Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Костенко Эльвира Леонидовна

Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.

Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostenko_dod_razvivashka_st_gr_2019.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Березка» комбинированного вида

муниципального образования города Обь Новосибирской области

Рабочая программа дополнительного образования

 по познавательно-речевому развитию детей

с использованием интеллектуальных карт.

«Развивашка»

ВОСПИТАТЕЛЬ:  I категории:

Костенко Эльвира Леонидовна

                                                        Г. Обь.

2019 год

Актуальность.

Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и другие) давно показали значение речевой функции в психическом развитии ребенка, ее влияние на становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием социальных контактов ребенка, что, в свою очередь, расширяет его представления об окружающей жизни, способствуя его активной социализации.

 Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.

Одна из важнейших методических задач образования — развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие логического мышления является одним из приоритетных направлений работы педагога.

Одним из эффективных методов, облегчающих,  систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний, развивающих как творческие, так и речевые способности детей, является использование интеллектуальных  карт.

Данный метод (интеллект-карт) был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Метод интеллект-карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод интеллект - карт помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Цель: развитие речевых способностей старших дошкольников посредством вариативного использования интеллектуальных карт.

Достижение цели через следующие задачи: 

  1. Изучить теоретические основы по составлению и использованию интеллектуальных карт.
  2. Разработать интеллектуальные карты для вариативного применения на практике.
  3. Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь детей.

Кружок  рассчитан  на 1 год, для детей 5 лет. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально 1 раза в неделю по 20минут.

Свойства интеллект - карты:

  • наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
  • привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но  и приятно);
  • запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
  • своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
  • творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
  • возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Методика составления карты:

1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2.    В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3.  Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4.   Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5.    Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. 

Использование интеллект - карт :
I направление

  • Сбор материала о предмете или объекте.
  • Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
  • Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
  • Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

II направление

  • Закрепление и обобщение материала.
  • Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
  • Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

III направление
Развитие связной речи.

  • Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте.
  • Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Участники  составления  интеллект – карты.

  • Интеллект – карты могут составляться  воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками  как иллюстрирование  рассматриваемой в занятии темы или в ходе проектной деятельности, а так же при решении проблемных ситуаций.
  • Так же, можно предложить составить данную карту детям  самостоятельно в ходе итогового мероприятия, как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе.
  • Составить интеллект – карту могут дети вместе с родителями (домашнее задание). Это послужит поводом увлечь родителей тем, какую тему обсуждает педагог  с детьми в стенах детского сада, а в дальнейшем сформирует у детей умение  в процессе учебы в школе находить эффективные  способы для  усваивания учебного  материал.

Предполагаемый результат  применения метода интеллект - карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая  интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Перспективное  планирование в старшей группе

с применением метода интеллект – карт.

месяц

Тематическое название интеллект - карт

Задачи

Сентябрь

I неделя

II неделя

III неделя

«Фрукты»

Расширение представлений о фруктах, где растут, что из них можно приготовить.

Знакомство и показ составление И-К педагогом для детей и работа с картой.

Работа с детьми по И – К. Обогащение активного словаря по теме с усвоением умения словообразования и словоизменения.

Октябрь

I неделя

II неделя

III неделя

«Грибы»

Расширение представлений о грибах, где растут, что из них можно приготовить.

Подготовить иллюстрации, картинки по теме. Составление И – К.

Обогащение активного словаря по теме с усвоением умения словообразования и словоизменения.

Составление предложений.

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя

«Моя семья»

Закрепить представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе; помочь детям осознать значение семьи в их жизни, дать основы понятия «родственные связи»;

Совместное изготовление интеллект – карты воспитателем и детьми.

Расширение объема и активизация  словаря, уточнение значений слов,

Декабрь

I неделя

II неделя

III неделя

«Царство растений»

Подвести детей к пониманию того, что в природе есть мир растений, ввести классификацию растений на дикорастущие и культурные; особое

отношение людей к растениям, которые они выращивают, к сознанию людей растения (пища, красота, здоровье, жизнь);

Самостоятельное составление И-К по подгруппам.

Составление рассказа по И – К.

Январь

I неделя

II неделя

III неделя

«Гиганты прошлого»

Ввести понятие прошлое на примере представлений животного мира ( динозавры, мамонты); где жили, чем питались и тд.

Подбор иллюстраций из журналов, рисунки детей при составлении  И – К.

Составление рассказа по И – К.

Февраль

I неделя

II неделя

III неделя

«Домашние животные»

Обогащать словарь детей по теме. Закрепить представление о домашних животных и их детенышей, где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям способствовать осознанию (забота, внимание) людей к домашним животным;

Подбор иллюстраций из журналов. Составление И – К по подгруппам.

Составление рассказа об одном домашнем животном.

Март

I неделя

II неделя

III неделя

«Часы»

Познакомить детей с историей возникновения часов, рассмотреть их разные виды, поговорить о принципе их работы, какую роль играют в жизни человека.

Формирование навыка составления И-К. Определение проблемных моментов в работе

Составить описательный рассказ о часах.

Апрель

I неделя

II неделя

III неделя

«Космос»

Определение уровня знаний детей по теме, , составление рассказа по ней.

Формирование навыка составления И-К.

Развивать словесное сопровождение и словесное планирование деятельности.

Май

I неделя

II неделя

III неделя

«Мир птиц»

Расширение знаний детей о птицах, их строении, видах, питании и тд. Развивать активность и самостоятельность в усвоении и передачи информации.

Определение дальнейшего составления

 И – К.

Составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания

Литература:

1. Акименко В.М.Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

5. Сумина В.А., ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации познавательно – речевого направления для детей 6-7 лет

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требов...

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей интеллектуально-творческих способностей «Фиолетовый лес»

Программа по дополнительной платной услуге «Фиолетовый лес», разработана с учетом ФГОС ДО...

Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Рабочая программа дополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных тех

Рабочая программадополнительного образования  По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста  через  использование инновационных технологий"...