Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять проблему, самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать. Программа развивает поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_alyoshina.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №5 города Сызрани городского
округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее образовательные
программы – «Детский сад», расположенное по адресу ул. Новостроящаяся, д.22
Методическая разработка
Рабочая программа по познавательно – речевому направлению
«Следопыты»
Составитель: воспитатель
Алёшина Елена Александровна
Пояснительная записка
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, а зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, даёт плоды и радует глаз человека.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
При разработке Рабочей программы в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» были использованы методы и приемы, формы организации детской деятельности, описанные в педагогической технологии С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», направленные на усвоение детьми системы знаний о природе, о существенных связях, и зависимостях.
Программа направлена на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
-игровой (сюжетной игры и игры с правилами)
-коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения)
-познавательно - исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Содержание рабочей программы «Следопыты» обеспечивает развитие представлений:
-об объектах окружающего мира (предметах, явлениях)
-о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, причинах и следствиях).
Программа позволяет развивать познавательные способности детей, накапливать опыт в процессе восприятия окружающего мира, развивать полученные знания и приобретенные навыки в исследовательской деятельности.
Новизна рабочей программы дополнительного образования «Следопыты» - это исследовательская деятельность, элементарные опыты, которые маленькие следопыты проводят сами, самостоятельно при участии педагога. Вся образовательная деятельность строится на элементарных опытах. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять проблему, самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать. Программа развивает поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Следопыты» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы).
Подведение итогов реализации Рабочей программы проводится в форме викторины «В гостях у Мойдодыра». Ожидаемые результаты - формирование у детей представлений о неживой природе и её свойствах, умение делать простейшие выводы, обосновывать свои решения, о существенных связях и зависимостях в природе. Развитие познавательного интереса к предметам и явлениям неживой природы.
Всё это формирует у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру живой и не живой природы.
Цель и задачи обучения
Цель:
Развивать познавательный интерес к неживой природе.
Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Основные задачи:
- Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
- Познакомить с различными свойствами воды, песка, камней, снега.
- Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Формировать умение детей делать выводы на основе опытов.
- Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Воспитывать интерес к объектам неживой природы, бережное к ним отношение.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1 Неживая природа: Свойства песка: сухой – сыплется, влажный – лепится. Сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки, а на сухом можно рисовать. Свойства камней: твердые, тяжелее песка. Свойства воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед. Свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. Знакомство с качествами предметов – размером, формой.
.
РАЗДЕЛ 2 Неживая природа и живая природа рядом: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. Водой моют лицо, руки, чтобы были чистыми. Ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая. Вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Тематический план
Раздел | Тема | Количество часов |
Неживая природа |
искусственном водопаде
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Неживая и живая природа рядом |
К.И. Чуковского «Мойдодыр»
| 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 |
План деятельности по рабочей программе
«Следопыты»
Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год |
1 | 4 | 28 |
Сентябрь – адаптационный период и мероприятия по Рабочей программе не проводятся.
Май - мероприятия по Рабочей программе не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов за учебный год.
Формы контроля за усвоением учебного материала
Формы проведения | Задачи |
Викторина «В гостях у Мойдодыра» |
|
К концу года дети должны
Знать:
- свойства песка: сухой – сыплется, влажный – лепится, на мокром песке остаются следы от змейки, а на сухом можно рисовать;
- свойства камней: твердые, тяжелее песка;
- свойства воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают, прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной;
- на вкус вода отличается от сока, молока;
-при низкой температуре вода может превратиться в лед;
- свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду;
-в любой воде мыло мылится;
- вода и мыло смывают грязь.
Уметь:
- проводить элементарные опыты
Иметь представление:
- кому нужна вода;
- растения засыхают;
- растения теряют листья
- без воды все живое погибает;
- загрязнять воду нельзя.
- об устройстве аквариума
- вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица, сосулька – это вода;
- в ручьях, дети пускают кораблики, вода журчит, льется, стекает в лужицы
Учебно – методический комплекс
- Методы и приёмы обучения
Методы | Приёмы |
1. Наглядный метод |
|
2. Информационно-рецептивный метод |
|
3. Репродуктивный метод |
|
4. Практический метод |
|
5. Словесный метод |
|
6. Метод проблемного обучения |
знаний
|
7. Игровой метод |
|
8. Исследовательский метод |
|
9. Соревновательный метод |
для достижения цели |
2.Материал
№ | Вид | Тематика |
1 | Дидактические игры |
|
2 | Сюжетные игры |
|
3 | Художественное слово |
|
4 | Технические средства |
|
5 | Круги Эйлера |
мир |
6 | Дидактический материал |
|
7 | Дидактический материал для проведения опытов |
|
- Методическое обеспечение
Формы проведения | Виды деятельности |
Контрольно-диагностическая деятельность | - беседы |
Познавательно - досуговая деятельность | - экскурсии - дидактические игры - развлечения |
Соревновательная деятельность | - соревнования |
Нетрадиционные формы | - развлечения -викторина |
Субъективная и научно-исследовательская деятельность | - опыты - эксперименты |
Перспективный план работы по программе
«Следопыты»
Тема | Цель | Материал, литература |
1. Беседа «Домик из песка для черепашки». Опыт «Сыпется, лепится» | Познакомить детей со свойствами песка: сухой-сыплется, влажный - лепится. | Иллюстрации по теме, песок, вода, ёмкости |
2. Игра - опыт «Дорожка для змейки». | Закрепить знания детей о свойствах песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки. | Иллюстрации по теме, песок, сито, ёмкости. Дошкольное воспитание, 1996, 1997. |
3.Опыт «Песчаные рисунки» | Закрепить знания детей о свойствах песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы, а на сухом можно рисовать. | Иллюстрации по теме, песок, индивидуальные планшеты для песка Дошкольное воспитание, 1996, 1997 |
4. Опыт «Печем печенье». | Закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком. Развивать воображение, творческие способности. | Иллюстрации по теме, индивидуальные планшеты для песка, формочки Дошкольное воспитание, 1996, 1997. |
5. Игра «Найди шарик». | Закрепить знания детей о свойствах песка. Познакомить с качествами предметов - размером, формой. | Песок, формы для песка. Маневцов Л.М. «Мир природы и ребенок» |
6. Игра «Камешки». Опыт «Тяжёлый, лёгкий» | Познакомить детей со свойствами камней. | Иллюстрации по теме, камни разных размеров. |
7. Развлечение «Солнышко для черепашки». | Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твердый, тяжелее песка. Каждый ребенок «рисует» камешками солнышко для черепашки. | Камни разных размеров, образцы солнца выложенного из камней. Рыжова Н.А. «Программа экологического воспитания дошкольников», Дошкольное воспитание, 1998, № 7. |
8. Эксперимент «Что, как плавает» | Сравнить камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. | Камень, деревянная палочка, емкость с водой. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» |
9. Опыт - игра «Достань камешек». | Закрепить свойства камней по форме, по весу. Развивать внимание. | Камешки разных размеров и форм. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» |
10. Наблюдение за водой в искусственном водопаде. | Познакомить детей со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсуждение вопроса о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. | Иллюстрации по теме, емкости с водой. Зверев И.Д. «Формирование ответственного отношения к природе» |
11. Беседа «Теплая и холодная вода» | Уточнить представление детей о том, что вода бывает разной температуры-холодной и горячей, в любой воде мыло мылится. Вода и мыло смывают грязь. | Стаканы с теплой и холодной водой. |
12. Игра «Вода льётся» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды - текучесть. | Стакан с водой, пустой стакан. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика» |
13. Соревнование «Поймай льдинку». | Закрепить знания детей о свойствах воды. Развивать координацию движений. | Иллюстрации по теме. Богданец Т. «Экологические знания - первое представление о мире», Дошкольное воспитание 2003, № 12. |
14. Беседа «Волшебная сосулька». | Закрепить знания детей о свойствах льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода. | Иллюстрации, фотографии по теме. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Королева А. «Естествознание для малышей» |
15. Целевая прогулка «Волшебный снежный ком». | Познакомить детей со свойствами снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. | Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» |
16-17. Игры - опыты с водой. | Показать детям, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед. | Вода, гуашь, земля. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», Дошкольное воспитание, 1996, № 6. |
