Рабочая программа в рамках дополнительного образования кружка «Сказкотерапия»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Диана Александровна Лавренова

Рабочая программа

в рамках дополнительного образования

кружка «Сказкотерапия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о кружковой работе «Сказкотерапия» за 2019-2020 учебный год.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, основными задачами которого является: интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и  развитие высших психических  функций.

Источники:  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии; Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии; Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста.

Цели и задачи деятельности

Цель: формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.

Общие задачи деятельности:

  • Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Деятельность кружка

Свою деятельность  кружок «Сказкотерапия» осуществляет на основе следующих документов:

  • Должностной инструкции руководителя кружка;
  • Журнала учёта посещение детьми кружка;
  • Программы работы кружка утвержденной руководителем ДОУ.

Непосредственно образовательная деятельность  кружка «Сказкатерапия» осуществляется 2 раз в неделю во второй половине дня.

В ходе деятельности театрального  кружка используются различные  виды деятельности:

  1. Коммуникативная.
  2. Музыкально- художественная.
  3. Чтение.
  4. Игровая.
  5. Продуктивная. и др.

Коррекционные функции сказки:

  • Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
  • Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
  • Принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

  • Использование сказки как метафоры.
  • Рисование по мотивам сказки.
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
  • Проигрывание эпизодов сказки.
  • Использование сказки как притчи-нравоучения.
  • Творческая работа по мотивам сказки

Основные приёмы  в  работе  со сказкой:

  • Анализ сказок.
  • Рассказывание сказок.
  • Переписывание сказок.
  • Постановка сказок с помощью кукол.
  • Сочинение сказок.

Календарно – тематический план кружка «Сказкотерапия»

ноябрь

6

Тренинг общения.

13

Три желудя

Экспрессивные этюды по каждому персонажу, в  том числе и желуди

20

Как Лиса зайцев обманывала

Дифференциация «Хорошо-плохо. Почему?»

27

Бежал Ёжик по дорожке

Соотнесение с пословицами и поговорками

декабрь

январь

4

Как Лиса терем строила

Рисование пастельными красками «Лиса-краса»

11

Как Волк за Зайцем гонялся

Экспрессивный этюд «Я – куст»

18

Дубовые листья

Представление иного конца сказки

25

Как Медведь был  царём леса

Почемучки – вопрос «почему?» к  каждому предложению

15

Про червяка

Изучение характеров персонажей, экспрессивные этюды

22

Как Муравей увидел звёздное небо

Беседа «Я как все или нет»

29

Как Медведь варенье варил

Представление продолжения сказки

февраль

5

Что случилось с Мухой в зимнем лесу

Беседа-игра: «Если бы я был мухой,…., что бы  мне было можно/нельзя»

12

Как Муравей в гости ходил

Релаксационное упражнение «Я дома»

19

Почему Маша перестала ловить бабочек

Изучение и демонстрация ролей «Нападающий, жертва, защитник»

26

Пропажа (совместное с родителями)

Совместное рисование по сюжету сказки

март

5

Как Медведь с Мужиком силами мерились

Игротренинг: Какая бывает сила?

12

Почему у Зайца длинные уши

Рисование

Вобразилия: страна несуществующих зверей

19

Трудное яблоко

Что на что похоже? Если бы яблоко было…

26

Про Комара

Где она Родина?

2

Почему Кузнечик всё время прыгает

Поспешишь – людей насмешишь! Всему своё время!

апрель

9

Как Волк дом сторожил

Что такое свобода?

16

Как Паук в гости ходил

О том как решать проблемы?

23

Шапка-невидимка

Экспрессивные этюды

Какие дарить подарки?

30

Кому Ручеёк пел свою песенку

Релаксация: Я – дождь, я – ручеёк, я – снежинка…

май

7

Как Полкан Лису проучил

Игра-спор: Это мой друг!

14

Зайцы и Медведь

Игра-спор: Мне это интересно!

21

Как Лиса птицам помогала

Беседа: Что нас объединяет?

28

Почему Волк не катается на лыжах

Работа со страхами (индивидуально)

Результаты:

  1. Дети проявляют  активность и самостоятельность при пересказе.
  2. Повысилась  речевая активность и инициативность детей при общении.
  3. Научились находить новые способы для решения различных проблемных ситуаций в общении со сверстниками;
  4. Умеют передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности и дифференцировать чувства других.
  5. Повысился уровень психологической просвещённости родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Михайловск

«Детский сад №20»

Рабочая программа

в рамках дополнительного образования

кружка «Сказкотерапия»

2019-2020 уч. год

Руководитель:

Педагог-психолог Лавренова Д. А.

Пояснительная записка.

        Рабочая программа составлена педагогом-психологом Лавреновой Д. А.

Количество детей с речевыми нарушениями разного плана у детей даже в старшем дошкольном возрасте составляет примерно 70-80%. Если нарушение звукопроизношения чаще к началу обучения в школе всё-таки удаётся корректировать, связная активная речь часто вызывает тревогу  у  большинства педагогов начальных классов. В основе лежат разные причины, но наиболее важный фактор – уровень развития основных психических функций и эмоционально-личностного развития. Поэтому  становится целесообразной эффективная взаимосвязь таких специалистов  детского сада как учителя-логопеда и педагога-психолога.

        Рабочая программа составлена на основе:

  1. Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии

 Программа направлена на формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.

Для реализации программы имеется:

  • кабинет, столы и стулья, для проведения занятий;
  • материалы и инструменты для инсценировки сказок;
  • наглядные пособия;
  • методическая литература.

Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Общие задачи деятельности:

1 . Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.

  1. Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Педагогические принципы:

1.        уважения личности ребёнка;

2.        деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

3.        креативности. Создание условий для творческой активности детей;

4.        вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих заданий.

Форма работы с детьми:

Занятия проводятся с детьми  подготовительной группой № 1, №2 и старшей группе 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. С детьми средней группы № 1, №2 1 раз в неделю 20-25 минут  Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с ноября по май). В сентябре-октябре и мае проводится диагностика умений детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Активность и самостоятельность детей при пересказе.
  2. Повышение  речевой активности и инициативности детей при общении.
  3. Умение находить новые способы для решения различных проблемных ситуаций в общении со сверстниками;
  4. Умение передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности и дифференцировать чувства других.
  5. Повышение  уровня психологической просвещённости родителей.

        Для определения уровня развития используются методы логопедической и психолого-педагогической диагностики. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.

Результаты работы кружка «Сказкотерапия» будут представлены систематическими отчётами, участием детей в родительских собраниях, оформлении работами интерьера детского сада.

Психологическая часть

Основной метод/форма работы: сказкотерапия, психологический игротренинг.

Цель: способствование эмоционально-личностному развитию и развитию высших психических функций.

Источники:  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии; Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии; Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, основными задачами которого является: интеграция личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром и  развитие высших психических  функций. Данные задачи  на практике отражены в коррекционных функциях.

Коррекционные функции сказки:

  • Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
  • Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
  • Принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

  • Использование сказки как метафоры.
  • Рисование по мотивам сказки.
  • Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
  • Проигрывание эпизодов сказки.
  • Использование сказки как притчи-нравоучения.
  • Творческая работа по мотивам сказки

Основные приёмы  в  работе  со сказкой:

  • Анализ сказок.
  • Рассказывание сказок.
  • Переписывание сказок.
  • Постановка сказок с помощью кукол.
  • Сочинение сказок.

        

Учебный план работы кружка «Сказкотерапия» на 2017 – 2018 учебный год.

Название курса

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Длительность занятий, мин.

