Методическая разработка «Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Наш дом - Земля»»
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Волкова Лариса Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12345.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Рабочая программа в рамках дополнительного образования

по познавательно – речевому направлению «Наш дом - Земля»»

 

                                                                                             

                                                                                   

                                                                        Составитель:  воспитатель

                                                                      Волкова  Лариса  Анатольевна

Пояснительная записка

В последние годы педагоги особенно часто говорят о необходимости воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе, уважения к живому и заботы о нём, необходимости воспитывать в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, прежде всего о близких,  сопереживать им.

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания. Любуясь красотой жизни, человек становится бережнее с ней. Бережливости ко всему живому, окружающей жизни, уважению к окружающим людям и к жизни собственного организма необходимо учиться.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому  цель экологического кружка - формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

При разработке Рабочей программы в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Наш дом - Земля» были использованы методы и приемы, формы организации детской деятельности, описанные в педагогической технологии А.И.Ивановой «Живая экология», направленные на усвоение детьми системы знаний о природе, о существенных связях, и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу, а природы на человека. Результат такой работы, не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать окружающую природу. 

Рабочая программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). Срок реализации Рабочей программы 1 год, 28 часов, с октября по май. Занятия кружка проходят во второй половине дня, один раз в неделю, длительностью не более 30 минут, в различных формах детской деятельности (игры, проекты, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты,  чтение художественной литературы ).

Подведение итогов реализации Рабочей программы проводится в форме презентации семейного экологического проекта «Мы и природа». Ожидаемые результаты –формирование экологических мировоззренческих позиций, систематизация знаний о природе (разнообразных видах насекомых, птиц, животных и растений, в том числе лекарственных), о существенных связях и зависимостях в природе, о влиянии деятельности человека на природу, а  природы на человека, осознание того, что человек часть живой природы. Приобщение к нормам и ценностям экологического общества. Расширение знаний, необходимых в практической природоохранной деятельности.

Цель и задачи обучения.

Цель:

Формирование основ экологического мышления, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде, умения  жить   гармонии с природой.

 Основные задачи:

  1. Углубление представлений о многообразии существ, населяющих нашу страну;
  2. Обобщение представлений об  особенности жизнедеятельности растений и животных в различных климатических условиях,  в различные временные периоды и влиянии солнца на их жизнедеятельность;
  3. Формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;
  4. Расширение представлений о состоянии растений, о приспособлении семян растений к прорастанию;
  5. Систематизирование представлений о многообразии насекомых;
  6. Расширение представлений о водоёме, как среде обитания животных и растений, установление экологических зависимостей  между животными и растениями, живущих в воде и на прилегающей к водоемам территории;
  7. Обогащение  представлений о воздухе и его свойствах, о способах дыхания растений, животных и  человека;
  8. Уточнение основных правил поведения человека в экосистемах;
  9. Систематизирование представлений о возможности жизни в среде неживой природы, в среде живых организмов;
  10.  Познакомить с существованием Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных;
  11.  Расширение представлений о заповедных местах Самарской области.

Тематический план.

Раздел

  Тема

Количество

часов

Животный мир

1.Какие бывают насекомые?

2.Почему белые медведи не живут в лесу?

3.Лесные хищники.

4.Сравнение диких и домашних животных.

5.Что мы знаем о птицах?

6.Зубы, носы, уши.

7.Кто живёт в воде?

8. Как звери проводят зиму в лесу?

1

1

1

1

1

1

1

1

Растительный мир

1. Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека.

2.Как растения готовятся к зиме?

3.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.

4.Этажи леса.

5.Разнообразие природы  нашей страны.

6.Природное разнообразие в реке.

1

1

1

1

1

1

Валеология

1.Отношение человека к своему здоровью.

2.Носы нужны не только для красы.

1

1

Живая и неживая природа

1. Что такое природа? Живая и неживая природа.

2. Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе.

3. Свойства воды.

4.Знакомство со свойствами воздуха. Его значении для живой природы.

5.Север-царство льда и снега.

6.Солнце. Его влияние на жизнедеятельность природы.

1

1

1

1

1

1

Экологическая природа

1.Планета Земля в опасности.

2.Рассказ об экологических пирамидах.

3.Красная книга - сигнал опасности.

4.Мой родной край - заповедные места Самарской области.

5.Спасем нашу Волгу.

6. Семейный экологический проекта «Мы и природа».

1

1

1

1

1

1

План занятий по рабочей программе

«Наш дом-Земля»

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

                 1

                  4

                  28

Сентябрь – адаптационный период и мероприятия по Рабочей программе  не проводятся.

Май - мероприятия по Рабочей программе  не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов за учебный год.

Методы и приёмы обучения.

                   Методы

                    Приёмы

1. Наглядный метод.

1. Наглядно-зрительные приёмы.

2. Наглядно-слуховые приёмы.

2. Информационно-рецептивный метод.

