Главные вкладки

    Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.
    рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Царева Татьяна Дмитриевна

    Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

    Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие », составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_kaleydoskop_tsareva.docx49.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение детский сад «Рябинка» пос.Журавли

    Тема: «Учебная программа дополнительного образования

    для детей старшего дошкольного возраста «Будущие художники».

    Автор:  Царева Т.Д.,воспитатель ГБОУ СОШ

    с.Воскресенка СП детский сад «Рябинка»                                                                                                                             пос.Журавли

    7 лет

    СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка…………………………………………………………3

    Диагностическая  карта………………………………………………………..11

    Перспективный план занятий средняя группа……………………………….12

    Перспективный план занятий старшая группа……………………………….20

    Список использованной литературы………………………………………….29

    Пояснительная записка

    Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

    Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие », составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

    Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Практическая значимость программы

    Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
    Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

    Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

    Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

    Педагогическая целесообразность

    Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

    Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

     Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

    Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

    Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

    Новизной и отличительной особенностью программы «Будущие художники » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

    Цель:

    Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

    Задачи:

      -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

        -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

    - Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

    - Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. 

    Виды и техники нетрадиционного рисования.

    Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

    Так, для детей дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография), рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

    Методы проведения занятия:

    - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

    - наглядные

    -практические

    -игровые

    Используемые методы

    – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

    – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

    – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Методические рекомендации

    Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

    Режим занятий:

     Старшая  группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.

      Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

       Формы подведения итогов в конце года  реализации учебной дополнительной образовательной программы:

    -Проведение выставок детских работ

    -Проведение открытого мероприятия

    -Проведение мастер-класса среди педагогов

    Ожидаемый результат

    посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

     - развитию мелкой моторики рук;

    - обострению тактильного восприятия;

    - улучшению  цветовосприятия;

     -  концентрации внимания;

    - повышению уровня воображения и самооценки.

     -Расширение и обогащение художественного опыта.

        -Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

         -Сформируются навыки трудовой деятельности

         -активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

        -умение находить новые способы для художественного изображения;

       -Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

    Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства

    Диагностическая карта

    по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

    №/n

    Ф.И.

    Реб.

    Технические навыки

    Точность движений

    Средства выразительности (цвет, форма и др.)

    Наличие замысла

    Проявление самостоятельности

    Отношение к рисованию

    Речь в процессе рисования

    итог

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н

    К.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Н.- начало года

    К.- конец года


    Перспективный план занятий кружка «Будущие художники»

    в разновозрастной  группе

    СЕНТЯБРЬ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Диагностика

    Различные

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

    2

    Укрась шарфик

    Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

    Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

    Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3

    Пчелка

    Рисование восковыми мелками, солью

    Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    4

    Осенний букет

    Печатание листьями

    Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

     

    ОКТЯБРЬ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Заготовка на зиму «Компот из яблок»

    Оттиск  печаткой из яблока

    Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Осенняя береза

     

    Оттиск печатками из ластика

    Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3

    Грибы в лукошке

    Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками

    Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

    Воспитать у ребенка художественный вкус.

    4

    Цыпленок

    Рисование с помощью «Риса», ватные палочки

    Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    5

    Лебеди

    Рисование ладошкой

    Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (лебедей). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    НОЯБРЬ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Вишенки

    Рисование пальчиками

    Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Мои любимые бабочки

    Рисование ладошками

    Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3

    Первый снег

    Оттиск печатками из салфетки

    Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    4

    Цыпленок

    Гуашь, ватные диски, палочки

    Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    ДЕКАБРЬ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Зимний лес

     

    Печать по трафарету, рисование пальчиками

    Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Мои рукавички

    Оттиск печатками рисование пальчиками

    Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3-4

    Обезьянка

     

    Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками

    Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    ЯНВАРЬ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Ёлочка пушистая, нарядная

    Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

    Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    2

    Снежок

     

    Рисование свечой, акварель

    Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    3

    Снеговик

     

    Комкание бумаги (скатывание)

     

    Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

    Воспитать у ребенка художественный вкус.

    ФЕВРАЛЬ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Кружка

     

    Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

    Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    2

    Цветочек для папы

    Оттиск печатками из картофеля

    Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

    3

    Ягоды и фрукты

     

    Рисование пальчиками, карандашом

    Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    4

    Плюшевый медвежонок

    Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

    Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    Март

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Мимоза для мамы

    Рисование пальчиками

    Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Солнышко

     

    Рисование ладошками

    Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    3

    Животные (петух, птица, слон, олень, медведь, жираф)

    Рисование пальчиками, карандашом или кисть, фломастер

    Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

    Воспитать у ребенка художественный вкус.

    4

    Подснежники

     

    Акварель, восковые мелки

    Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    АПРЕЛЬ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Неваляшка

     

    Кисточка, пуговицы различной формы

    Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    2

    Волшебные картинки (волшебный дождик)

    Рисование свечой

    Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    3

    Подарок для кошки Мурки

    Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

    Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

    4

    Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

    Рисование пальчиками, карандашом

    Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    МАЙ

    N п/п

    Тема занятия

    Техника

    Программное содержание

    1

    Черемуха

     

    Рисование ватными палочками, пальчиками

    Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    2

    Салют

    Акварель или гуашь, восковые мелки

    Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

    3

    Тюльпан

     

    Рисование ладошками

    Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

    4

    Как я люблю одуванчики

    Обрывание, восковые мелки,  тычкование.

    Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

    Воспитать у ребенка художественный вкус.

    Список использованной литературы

    1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
    2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
    3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
    4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
    5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
    6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

    1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
    2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
    3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
    4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

    Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

    Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

    Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

    Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

    Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

    Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет

    Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...

    Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».

    Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники». ...