Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Валентина Сергеевна
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_malenkie_hudozhniki2.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №244 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

от «_____» ________2020 протокол №____

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего

от «_____» ________2020 №_____

Рабочая программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет

«Маленькие художники»

Составитель-разработчик:

Кузнецова В.С., педагог дополнительного образования

Срок реализации: 2020-2021 уч. год

Содержание

1.Целевой раздел

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы

4

1.3.Основные принципы

4

1.4. Планируемые результаты освоения программы

5

2. Содержательный раздел

8

2.1. Особенности изобразительной деятельности дошкольника

8

2.2. Содержание образовательной деятельности

10

2.3. Примерное календарно – тематическое планирование

11

3.Организационный раздел

14

3.1. Условия реализации рабочей программы

14

3.2. Организация и формы взаимодействия с родителями

14

4. Заключение

16

5.Литература

17

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие художники» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ,   Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий), Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом МОУ Детского сада № 244.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Новизной и отличительной особенностью программы курса «Маленькие художники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые  материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель: 

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:
Развивающие: 
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
Способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать желание экспериментировать на основе познавательных способностей.
Образовательные: 
Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.
Познакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием способов и приёмов работы, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, способствовать восприятию красоты окружающего мира.

1.3. Основные принципы

Основновополагающий  принцип – это принцип интегративности.

Познавательное развитие: игры, связанные с художественным творчеством.
Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Социально-коммуникативное развитие: воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Речевое развитие: умение строить диалогическую и монологическую речь .
Физическое развитие: проявление воли, настойчивости, умение ставить цели и их достигать.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
Принцип динамичности (от самого простого до сложного).
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Дети должны знать:
- разнообразные техники нетрадиционного рисования;
- свойства и качества используемых в работе материалов;
- технику безопасности во время работы.
 Дети должны уметь: 

- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в ноябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики:
Уровень усвоения программного материала.

Выявить умение свободно выбрать ребенком материал, замысел, способ изображения.
Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: различает цвета и их оттенки.

2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы, учитывая соразмерность путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:
Низкий (1 балл)
• интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
• узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
• основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
• ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
• не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
• у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
• он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
• знает способы изображения некоторых предметов и явлений
• правильно пользуется материалами и инструментами
• владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
• проявляет интерес к освоению новых техник
• проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
• ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
• быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
• владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
• передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
• обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
• умеет создать яркий нарядный узор
• может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
• может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)

Формы подведения итогов. Проведение выставок детских работ. Участие в конкурсах различного уровня в течение года.

2. Содержательный раздел

2.1. Особенности изобразительной деятельности дошкольника.

 У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире. С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования. Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше. Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Более того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности. Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические. Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат. Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений. Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией.

2.2. Содержание образовательной деятельности

 Возрастной диапазон детей – 6 -7 лет.

 Количество детей в группе – 8-12 человек.

 Продолжительность обучения – 7 месяцев (ноябрь-май).

 Количество часов – 56 (2 раза в неделю).

 Продолжительность занятия – 30 мин.

 Занятия проводятся в период с 01.11.2018 года по 31.05.2019 года.

Нетрадиционные художественные техники при освоении программы.

Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу.
Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)
Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.
Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок.
Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Пуантилизм - рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета.

2.3. Примерное календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Техника

Ноябрь

1

«Ёжик»

Печать сухими листьями, пуантилизм

2

«Любимая игрушка»

Пуантилизм

3

«Белые медведи».  

Тычок жёсткой сухой кистью

4

«Белочка в дупле».

Отпечаток ладонью, пуантилизм

5

«Ноябрьский зонтик».

Пуантилизм

6

«Осенний дождь».

Рисование свечой, тонирование бумаги

7

«Природа отражается в воде».

Монотипия

8

«Подводное царство».

Рисование по-мокрому

Декабрь

1

«Зимний лес».

Силуэтное рисование, пуантилизм

2

«Зимний пейзаж».

Рисование зубной пастой

3

«Ёлочки зимой».

Гуашь, рисование вилкой

4

«Морозные узоры на окне».

Рисование свечой, тонирование бумаги

5

«Снегири зимой».

Акварель, восковые мелки, пуантилизм

6

«Новогодняя открытка».

Рисование кофе

7

«Новогодняя открытка»

Рисование кофе

8

«Новогодняя открытка»

Рисование кофе

Январь

1

«Зимний вечер».

Граттаж

2

«Снеговик».

Рисование солью

3

«Белая береза под моим окном».

Акварель, тычок жёсткой сухой кистью

4

«Волшебные цветы в вазе».

Рисование свечой, тонирование бумаги акварелью

5

«Волшебные цветы в вазе».

Силуэтное вырезывание

6

«Лунные елочки».

Рисование солью

7

«Забавные животные».

Ниткография

8

«Сказочный лес».

Печать сухими листьями

Февраль

1

«Зимний город».

Граттаж

2

«Вот зима, кругом бело».

Акварель, рисование зубной пастой

3

«Сказка вокруг нас».

Монотипия

4

«Морские глубины».

Рисование свечой, тонирование бумаги

5

«Летят самолёты».

Силуэтное рисование

6

«Солнечный день».

Рисование клеем и крупой.

7

«Взгляни на маленьких совят».

Оттиск, печать

8

«Мандала».

Акварель

Март

1

«Весна пришла».

Силуэтное рисование

2

«Цветы для мамы».

Оттиск, печать

3

«Открытка для мамы».

Монотипия

4

«Веточка вербы».

Кляксография с трубочкой, пуантилизм

5

«Пионы».

Рисование мыльными пузырями

6

«Аленький цветочек».

Ниткография

7

«Весенний пейзаж».

Монотипия

8

«Котёнок».

Рисование акварелью

по-сырому

Апрель

1

«Закат над морем».

Восковые мелки, акварель

2

«Космические дали».

Рисование по-мокрому, соль

3

«Рыжая лиса».

Оттиск мятой бумагой

4

«Пасхальное яйцо».

Оттиск, пуантилизм

5

«Фантазийный зоопарк».

Кляксография

6

«Апрельские фантазии».

Граттаж

7

«Павлин».

Рисование пальцами

8

«Чистая планета».

Рисование ладошками

Май

1

«Праздничный салют».

Восковые мелки, акварель

2

«Дивные цветы».

Кляксография с трубочкой

3

«Веточка сирени».

Оттиск мятой бумагой

4

«Ромашки».

Рисование на мятой бумаге.

5

«Ваза с цветами».

Тычок жёсткой полусухой кистью

6

«Скоро лето».

Монотипия

7

«Бабочки».

Монотипия

8

Итоговое занятие. «Нарисуй, что нравится».

Все знакомые техники

3. Организационный раздел

3.1. Условия реализации рабочей программы

Материально-техническая база: 

- групповая комната (учебная доска, столы);
- альбомы с образцами и схемами;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
- цветной картон;
- салфетки;
- восковые мелки;
- краски, гуашь, кисти;
- альбомы для рисования;
- свечи;
- карандаши цветные;
- трубочки для коктейлей;
- ватные палочки.

3.2. Организация и формы взаимодействия с родителями

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

Цель работы с родителями:

педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

1) Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.

2) Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.

3) Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

Применяемые формы работы с родителями

 Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

 Педагогические беседы с родителями;

 Тематические консультации;

 Организация уголков для родителей;

 Мастер-классы.

 Оформление выставок.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их Образовательные потребности воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

4. Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие общих способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей. у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Ребенок имеет возможность легко и непринужденно пользоваться всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

5. Литература

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.
  4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб: КАРО, 2008. – 96 с.
  5. Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (Часть 1 и 2). Издательство «ЦентрПроблемДетства», 1996
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование/ Под ред. Р. Г. Казаковой. М.: Сфера, 2004.
  7. Хасанова М. Видт И. Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры//Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С. 51- 53.
  8. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
  9. Шкидская И. О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план дополнительного образования художественно - эстетической направленности. "Маленькие волшебники"

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники....

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рецензия на программу дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Маленький умелец »

Рецензия на программу дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Маленький умелец »...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА»  дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...