1.Наблюдение.

2.Рассматривание,  обследование объектов.

3.Разъяснение, объяснение.

4.Установлениеивзаимосвязи нового с уже знакомым.

3. Репродуктивный метод.

1.Воспроизведение известных действий по образцу.

2.Тактильно-мышечные приёмы.

3.Упражнения.

4. Практический метод.

1. Показ.

2. Контрастное сопоставление.

3. Опыты.

5. Словесный метод.

1. Краткое описание и объяснение.

2. Образный сюжетный рассказ.

3. Беседа.

4. Художественное слово.

6. Метод проблемного обучения.

1. Творческое использование готовых

    знаний.

2. Самостоятельное добывание знаний.

3.Создание ситуаций с конкретными условиями действия.

7. Игровой метод.

1. Дидактические игры.

2. Развивающие игры.

8. Исследовательский метод.

1. Самостоятельное придумывание.

2. Сравнение.

3. Импровизация.

4.Выполнение творческого задания по представлению.

9. Соревновательный метод.

1. Решение задач в быстром темпе.

2. Нахождение неординарных решений

    для достижения цели.

Материал.

         Вид

                      Тематика

Дидактические игры

  1. «Что где зреет?»
  2. «Кто где живёт?»
  3. «Хорошо-плохо»
  4. «Живая и неживая природа»
  5. «Узнай целебную траву»
  6. «Кто больше запомнит»
  7. «Как вести себя в лесу?»
  8. «Что было бы, если бы…»
  9. «Отгадай, какая птица?»
  10. «Птичья столовая»
  11. «Посели животное»

2

Подвижные игры

  1. «Ходят капельки по кругу»
  2. «Мы-водные животные»
  3. «Догони свою тень»

2

Художественное слово

  1. Загадки.
  2. Стихи.
  3. Познавательные рассказы.

3

Технические средства

  1. Слайды.
  2.  Презентации

4

Дидактический материал

  1. Карандаши, фломастеры, альбомные листы;
  2. Иллюстрации о временах года;
  3. Картинки с изображением насекомых, животных, рыб,птиц;
  4. Глобус,карта;
  5. Плакаты;
  6. Иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  7. Схема круговорота воды в природе;
  8. Красная книга;
  9. Схема-планеты Солнечной системы;
  10. Карта звёздного неба.

5

Дидактический материал для проведения опыта.

  1. Воздушные шары;
  2. Полиэтиленовый пакет;
  3. Цветные карандаши;
  4. Бумага;
  5. Колбы;
  6. Зеркало;
  7. Соломинки;
  8. Стаканы с водой.

Формы контроля за усвоением материала.

Формы проведения

Задачи

Семейного экологического проекта «Мы и природа».

Формирование экологических мировоззренческих позиций, систематизация знаний о природе (разнообразных видах насекомых, птиц, животных и растений, в том числе лекарственных), о существенных связях и зависимостях в природе, о влиянии деятельности человека на природу, а  природы на человека, осознание того, что человек часть живой природы. Приобщение к нормам и ценностям экологического общества. Расширение знаний, необходимых в практической природоохранной деятельности.

К концу года дети должны усвоить:

Животный мир:

-особенности поведения и  среды обитания животных;

-уметь устанавливать связь между средой обитания и внешним миром, средой обитания и образом жизни.

Растительный мир:

-органы растений и их функции;

-стадии развития и роста растений; их потребности, особенностей ухода;

-уметь производить группировку: «травы», «живое», «неживое».

Валеология:

-как устроен организм, как работает, что вредно, что полезно;

-для чего нужны глаза,уши, нос, кожа;

-как ухаживать за собой.

Неживая природа:

-что такое воздух, его свойства и роль в жизни растений, животных и человека;

-что такое вода, её свойства и значение для всего окружающего;

-что такое солнце, роль солнца в жизни растений, животных и человека.

Литература:

1. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Издательство «Учитель» Воронеж 2002год.

2.Е.К.Андреева «Союз с природой». Издательство «Знание» Москва 1985 год.

3.К.Кудинов «Жигулёвский государственный заповедник» Куйбышевское книжное издательство 1982 год.

4.Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас». Ярославль, Академия развития 2003 год.

5.М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». Москва 2004 год.

Методическое обеспечение.

Формы проведения

Виды занятий

Контрольно-диагностическая

деятельность

1. Беседы.

2. Дискуссии.

Познавательно-досуговая

деятельность

1. Экскурсии.

2. Дидактические игры.

3. Развлечения.

Соревновательная

деятельность

1. Соревнования.

Нетрадиционные формы

1. КВН.

2. Викторина.

Субъективная и научно-исследовательская деятельность

1. Опыты.

Перспективный план работы по программе

«Наш дом-Земля»

Тема

Цель

Материал, литература

1.Беседа «Что такое природа?

Живая и неживая природа»

Научить отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы-от объектов неживой природы. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.

