утку, молодой ловил серую.

 - Поди, утица, домой, поди, серая , домой.

У тебя семеро детей, а восьмой – селезень.

Если «селезню» удаётся ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.

Медведь в бору.

Из числа игроков выбирают «медведя». Остальные игроки идут в лес за грибами и ягодами и при этом поют:

У медведя  на бору  грибы-ягоды беру!

А медведь сидит, на меня рычит.

Медведь поостыл – на печи застыл!

При этих словах «медведь» до сих пор дремавший, тихо ворочается, потягивается и, словно нехотя, идёт на детей, которые от него убегают. Затем «медведь» бежит уже стремительнее и ловит кого-то из убегающих от него игроков. Пойманный становится «медведем».

Каравай.

Дети водят хоровод, в центре круга именинник. Дети поют:

 - Как на Машины именины испекли мы каравай.

 - Вот такой вышины, вот такой  нижины!

 - Вот такой ширины, вот такой ужины!

 - Каравай, каравай, кого любишь – выбирай ( пение сопровождается определёнными действиями).

Именинник говорит:

 - Я люблю вас всех, а вот его (указать кого) больше всех! Игра продолжается до тех пор. Пока все игроки не будут названы.

«Летят – не летят».

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят», отвечая тем самым на слова водящего.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Мы несём весну!

2. Журавли летят, на всю  Русь кричат:

 - Гу-гу-гу! Не догнать нас  никому!

3. Пчёлы  летят, бунчат, гудят:

 - Жу-жу-жу! Медову несу еду!

4. Поросята летят, поросята визжат:

  - Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в  хлеву!

5.Медведи летят , во всё горло кричат:

  - Ры-ры-ры-! Не пустим вас в боры!

6. Комары летят, звенят, пищат:

 - Зы-зы-зы! Наточим наши носы!

Ответивший неправильно выбывает из игры.

..ПП

ВВВ.

Верб

и

Прял

 Обрядовые игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Гимнастика с элементами логоритмики"

Предлагаемые комплексы гигиенической гимнастики - разминки сопровождаются речетивами и рассчитаны на детей разного возраста и разного уровня речевого развития....

"Картотека утренней гимнастики с элементами логоритмики и дыхательных упражнений для детей логопедических групп 5-7 лет"

Уже много лет мы  работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение речи  в большинстве случаев сочетается с нарушениями дыхания и недостатками в двигательной сфере. Поэтом...

"Картотека упражнений на расслабление по логоритмике"

Упражнение на расслабление №1Упражнение на расслабление мышц ног«Палуба»Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцеп...

картотека упражнений по логоритмике

картотека упражнений по логоритмике для родителей, воспитателей, музыкального руководителя...

Картотека игр по логоритмике для детей старшего возраста

Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций....

Картотека игр по логоритмике

Картотека по логоритмике...

Картотека игр по логоритмике

Для развития речи и её коррекции используют такую педагогическую технологию, как логоритмика. Логоритмика - это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворен...