Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Пшеничная Людмила Викторовна

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_yunyy_issledovatel.docx121.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД  № 68 «РОМАШКА»

   

Программа дополнительного образования

познавательно-речевой направленности

«Юный исследователь»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Разработала:

Пшеничная Людмила Викторовна,

воспитатель  высшей кв. категории

МАДОУ ДС № 68

г. Нижневартовск  - 2013г.

Содержание Программы:

№ п/п

Разделы  Программы

Страница

1.

Паспорт Программы

3-4

2.

Введение

4-9

3.

Пояснительная записка

10-12

4.

 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы познавательно-речевой направленности «Юный исследователь»

13-20

5.

Мониторинг реализации  Программы

21-22

6.

Список используемой литературы

23

1. Паспорт программы

Наименование Программы

Программа дополнительного образования  познавательно-речевой направленности «Юный исследователь»

Основание для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании»

Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2012-2014годы»;

Программа развития МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка» на 2012-2014гг.;

Заказчик Программы

 Родители,  педагоги ДОУ

Исполнители Программы

Руководитель кружка «Юный исследователь»

Разработчики Программы

Пшеничная Людмила Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории

Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы

Город Нижневартовск, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, ул. Чапаева 11 А., тел. 46 – 16 – 30, факс 46 - 60 - 32

Целевые группы

Программа рассчитана на работу с  детьми старшего дошкольного возраста  (от 6 до 7 лет) совместно с родителями

Срок реализации Программы

1 год

Цель Программы

Развитие познавательных  исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни.

Задачи Программы

  • Расширять представления у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов;
  • Развивать у детей познавательные  способности: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и др.;
  • Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
  • Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
  • Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Проблемы, которые призвана решить Программа

• Несформированные инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

• Низкий уровень развития у дошкольников 7-го года жизни способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

• Привыкание дошкольников  работать в типовых ситуациях, не замечая перспективу своего роста в усвоении образовательного содержания;

• Отсутствие у дошкольников старшего возраста  возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

• Дошкольники не владеют приемами поэтапного выполнения  исследований.

Ожидаемые результаты

  • Сформированы представления у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • Развиты у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов;
  • Развиты у детей познавательные  способности: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и др.;
  • Социально-личностное развитие каждого ребёнка:  коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
  • Развита поисковая деятельность и интеллектуальная активность детей.
  • Развит у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Система организаци контроля за исполнением Программы

Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом.Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ.

2. Введение

     Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. 

     Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым

     Дошкольное детство – это  период,  когда закладывается фундамент будущей личности .  Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.    Развитие ребенка в дошкольном возрасте    связано с его способностями - такими индивидуально- психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой –либо  деятельности.
Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

    Познавательные способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений          окружающего мира. Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей.

О наличии их свидетельствует :

 -  точность, дифференцированность восприятия,  умение вычленить наиболее  характерные свойства предметов;

  -  способность разобраться

    в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Познавательные способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.

     Исследователи отмечают, что для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

     Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи  считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей     силой познавательного развития ребенка.     Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

     Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме                                              (так, заинтересованность детей  педагог  распознает по «внимательной тишине»);

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в беседе;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

       

     Ученые утверждают, что одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Согласно концепции Л.С. Выгодского ребенок в процессе своего развития присваивает социокультурный опыт человечества, представленный в форме различных знаков, символов, моделей.

          Основными условиями  развития познавательной активности детей являются:  

  • включение в содержание дошкольного образования компонентов личностно-ориентированной парадигмы,
  • своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, создание проблемно-поисковых ситуаций,
  • постепенное усложнение содержания задач,
  •  стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности,
  • создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации,
  •  оказание педагогической поддержки в процессе совместной деятельности,
  • организация образовательного процесса на наглядно-образной основе.

     Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

     В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".  

     Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

     Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в   лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

     Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

     Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

     Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

     Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

     Последнее время публикуется много различных логических задач, интересных заданий на развитие творческого мышления, памяти, а так же методик, направленных на развитие способностей. Но, как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться, только имея целостную систему, программу.

3. Пояснительная записка

         Исследовательская работа в старшем дошкольном возрасте  особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе образовательная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей  развивающейся личности.    В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. У детей 7-го года жизни закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в образовательной деятельности, но и в жизни.

     Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск в любых образовательных областях, активизировать интерес к получению знаний, приблизить образовательную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа.  

     Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

   Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, воспитателей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития исследовательских способностей, предоставляет возможность удовлетворения своих потребностей.

     Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.  

     Организация работы по программе «Юный исследователь» осуществляется на основе  методики исследовательского обучения дошкольников (А.И.Савенкова).

Данная программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка» г. Нижневартовска.

Ценность программы заключается в том, что дошкольники   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Цель программы: Развитие познавательных  исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни. 