Кол-во воспитанников

Общее кол-во часов (примерно)

Сказкотерапия

2

8

56

25 - 30

28

График проведения занятий

День недели

Время проведения

Среда

10.00-10.30

 



Предварительный просмотр:

Положение

О деятельности  кружка

«Сказкотерапия»

1.Общие положения

1.1. Положение об организации деятельности  кружка «Сказкотерапия»  разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • «Закона РФ « Об образовании».
  • Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-Изменения № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 20.12.2010 № 164. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2791-1-10
  • · Положения об организации деятельности по оказанию  дополнительных образовательных услуг.

1.2. Деятельность кружка «Сказкотерапия» является  одной из форм бесплатного дополнительного образования

1.3. Деятельность   кружка «Сказкотерапия» осуществляют педагог-психолог.

1.4.  Настоящее Положение утверждается руководителем образовательного учреждения.

1.5. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения.

1.6. Положение принимается на неопределенный срок до замены новым.

2 Цели и задачи деятельности

2.1. Цель: формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.

2.2. Общие задачи деятельности:

  • Разработать и внедрить в практику совместной деятельности педагога и психолога по использованию методов работы со сказкой для развития связной речи у дошкольников и личностного развития.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через психологическое консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей среды, и участию в совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

3 Порядок осуществления деятельности  кружка «Сказкотерапия»

3.1.Деятельность кружка

Свою деятельность  кружок «Сказкотерапия» осуществляет на основе следующих документов:

  • Должностной инструкции руководителя кружка;
  • Журнала учёта посещение детьми кружка;
  • Программы работы кружка утвержденной руководителем ДОУ.

3.2. Специалист, осуществляющий руководство кружком «Сказкотерапия» предоставляет анализ деятельности кружка в конце года заведующему ДОУ.

3.3. Непосредственно образовательная деятельность  кружка «Волшебная страна» осуществляется 2 раз в неделю во второй половине дня.

3.4.В ходе деятельности театрального  кружка используются различные  виды деятельности:

  1. Коммуникативная.
  2. Музыкально- художественная.
  3. Чтение.
  4. Игровая.
  5. Продуктивная. и др.

3.5. Все проводимые мероприятия оформляются в Портфолио, а результаты представляются общественности.

3.6. Одним из разделов календарно- тематического планирования является раздел  планируемы результат освоения детьми тем.

3.7. Полученные результаты также представляются в отдельном разделе.

3.8. Руководители кружка выстраивают и осуществляют связи с воспитателями, музыкальным руководителем и родителями детей.

4 Ответственность

4.1.Ответственность за не выполнение программы  и не соблюдения прав детей и родителей (законных представителей).

4.2. За некачественное и несвоевременное ведение и сдачу документации, регламентирующую деятельность кружка «Сказкотерапия».



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план кружка «Сказкотерапия»

Дата

Психологическая часть

Общие  задачи

ноябрь

6

Тренинг общения.

Знакомство, установление доверительного общения, создание  установки на дальнейшую совместную деятельность

13

Три желудя

Экспрессивные этюды по каждому персонажу, в  том числе и желуди

Обучение алгоритму пересказа сказки;  обучение проигрыванию ролей, изучение  своего персонажа

20

Как Лиса зайцев обманывала

Дифференциация «Хорошо-плохо. Почему?»

Обучение алгоритму пересказа сказки; сравнение персонажей и их психологических характеристик

27

Бежал Ёжик по дорожке

Соотнесение с пословицами и поговорками

Закрепление алгоритма пересказа; стимуляция инициативности; развитие мышления (сравнение, причина-следствие)

декабрь

январь

4

Как Лиса терем строила

Рисование пастельными красками «Лиса-краса»

Воспроизведение сказки только при помощи вопросов; дифференциация чувств и эмоций через цвет

11

Как Волк за Зайцем гонялся

Экспрессивный этюд «Я – куст»

Усвоение последовательности повторяющихся событий для облегчения запоминания; дифференциация эмоций и чувств путём придания их неодушевлённому предмету

