Главные вкладки

    Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
    рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

    Cерт Татьяна Николаевна

    Программа относится к  художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад 56 общеразвивающего вида»

    144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская ул., д.6а,

    Тел.: 8(496)576-14- 41

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    от «04» сентября 2018 года

    протокол № 1

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Заведующий МДОУ № 32

    _____________Л.Н. Кирюхина

    Приказ от «04» сентября 2018г. № 156/1-о

             

                                                                             

    Рабочая программа по дополнительным платным услугам

    «Умелые ручки»

    Художественно-эстетическое направление

    Возраст детей 5-6 лет

    Срок реализации программы – 1 год.

    Составитель:

    Воспитатель

    Серт Татьяна Николаевна

    г. о. Электросталь, 2018 г.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка………………………………………….3
    2. Актуальность программы………………………………………. 3                                                                                        
    3. Аннотация………………………………………………………...4 
    4. Цель и задачи …………………………………………………….4
    5. Методические приёмы …………………………………………..5
    6. Принципы реализации программы……………………………...5
    7.  Ожидаемые результаты …………………………………………6
    8. Формы подведения итогов реализации программы……………6  
    9. Перспективный план…………………………………………….. 7

    10. Диагностическая методика………………………………………14

    11.  Ожидаемые результаты …………………………………………14

    12. Мониторинг освоения материала………………………………………………14 

    1 3. Используемая литература………………………………………………………….15

                                                                                                                               

    Пояснительная записка.

    Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.

    Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.  

    Наблюдая за детьми пришедшими с улицы, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.

     Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда. Именно тогда я организовала и по настоящее время веду кружок ручного труда «Умелые ручки».

     Актуальность программы Задача развития творческого потенциала в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. В современном мире творчество ценится очень высоко. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономической жизнью общества – потребностью в людях активных, знающих и умеющих решать различные жизненные ситуации, предвидеть, предполагать, прогнозировать. Такие проблемы способны решать только творчески одаренные дети. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования до 2020 года, главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    Аннотация.

    На программу кружка «Умелые ручки»

     (руководитель Серт Т.Н.)

     Кружок «Умелые ручки».

     Помогает ребёнку проявить свои художественные творческие способности с разными видами ручного труда, и направлен на формирование и развитие у детей мелкой моторики; формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

      Программа кружка соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ. Она содержит:

                       

    Цели:

     выявить влияние ручного труда на развитие мелкой моторики у старших дошкольников; помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах ручного труда.

    Задачи:

     1.Образовательные:

    • ознакомление с разных видов ручного труда.
    • овладение основами, умениями работы   различными материалами, из отдельных частей, создание образов;
    • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
    • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

    2. Развивающие:

    • развитие мелких и точных движений пальцев рук;
    • развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
    • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
    • активизация творческого мышления;
    • развитие пространственного воображения, глазомера.
    • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
    • овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

    3. Воспитательные:        

    • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
    • понимание необходимости качественного выполнения образа;
    • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
    • воспитание аккуратности, старательности;
    • воспитание коммуникативных способностей детей;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

    Методические приёмы:

    • Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
    • Показ видео и мультимедийных материалов;
    • Рассматривание иллюстраций;
    • Показ образца выполнения последовательности работы.

       Форма работы: тематическая совместная деятельность.

    Принципы реализации программы

    Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

    Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

    Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

    Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

    Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

    Схема программы включает:

               Дополнительная деятельность носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.

     

    Кол-во часов в год

    Срок обучения

    Возрастной состав

    Формы организации

    15 ч.

    1 год

    с октября 2018г.- май 2019г.

    5-6 лет

    фронтальная

    Расписание

    Название ДПУ

    Направление

    Дни недели

    Время

    «Умелые ручки»

    Художественно - эстетическое

    Понедельник

    16.10 – 16.35

             

    Ожидаемые результаты

    В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля,  развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

    Формы подведения итогов реализации программы

    • Составление альбома тематических работ.
    • Проведение тематических выставок детских работ.
    • Фотовыставки.
    • Мастер-классы для родителей, педагогов, детей старшего дошкольного возраста.
    • Участие в конкурсах, смотрах-выставках на уровне ДОУ, муниципальном уровне.
    • Презентации детских работ на официально сайте МДОУ № 56.

    Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

    Старшая группа

    Руководитель кружка: Серт Т.Н.

     Сентябрь.

    Занятие

    Цель

    1.

    «Веселые ребята»

    Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. Приклеивать свой цветок в общий букет так, чтобы он не загораживал цветы других детей.

    2.

    «Сказочные герои»

       Поделки из природного материала. Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин.

    3.

    «Матрешка»

     Объемная фигурка из кленового листочка познакомить детей с новым для них видом труда. Ознакомить с техникой работы. Учить сгибать кленовый лист в трубочку и завязывать ниткой (показать образцы), учить аккуратно вырезать и   красиво приклеивать узоры на платьице (листик).

    4.

    «Маленький Мишутка»

      Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию.

    Октябрь.

    Занятие

    Цель

    1.

    «Бабочки»

    Аппликация с использованием резанных цветных ниток. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.

    2.

    «Золотая осень»

    Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеящейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

    3.

    «Чебурашка»

    Поделки из спичечных коробков познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить игрушку (показ образца поделки). Упражнять в вырезании круглых и овальных форм, аккуратно обклеивать спичечные коробки.

    4.

    «Петя - петушок»

    Мозаичная аппликация из пластилина. Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом.

    Ноябрь.

    Занятие

    Цель

    1.

    « »

    Аппликация с использованием крашенной опилки. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок опилкой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

    2.

    «Мышка-норушка»

    Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы.  Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

    3.

    «Собачка»

    Поделки и спичечных коробков. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить собачку разных пород, (возможен показ образцов собачек.). Продолжать учить склеивать спичечные коробки, дополнять их деталями.

    4.

    «Цыпленок»

      Аппликация, выполненная из салфетки. Учить детей скатывать кусочки салфетки в комочки. Готовые комочки наклеивать на нарисованную форму цыпленка, дополнить дополнительными деталями.

    Декабрь.

    Занятие

    Цель

    1.

    «Ёлочка»

    Мозаичная аппликация из бросового материала. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеящейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом.

    2.

    «Дед Мороз».

    Аппликация из резаных ниток и пластилина.  Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток и мозаичной аппликацией из пластилина. Учить равномерно намазывать небольшие участки (волосы, бороду, мех) изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них маленькие шарики, выкладывать шарики на готовую форму.

    3.

    Открытка «С Новым годом»

    Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно скатывать кусочки салфетки в комочки и аккуратно наклеивать на нарисованную форму      открытки.

    Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

    Январь.

    Занятие

    Цель

    1.

    «Волшебные снежинки»

    Лепка из соленого теста. Украшение из бисера. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером.

    2.

     «Марийская сказка на спиле дерева»

    Поделки из природного материала. Учить создавать композицию из природных материалов: шишек, желудей, орехов, мхов, сучьев. Предложить самим придумать сюжет (показ образцов).   Объемная фигурка и бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы.  Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным.

    3.

    «Веточка елочки с шишками»

    Мозайка из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

    Февраль.

    Занятие

    Цель

    1.

    Поздравительная открытка.

    Открытка, аппликация. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать цветы гвоздики и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

    Бисерография. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки.

    2.

    «Валентинки»

    Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток.

    3.

    «Медвежонок»

    Конструирование-оригами.  Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным

    4.

    «Звери из конусов» «Зайчик»

    Конструирование. Ручной труд. Учить создавать выразительный образ из бумаги, продолжать знакомить со способом закручивания полукруга в конус, украшать дополнительными деталями. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

    Март.

    Занятие

    Цель

    1.

    «Открытка для мам»»

    Аппликация с использованием круп (горох, рис, гречка, семечки ягод.). Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать пластилином необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок крупой соответствующей формы.  Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

    2.

     Волшебные цилиндры.

     Ручной труд. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы, закручивания прямоугольника в цилиндр, украсить дополнительными деталями, вырезанными из цветной бумаги.

    3.

    «Весенние цветы»

    Аппликация. Учить детей самостоятельно вырезать лепесточки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

    4.