Задачи программы:

  • Расширять представления у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов;
  • Развивать у детей познавательные  способности: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и др.;
  • Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
  • Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
  • Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у старших дошкольников  исследовательские умения - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

 - доступности, использование доступного материала детям;

- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

- последовательности, изложение материала идет последовательно;

- систематичности, в определенной последовательности, системе;

- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Формы работы:

- мини-исследования,

- игры-эксперименты,

- игровые упражнения в рабочей тетради «Юный исследователь» А.И. Савенков,

- совместная и самостоятельная деятельность.

Структура проведения  занятия:

постановка, формулирование познавательной задачи;

беседа с  детьми  о результатах  поиска информации по домашнему заданию

выдвижение предположений, гипотез, отбор способов проверки,   выдвинутых   гипотез      детьми;

проверка гипотез путем экспериментирования;

проверки итогов, вывод;

фиксация результатов;

вопросы детей.

Домашнее  задание  по исследуемым темам

     Освоение программного материала  кружка «Юный исследователь» рассчитано на один учебный год: дети старшего дошкольного возраста 7-го года жизни.

     Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю  с октября по апрель в мини-лаборатории  дошкольного учреждения в течение 30 минут.

     Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом  если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

       В результате освоения содержания программы предполагается  достичь следующих результатов:

- сформированность у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  исследовательских умений: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, работать с парадоксами, наблюдать, экспериментировать, оценивать идеи, высказывать и оценивать суждения, делать умозаключения и выводы, создавать метафоры;

- сформированность предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- сформированность умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- сформированность умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- сформированность желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной  исследовательской деятельности.

- высокий уровень   любознательности, наблюдательности;

- активизация  речи  детей, пополненный словарный запас многими понятиями;

- сформированность самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

     

     Результативность освоения  программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По  результатам диагностирования  можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 1, 2.

Форма подведения итогов

      По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного  исследования по предметной тематике, выступление.   


4.Учебно-тематический план

Неделя №

Тема исследования

Программные задачи

Методические приемы

Домашнее задание

СЕНТЯБРЬ

4

Детская лаборатория

Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способах познания мира, о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Экскурсия в детскую лабораторию:

Игровая мотивация: встреча с Почемучкой

Тренировочное занятие «Я ученый!»

Спросить у родителей,  какой самый главный орган чувств из всех, имеющихся у человека.

ОКТЯБРЬ

1

Человек (органы чувств)

Показать, как человек слышит звук.

Развивать умение выдвигать гипотезы; навыки и умения экспериментирования, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Проверим слух»

Рисование «Настроение и лицо человека» (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.14)

Найти картинки с изображением животных нашего края.

2

Животные нашего края

Учить делать умозаключения и выводы. Развивать навыки и умения  самостоятельной исследовательской деятельности, умений наблюдать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Помочь выяснить, что именно находится в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

Мини-исследование «Почему в нашем краю не живут жирафы?»

Экспериментирование «Могут ли животные жить в земле?»

Игр./упр. «Разные животные». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.12)

Нарисовать рисунок любого растения нашего края.

3

Наблюдения за жизнью растений

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Развивать умения наблюдать, задавать вопросы.

Экспериментирование «Почему цветы осенью вянут»

Игр./упр. «На что похож листок?». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.8)

Спросить у родителей, для чего нужна почва.

4

Экспериментирование с почвой

Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Развивать умение давать определение понятиям; умения классифицировать.

Экспериментирование «Земля – наша кормилица»

Игр./упр. «Разные предметы». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.1)

Найти картинки полезных ископаемых, которые важны для нашего города.

5

Экспериментирование с песком, глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Развивать умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

Мини-исследование «Как человек использует песок и глину» (строительство, песочные часы, посуда, игрушки).

Экспериментирование «Песок, глина – наши помощники»

Игр./упр. «Потому, что…». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.1)

Подумать, почему люди падают вперед, когда автобус резко останавливается.

НОЯБРЬ

1

Экспериментирование с предметами

Познакомить детей с физическими свойствами предметов – инерцией, развивать умения фиксировать результаты наблюдения

Развивать умения задавать вопросы, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Упрямые предметы»

Игр./упр. «Вопросы путешественнику во времени». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.15)

Проверь дома, какие предметы притягивает магнит, а какие – нет. Сделай вывод: почему так происходит. Нарисуй на листе слева предметы, которые магнит притягивает, а те, что не притягивает, нарисуй справа.

2

Экспериментирование с предметами

Расширять логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Развивать умение давать определение понятиям.

Экспериментирование «Как действуют магниты на предметы»

Игра «Трудные слова». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.31)

Проверь дома с помощью фонарика, какая бумага лучше пропускает свет: альбомная, обычный тетрадный лист, цветная бумага для труда.

3

Экспериментирование с предметами

Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умения сравнивать характеристики и свойства бумаги.

Развивать умения классифицировать, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать и оценивать суждения, делать умозаключения и выводы.

 Мини-исследование «Какая бывает бумага»

Экспериментирование «Мир бумаги»

Игр./упр. «Нарисуй игрушку в рамке». (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.23)

Подумай и скажи, почему самолет оставляет в небе след.

4

Экспериментирование с предметами

Познакомить с различными видами тканей; формировать умения сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Экспериментирование «Мир ткани»

Игра «Эхо»  (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.29)

Подумай, спроси у родителей, почему зимой идет снег, а весной дождь.

ДЕКАБРЬ

1

Экспериментирование с водой

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширять представления детей о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Экспериментирование «путешествие Капельки»

Наблюдение за погодой с помощью пиктограмм.

 (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.26)

Нарисовать прибор для очищения воды и придумать рассказ о том, как он работает.

2

Экспериментирование с водой

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закреплять знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Развивать мышление творческое воображение.

Экспериментирование «Вода – растворитель. Очищение воды»

Игр./упр. «Интересная идея» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.24)

Полностью заполни водой трубочку для коктейля. Концы трубочки залепи пластилином. Положи ее в морозильник и достань через час-другой.

-Что ты видишь?

-Где находятся кусочки пластилина?

Сделай вывод и ответь на вопрос: что происходит с водой, когда она замерзает?

3

Экспериментирование с водой

Уточнять представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Развивать мышление, воображение, умения и навыки экспериментирования.

 Экспериментирование «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Просмотр мультимедийной презентации «Айсберги».

Определить температуру воздуха, тела, не используя при этом никаких приборов.

4

Экспериментирование с предметами

Реализовать представления, сформированные в ходе поисковой деятельности, закреплять навыки работы с клеем и бумагой.

Экспериментирование «Термометр»

Игр./упр. «Расскажи о героях мультфильма» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.19)

Нарисовать рисунок о том, как празднуют новый год в любой другой стране. (на выбор ребенка)

5

Познавательная игра – соревнование «Счастливый случай» (совместно с родителями). )родителямит)

Закреплять полученные знания , умения и навыки.

Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

ЯНВАРЬ

1

Экспериментирование с предметами

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе, поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, развивать аккуратность и взаимопомощь.

Экспериментирование «Все обо всем»

Игр./упр. «Нарисуй предмет» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.6)

Назови 5 самых правдоподобных причин, почему: люди одевают костюмы на Новый год, почему наряжают ёлку, почему дарят подарки.

2

Экспериментирование с предметами

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

Развивать умение выдвигать гипотезы.

 Экспериментирование «Забавные фокусы»

Игр./упр. «Что произойдет, если Золотая рыбка исполнит желания всех людей на Земле?» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.18)

Назови разных животных, которые одновременно СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ. Нарисуй одного из них.

3

Экспериментирование с предметами

Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Экспериментирование «Представления о полюсах магнита»

Найди в доме предметы, в которых можно увидеть собственное отражение. (зеркало, ложка, полированная мебель и т.д.) Нарисуй в рамке слева предметы, в которых отражение хорошее, а в рамке справа те, в которых оно плохое. Объясни почему.

ФЕВРАЛЬ

1

Экспериментирование с предметами

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. И не только при свете.

Развивать навыки и умения экспериментирования, умения классифицировать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Мини-исследование «Мое отражение».

Экспериментирование «Разные отражения»

Игр./упр. «Продолжи ряд» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.5)

Нарисовать различные виды оружия, которые применяли для защиты народа в разные исторические времена. Чтобы об этом узнать.

2

Экспериментирование с предметами

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Развивать умение наблюдать, задавать вопросы, классифицировать.

Экспериментирование «Легкая пластмасса»

Игр./упр. «Назови как можно больше предметов» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.4)

Найди возможную причину события. Как ты думаешь, почему: окно, лампа, стакан сделаны из стекла.

3

Экспериментирование с предметами

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умения классифицировать материал, из которого делают предметы.

Развивать умения задавать вопросы, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Путешествие в мир стеклянных вещей»

Игр./упр. «Помоги попугаю Кеше задать вопросы» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.2)

Нарисовать любой памятник нашего города. Рассказать, что ты о нем знаешь.

4

Экспериментирование с предметами

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; развивать умения работать с микроскопом.

Развивать мышление, воображение, умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

Экспериментирование «Почему предметы движутся»

Мысленный эксперимент «Продолжи рассказ» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.16)

Скажи, на что могут быть похожи: капли дождя на стекле, облака в небе, лужи на асфальте.