18

Дубовые листья

Представление иного конца сказки

Обучение составлению плана; изучение понятий свобода, выбор и последствия

25

Как Медведь был  царём леса

Почемучки – вопрос «почему?» к  каждому предложению

Обучение использованию загадок для пересказа; использование вопроса как побуждение к решению мини-проблемы

15

Про червяка

Изучение характеров персонажей, экспрессивные этюды

Формирование бережного отношения к животным; сравнение разных типов поведения и их преимуществ и недостатков

22

Как Муравей увидел звёздное небо

Беседа «Я как все или нет»

Активизация в речи слов и выражений, позволяющих начать и закончить сказку; сравнение разных типов поведения и их преимуществ и недостатков

29

Как Медведь варенье варил

Представление продолжения сказки

Развитие умения рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; развитие воображения, конвергентного и дивергентного мышления

февраль

5

Что случилось с Мухой в зимнем лесу

Беседа-игра: «Если бы я был мухой,…., что бы  мне было можно/нельзя»

Обучение включению в составление сказки описание природы, окружающей обстановки; осознание выбора и последствий

12

Как Муравей в гости ходил

Релаксационное упражнение «Я дома»

Развитие коммуникативных навыков; развитие умения контролировать свои чувства, обучение приёмам успокоения

19

Почему Маша перестала ловить бабочек

Изучение и демонстрация ролей «Нападающий, жертва, защитник»

Восстановление сюжета сказки сообща (достижение общей цели); дифференциация эмоций и чувств путём сравнения ролей

26

Пропажа (совместное с родителями)

Совместное рисование по сюжету сказки

Обучение родителей приёмам развития речи через сказку; демонстрация полезных свойств сказкотерапии

март

5

Как Медведь с Мужиком силами мерились

Игротренинг: Какая бывает сила?

Развитие элементов словесно-логического мышления;  Побуждение к рассуждению и сравнению

12

Почему у Зайца длинные уши

Рисование

Вобразилия: страна несуществующих зверей

Развитие пространственных представлений; определение причинно-следственных связей

19

Трудное яблоко

Что на что похоже? Если бы яблоко было…

Сочинение собственной сказки и вариантов развития событий

26

Про Комара

Где она Родина?

Стимуляция нравственно-патриотического развития

2

Почему Кузнечик всё время прыгает

Поспешишь – людей насмешишь! Всему своё время!

Развития ассоциативной памяти; развитие элементов словесно-логического мышления

апрель

9

Как Волк дом сторожил

Что такое свобода?

Стимуляция нравственно-патриотического развития; активизация словаря; определение причинно-следственных связей

16

Как Паук в гости ходил

О том как решать проблемы?

Снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков; развитие зрительной памяти, умения работать по мнемотаблицам

23

Шапка-невидимка

Экспрессивные этюды

Какие дарить подарки?

Развитие чувства юмора, эмоционального интеллекта; обогащение словаря при описании персонажей от 1 и 2 лица

30

Кому Ручеёк пел свою песенку

Релаксация: Я – дождь, я – ручеёк, я – снежинка…

Стимуляция положительных эмоций, восстановление последовательности событий по опорным словам и фразам; релаксация

май

7

Как Полкан Лису проучил

Игра-спор: Это мой друг!

Восстановление последовательности сюжета с помощью логической цепочки заключений; развитие функций общения, умения выстраивать доказательства, отстаивать свою точку зрения

14

Зайцы и Медведь

Игра-спор: Мне это интересно!

21

Как Лиса птицам помогала

Беседа: Что нас объединяет?

Снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков; побуждение к рассуждению и сравнению

28

Почему Волк не катается на лыжах

Работа со страхами (индивидуально)

Снижение тревожности; обогащение словаря; работа с мнемотаблицами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Создание рабочей программы в рамках ФГОС

РАЗРАБРТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ с ФГОС...

Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы «Здоровейка» для детей от 5 до 7 лет

Программа направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольников возраста основ  здорового образа жизни через использование специально -  организованных форм обучения  и реали...

" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...