    «Тарелочки»

     Поделка из папье-маше. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (тарелочки.) 

    Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью.

    Апрель.

    Занятие

    Цель

    1.

    «Волшебные цилиндры»

    Конструирование.   Ручной труд. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы, закручивания прямоугольника в цилиндр, украсить дополнительными деталями, вырезанными из цветной бумаги.

    2.

    «Петушок»

     Поделки и спичечных коробков. Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить собачку разных пород, (возможен показ образцов собачек.). Продолжать учить склеивать спичечные коробки, дополнять их деталями.

    3.

    «Рыбки»

    Аппликация с использованием круп (горох, рис, гречка, семечки ягод.). Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать пластилином необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок крупой соответствующей формы.  Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. создавать композицию.

    4.

    «Пасхальные яйца»

    Лепка из соленого теста. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.

    Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.

    Май.

    Занятие

    Цель

    1.

     

    «Чашки»

     Поделка из папье-маше. Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (Чашек) 

    Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью.

    2.

    «Звери из полоски картона»

    Конструирование. Учить детей отрезать от листа картона неширокие полосочки, склеивать эти полосочки в кольца. Самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

    3.

    «Цветы»

     Аппликация с использованием резанных цветных ниток. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении.

    4.

    «Барашек»

     Аппликация, выполненная торцом бумаги. Учить детей скручивать готовые полосочки бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму барашка.

     

    Диагностическая методика.

     Для диагностики по кружковой работе использую научно-методическое пособие «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности (методические основы). Под редакцией О.А. Сафоновой, Н. Новгород 1995г.

    У детей старшего дошкольного возраста развивается самостоятельная конструктивная деятельность. Основными показателями такой деятельности являются следующие умения:

    • создавать замысел (образ будущей постройки);
    • определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы конструирования);
    • намечать последовательность практических действий, приводящих к реализации задуманного;
    • отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в соответствии с замыслом;
    • положительное отношение к процессу деятельности и к ее результату.
    • Результаты диагностики можно увидеть по динамике предпосылок учебной деятельности.

    • Ожидаемые результаты.
    • Дети познакомились с разными видами ручного труда;
    • Отмечена большая активность детей на занятиях, с удовольствием и интересом создают поделки из природного материала;
    • Уровень знаний о природных материалах повысился, узнали во что и что можно сделать из различных природных материалов.
    • Уровень развития мелкой моторики рук повысился: скорость движения пальцев изменился; дети могут писать различные графические задания (штриховка, обведение по точкам, рисование по клеточкам).

    Мониторинг освоения материала

      Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.

    Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

    № п/п

    Ф.И.

    ребенка

    Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

    Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения

    Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)

    Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами

    Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу

    Точность и аккуратность выполнении работы

    1.

    В - высокий уровень (самостоятельность, развитые умения, результаты высокого качества).

     С - средний уровень (самостоятельность, результат высокий, но с помощью взрослого).

    Н - низкий уровень (отказ от деятельности, результаты не достигнуты, нет самостоятельности).

    К - конец года

    Н - начало года

    Используемая литература

     1. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». - М., Просвещение, 1992

     2. Выготский Л.Н. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте». - СПб. Союз, 1997

    3. Дьяченко О.М., «Чего на свете не бывает». - М.: Знание, 1994

     4. Дошкольное воспитание № 2, «О развитии творческого потенциала дошкольников». 2006

     5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 1995

    6. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет». – М., 2006

    7. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005

     8. Крулехт М.В. «Ребенок и рукотворный мир». - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

    9. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», - М: ТЦ Сфера, 200


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

    Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

    Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

    Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

    Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

    Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

    Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Мир на кончиках пальцев" для детей младшего дошкольного возраста

    Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе методических пособий Давыдовой Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", Швайко Г.С. "Занятия по изобразительной д...

    Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

    Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

    Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

    Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЯТ" для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.Предлагаемая программа кружка ...

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ художественно-эстетической направленности «Когда куклы оживают» (Театрализованная деятельность) (срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)

    Целевой разделАктуальность, направленность, нормативно – правовая база конструирования ДОП ДОПояснительная записка: Детство - это радость, игра, слияние с природой. С самого раннего возрас...