МАРТ

1

Экспериментирование с воздухом

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

Дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Экспериментирование «Этот удивительный воздух»

Игр./упр. «Нарисуй на какие фигуры похожи растения» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.3)

Нарисовать предметы, которые работают от электричества.

2

Экспериментирование с предметами

Уточнить представления детей о значении электричества для людей, познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Развивать навыки и умения экспериментирования, умения классифицировать, видеть проблемы, выдвигать гипотезы.

Мини-исследование «Почему горит фонарик»

Объясни, что означают эти выражения:

«Утро вечера мудренее»,

«Тише едешь – дальше будешь»,

«Семеро одного не ждут».

3

Экспериментирование с предметами

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность.

 Экспериментирование «Электрический театр»

 Игра «Да и нет» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.4)

Собери как можно больше информации о человеке.

Для этого можно:

-вспомнить, что ты знаешь сам;

-спросить у другого человека;

-узнать из книг;

-посмотреть телепередачу, фильм;

-заглянуть в Интернет;

-понаблюдать;

-провести эксперименты.

4

Человек

Развивать исследовательские способности, умения высказывать и оценивать суждения.

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Защита мини – проектов «Я - человек»

Экспериментирование «Взаимосвязь органов вкуса и запаха»

Посмотреть в энциклопедии, спросить у родителей: на какой планете могут жить люди.

АПРЕЛЬ

1

Экспериментирование с предметами

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способами его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе; о планетах, звездах; развивать умение действовать по алгоритму.

Экспериментирование «Как образуются метеоритные кратеры»

Игр./упр. «На Землю прилетели инопланетяне»  (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.8)

Объясни, почему в космос летают на ракете.

2

Экспериментирование с предметами

Уточнять представления детей о работе реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Экспериментирование «Почему в космос летают на ракете»

Игр./упр. «Продолжи словарик писателя К.И.Чуковского» . (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.12)

Придумать несуществующий в природе  цвет способом смешения красок и нарисовать им любой предмет.

3

Экспериментирование с предметами

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму, развивать внимание.

Экспериментирование «Радуга в небе»

Игр./упр. «Найди отличия» (птицы). (Рабочая тетрадь «Развитие познавательных способностей» А.И.Савенков стр.7)

Подготовить защиту мини-проектов по заранее выбранной теме.

4

Закреплять полученные знания в течение года. Развивать у детей любознательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

Защита мини-проектов по выбранным темам:

«Человек», «Свет», «Воздух», «Вода», «Горы», «Камни», «Магнит»

«Животные»

«Растения»

«Полезные ископаемые»

«Космос» и т.д.


5.Мониторинг реализации  Программы

Приложение 1

Педагогическое обследование детей 7-го года жизни по выявлению уровня сформированности навыков и умений по познавательно - исследовательской деятельности в рамках реализации программы кружка «Юный исследователь»

Цель: Выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.

Показатели:

Умеет задавать вопросы.

Умеет ставить проблему, выявляет ее.        

Умеет выдвигать гипотезы.

Умеет давать определение понятиям.

Умеет классифицировать.

Умеет наблюдать.

Умеет проводить эксперименты.

Умеет рассуждать, делать умозаключения.

Критерии:

3 балла - умения и навыки сформированы

2 балла – частично, с помощью взрослого

1балл - умения и навыки не сформированы

Результаты:

 

 Высокий уровень – 20-24

 Средний уровень – 14-19

 Низкий уровень    - 8-13


Приложение 2

Мониторинг уровня развития детей

по реализации программы кружка «Юный исследователь»

Ф. И. ребенка

Разделы программы

Умение задавать вопросы

Умение ставить проблему, выявлять ее

Умение выдвигать гипотезы

Умение

давать определение понятиям

Умение

классифицировать

Умение

наблюдать

Умение проводить экспери-менты

Умение

рассуждать,

делать

умозаключение

Итог

Начало

года

Конец

года

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итог:

Средний балл:


6. Список используемой литературы

  1. А.И.Иванова. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.
  2. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников». Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература»,2010.
  3. А.И. Савенков  «Я – исследователь». «Развитие познавательных способностей» Рабочая тетрадь для дошкольников 6-8 лет. Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
  4. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  5. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство «Учитель», 2012.
  6. Л.Н.Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». Издательство – Творческий центр «Сфера», Москва, 2012.
  7. Н.А.Рыжова «Воздух-Невидимка»  («Наш дом – природа»).
  8. О.В.Дыбина  «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду).


Пшеничная Людмила Викторовна МАДОУ ДС № 68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»

Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»  формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...

Программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей "Улыбка".

Программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей "Улыбка"....

Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Презентация программы дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»

Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт....

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности «Букваренок»

Цель программы:  познакомить дошкольников с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить детей слитному чтению слогов, не вступая в противоречие с методами школьного обучения....