Иллюстрации с изображением природы и «неприроды».

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.40

2. Беседа «Разнообразие

природы Земли»

Познакомить детей с разнообразием природы на Земле. Вместе с детьми составить модели условий жизни в разных уголках планеты.

Иллюстрации по теме.

М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» с.101

3. Экскурсия «Какие бывают

насекомые?»

Систематизировать представления о многообразии насекомых. Закрепить умение устанавливать связи между внешним видом и способом передвижения и способом защиты от врагов.

Иллюстрации по теме.

Грамзапись «Танец бабочек» М.Красева.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.34

4. «Лекарственные растения-средствооздоровления организма человека»

Развивать познавательную активность детей в процессеформирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.44

5.«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Сформировать представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

Растения бальзамин и алоэ, традесканция и агава.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.61

6.  «Как растения

готовятся к зиме?»

Сформировать представление о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах деревьев, кустов, цветов; показать приспособления семян к распространению.

Иллюстрации по теме, природный материал.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.56

7. Викторина  «Что мы знаем о птицах»

Уточнить представление о птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Иллюстрации по теме. Запись «Голоса птиц в природе».

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.93

8.КВН «Лесные хищники»

Уточнить представления детей об образе жизни хищников. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Иллюстрации по теме.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.76

9. Развлечение «Сравнение диких и домашних животных»

Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать. Что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.

Иллюстрации по теме.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.90

10. Соревнования «Зубы,  носы, уши»

Показать детям, ка приспосабливаются животные к жизни на Земле, используя носы, уши и зубы.

Иллюстрации по теме.

М.Д.Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» с.107

11.Беседа «Как животные приспособились к зиме?»

Уточнить и расширить представление о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Иллюстрации по теме.

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.379

12.«Почемубелые медведи

не живут в лесу?»

Познакомить с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным.

Иллюстрации по теме.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.51

13.«Север-царство льда и снега»

Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

Иллюстрации по теме, фланелеграф, силуэты животных, глобус.

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.359

14. «Этажи леса»

Дать детям представление о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых даёт кров и пищу разным его обитателям.

Сюжетные картинки  с правилами поведения в городском транспорте.

Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» с. 38

15. дискуссия «Планета Земля в опасности»

Дать представление о том, что планета Земля-это громадный шар. На планете земля обитает много живых существ. Планета сейчас в опасности, чтобы спасти её надо любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

Глобус, плакат SOS, грамзаписи.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.36

16.. «Рассказ об

экологических пирамидах»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса-растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Сюжетные картинки по теме.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.96

17. Опыт «Свойства воды»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит   много неизвестного.

Стаканчики с водой, соломинки, зеркало.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.108

18.«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

Глобус, схема круговорота воды в природе.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.106

19.«Кто живёт в воде?»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

Картинки с изображением водных животных.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.110

20. «Природное

разнообразие в реке»

Ребёнок должен понять, что в реке (в воде, на берегу, в прибрежной траве и кустарнике) живёт множество разнообразных живых существ.

Иллюстрации по теме.

Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» с. 55

21.Дискуссия «Спасем нашу Волгу»

Формировать познавательный интерес к реке Волге.Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки, ответственности за родную реку.

Иллюстраций с изображением реки Волги, репродукции картин – пейзажи с изображением реки Волги художников: Айвазовского, Саврасова, Кустодиева, Галахова, Боголюбова; запись песни Зыкиной «Течет Волга», географическая карта реки Волги.

22. «Красная книга- сигнал опасности»

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить с Красной книгой.

Иллюстрация по теме, красная книга.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.122

23.«Отношение человека к своему здоровью»

Дать детям представление о здоровье человека и способах его укрепления

Сюжетные картинки по теме.

Н.Н.Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» с. 96

24. «Мой родной край- заповедные места

Самарской области»

Познакомить детей с памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Самарской области.

Иллюстрации, фотографии по теме.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.124

25. Опыты

«Знакомство со

свойствами воздуха»

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать знания о том, что воздух-условие жизни всех живых существ на земле.

Воздушные шары, банка с водой, соломинки, духовые инструменты.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.126

26. «Носы нужны не только для красы»

Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных. Показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.

Зеркала, иллюстрации по теме.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.130

27. «Солнце. Его влияние на жизнедеятельность

природы »

Дать представление о Солнце. Познакомить с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.

Схема-планеты Солнечной системы, карта звёздного неба.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.132

28. Семейный экологический проект

«Мы и природа».

Закрепить знания детей о Красной книге, о лекарственных разнообразных видах растений, воспитывать у детей гуманное отношение к растениям и животным и осознание того, что они части живой природы.

Презентация, иллюстраций по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»

Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»  формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Презентация программы дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)

Основной целью данной программы  является знакомство детей  с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности «Букваренок»

Цель программы:  познакомить дошкольников с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить детей слитному чтению слогов, не вступая в противоречие с методами школьного обучения....