18. Беседа «Дом для рыбок». | Познакомить детей с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая. | Иллюстрации по теме, аквариум, песок, камни, вода |
19. Игра - опыт «Зачем комнатным растениям вода?» | Формировать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. | Сюжетные картинки по теме, презентация «Растения и вода» Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире», Дошкольное воспитание, 2003, № 12. |
20. Беседа «Вода нужна всем» | Дать детям представление о роли воды в жизни людей, растений и животных. | Иллюстрации по теме, презентация «Вода-водичка» Рыжова Н.А. «Волшебница вода». |
21. Развлечение «Это- волшебница вода» | Уточнить знания детей о свойствах воды. Доставить детям радость. | Емкости с водой, краски, кисточки, стаканчики со льдом. Николаева Н.Н. «Формирование начал экологической культуры», Дошкольное воспитание, 1996, 1997. |
22. Наблюдение «Как веточки пьют воду» | Объяснить детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки. | Срезанные веточки дерева в вазе. |
23.Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». | Познакомить детей с новой сказкой. | Иллюстраций к сказке К.И.Чуковского «Мойдодыр» |
24.Фокусы с водой. | Показать детям, что вода окрашивается и принимает цвет краски. | Емкости с водой, краски. Николаева Н.Н. «Формирование начал экологической культуры», Дошкольное воспитание, 1996, 1997 |
25-26. Наблюдение за водой в природе. | Дать детям возможность убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода. | Бумажные кораблики. Зебзеева В.А. «О формах и методах экологического образования дошкольников», Дошкольное воспитание 1998, № 7. |
27. Беседа «Все о воде». | Закрепить свойства воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода. | Иллюстрации по теме, стаканы с водой. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» |
28. Викторина «В гостях у Мойдодыра». | Формировать у детей представления о неживой природе и её свойствах. Формировать умение делать простейшие выводы, обосновывать свои решения. Закрепить знания о существенных связях и зависимостях в природе. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы. Формировать бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы. | Зеркала, баночки с водой, камешки, песок, иллюстрации по теме. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» |
Литература
- Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» // Дошкольное воспитание, 2003, № 12.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Педагогика, 1980.
- Зебзеева В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, № 7.
- Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2000, № 7.
- Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе. – М: Просвещение, 1983.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Экологического образования детей «Мы». Оренбург: Азбука экологии, 1993.
- Королева А. Естествознание для малышей // Дошкольное воспитание, 1998, № 10.
- Маневцов Л.М. «Мир природы и ребенок». – С.Пб.: «Акцидент», 1998.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М.:П.1989.
- Николаева Н.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание, 1996, 1997.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999.
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 1994, № 9.
- Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. Старинная группа // Дошкольное воспитание, 1996, № 6.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000.
- Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и природа» М.1996.
Приложение №1
Игры
«С песком и водой»
Игра «Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
Игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш
опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
Игра «Найди шарик» Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Мастерилка" Программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Разроботана программа дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для детей 3-4 лет сроком на один год....
Рабочая программа дополнительного образования " Речевой кружок"
Программа кружка по развитию речи разработана для детей в возрасте от 4 лет до 5 лет, т.к. в группе есть дети с нарушениями речи.Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию ...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Цикл занятий. Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ОБОЩАЮТ И СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ОБОГОЩЕНИЮ ИХ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, УСВОЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.Дидактические игры по развитию речи...
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)
Основной целью данной программы является знакомство детей с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе дополнительного образования «Маленький петербуржец» Возраст: 4 – 5 лет
В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательн...