Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей старшей группы
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Полищук Юлия Александровна

планирование кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit_list_starshaya.docx20.95 КБ
Файл plan_starshaya.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образованное учреждение

«Детский сад №217» Ленинского района города Саратова

Утверждаю заведующий

МДОУ «Детский сад №217»

__________Г.Г. Павлинова

Программа дополнительного образования

художественно — эстетической направленности

«Мастерская чудес»

Для детей старшей группы №2 (5-6 лет)

«Рябинка»

2014—2015 учебный год

Воспитатель:

Полищук Юлия Александровна

Саратов

Пояснительная записка

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

 Цель: овладение детьми  умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техникой  "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать  аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать  интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети  знают: 

  • правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
  • технику и основные приемы оригами,  объемной аппликации;
  • определения: «аппликация», «коллаж», «оригами»;
  • о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
  • правила композиционного построения изображений;

Дети  умеют: 

  • работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
  • правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
  • использовать в работе приемы различных техник (оригами,  объемная аппликация);
  • использовать  схемы при изготовлении поделок;
  • подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
  • выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  • творчески подходить к выполнению задания;
  • видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Содержание программы

Аппликация из природных и искусственных материалов

На занятии дети работают с разнообразными видами природного и искусственного материала: засушенные листья и растения, ветки, камешки, картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.

 Аппликации из природного и искусственного материалов развивают воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.

В процессе работы дети должны овладеть:

  • знаниями об особенностях, используемых материалов;
  • различной техникой и приемами аппликации из традиционных и нетрадиционных  материалов;
  •  умениями подбирать нужный материал (форма, величина, цвет, структура);
  •  навыками безопасной работы с ножницами;
  •  умениями композиционного построения изображения;
  • навыками последовательного выполнения поделки.

Оригами

Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. На занятии дети учатся  складыванию и вырезанию бумаги в разных направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кириками – оригами. Понятие «сгибание» подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, повышающего прочность изделия, устойчивость. «Кириками» - прорезная бумага. «Кири» - резать, «ками» - бумага. Кириками – оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.

Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и самостоятельности детей. В познавательном плане: расширяется кругозор, появляется интерес к культуре стран Востока.

В процессе работы дети должны:

  • закреплять знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках;
  • овладеть техникой оригами;
  • приемами складывания, сгибания, кириками-оригами;
  • развивать сенсорно – аналитическую деятельность;
  • развивать умение выполнять работу по схеме.

Список литературы.

  1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г
  2. Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. С.Д. Ермолаева. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000г
  3. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г
  4. Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г
  5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г
  6. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г



Предварительный просмотр:

Тематический план:

Тема, форма занятия

Цели, задачи

Оборудование

Предварительная работа

Октябрь

1

«Грибочки в лукошке» 

(коллективная работа)

оригами

Познакомить с операцией складывания базовой формы « треугольник», учить определять число и размер  деталей в изделии, расширить знания об окружающем мире, формировать навыки правильного поведения в природе.

Цветная бумага,  ножницы,  красный прямоугольник размером 15  -  7,5  см и зелёный квадрат размером 10 – 10 см, клей.

  • беседа об осени;
  • рассматривание грибов –муляжи, беседа о характерных признаках грибов;
  • чтение рассказов, стихотворений о грибах, загадки, заучивание считалок о грибах;
  • рисование грибов в различной технике.

2

«Жар птица» 

(аппликация из сухих листьев)

Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листьями). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки.

  • рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
  • беседа о внешнем виде и образе птицы;
  • чтение стихотворения В.А.Чуфисовой  «Жар птица»

Ноябрь

3

«Заяц» 

оригами

Продолжать учить детей работать по схеме, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять прием работы).

2 квадрата 20*20 белого цвета, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка зайца для наглядности, Клей карандаш

  • Беседа на тему «Как зайка к зиме готовился»
  • загадывание загадок о диких животных;
  • рассматривание иллюстраций с зайцами;
  • рассматривание  поделок по технике оригами в журнале.

4

«Фото-рамка для мамы» 

(макароны)

Создать у детей положительный настрой на занятие. Вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми умениями работы с макаронными изделиями; создать у детей атмосферу радости общения и успешности; воспитывать аккуратность, внимательность, эстетический вкус, трудолюбие, чувство любви, заботу к ближним людям; сформировать знания о технологии изготовления фото-рамки.

Макароны, клей, фото-рамки (картонные заготовки), краски, кисточка, салфетки.

  • рассматривание фото-рамок с разными узорами;
  • рассматривание альбома «Моя семья»;
  • чтение стихов о маме;
  •   игра в настольную развивающую игру «Кто чей малыш»;
  • беседа с детьми как зовут твою маму, чем она занимается.  

Декабрь

5

«Снежинка» 

оригами

Продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту. Закреплять умение следовать инструкциям педагога. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение, внимание.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность. Создавать у детей хорошее настроение.

Пооперационная карта, «Снежинка» для демонстративного показа, по 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка, кружочки по одному белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажная салфетка.

  • Наблюдение на прогулке за снежинками, какие они бывают;
  • Рассматривание иллюстраций со снежинками в книжках;
  • Рисование  снежинок карандашами.

6

Символ года «Овечка» 

(макароны)

Учить детей делать аппликацию из нетрадиционного материала: макарон и крупы, передавая характерные особенности внешнего вида овечки. Показать детям возможность создания образов животных на основе овалов разной величины. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Трафареты овалов разной величины для создания контура овечки;

макароны «рожки», для передачи внешнего вида кудрявой шѐрстки;

крупы – манная, гречневая, рисовая;

картон, цветная бумага, ножницы, клей, белая и чѐрная гуашь, кисточка.

•Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков с изображением овцы, барана.

•Заучивание стихов, загадок, пословиц, скороговорок об овце или баране

•Чтение рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц и скороговорок об овце, её семействе, о её пользе

•Рисование овечек, баранов, ягнят

•Лепка «Овечкина семья»

•Аппликация из ниток, ваты, шерсти, ткани и бумаги «Барашек»

Январь

 

 «Рождественская свеча» 

(рваная аппликация)

Изучить технику выполнения аппликации из резаной или рваной бумаги; учить учитывать форму при наклеивании деталей; повторить правила работы с шаблоном и  технику безопасности при работе с ножницами; развивать моторику пальцев; воспитывать трудолюбие и аккуратность.

цветная бумага, картон, ножницы, клей карандаш.

  • рассматривание альбома  «Свято-Никольский храм»;

  • рассматривание иллюстраций  мини - галереи репродукциями и иконами посвящённых Рождеству Христову;
  • заучивание стихов и песен о Рождестве Христовом.

8

«Снегири на ветке рябины» 

(коллективная работа)

оригами

Уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела. Учить  детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую;  закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа); совершенствовать умение работать по схеме.

Плакат с изображением рябины, бумага красная, покрашенная с одной стороны в черный цвет (квадраты по количеству детей 15*15 см) ; клей; бум. Салфетки.

  • чтение стихотворений о птицах;
  • загадывание загадок;
  • чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;
  • рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий, выделение особенностей строения и внешнего вида;
  •  наблюдение за птицами, прилетающими на участок;
  •  лепка снегиря.

Февраль

9

«Бравый солдатик»

Учить составлять план работы при изготовлении поделки;  формировать самостоятельное умение моделирования из бумаги и картона;
развивать фантазию, образное мышление, воображение;  воспитание чувства благодарности, признания и любви к близким людям.

Бумага принтерная зеленого цвета, ножницы,  фломастеры,  клей,  черная бумага (4x2, квадратик белой бумаги со стороной 5 см)

  • беседы о Родине и ее защитниках;

  • внести в книжный уголок альбомы с иллюстрациями воинов и техники Российской Армии;

  • чтение книг о Российской Армии, заучивание четверостиший, пословиц и поговорок с отдельными детьми.

10

«Букет для мамы»

оригами

 Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цвета. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

Квадраты из цветной бумаги большого размера разных цветов, маленькие квадраты зеленого цвета, маленькие квадраты желтого цвета, шаблоны разных по форме и виду цветов для будущих букетов, цветная бумага, клей,  салфетки, искусственные цветы в вазе или живые в горшочке, музыкальный центр, диск с А. Вивальди «Времена года. Весна»

  • беседы о скором мамином празднике – женском дне 8 Марта;

  • заучивание стихотворений, посвящённых празднику 8 Марта ;

  • рассматривание различных открыток с изображением цветов и букетов.

Март

11

«Матрешка» 

Работа с бросовым материалом (бутылка)

Знакомство с новым материалом-пластмассой, ее свойствами; учить  применять в своей работе бросовый материал; учить украшать силуэт матрешки разнообразными узорами; развивать творчество, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Пластиковые бутылки, ткань, вата, нитки,  ножницы, изоляционная лента.

  • Беседа о народных промыслах;

  • рассматривание изделий народного творчества, выставка «Народные игрушки»;

  • чтение художественного слова о народных игрушках, рассказы воспитателя, загадки;

  • д/игра «Укрась матрешку», д/игра «Наряди матрешку»;

  • расписывание матрешек в раскрасках, роспись силуэтов матрешек, лепка матрешек из глины.

12

«Телевизор»

Аппликация с элементами рисования

Закреплять умение вырезать части квадратной и прямоугольной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги; развивать умения использовать нетрадиционную технику «обрывания» при доделывании незначительных деталей; воспитывать аккуратность при работе с клеем, ножницами; вызвать желание помочь герою.

Ножницы,  кисточка, салфетка, клеенка, синий картон размером альбомный лист, образец, фломастеры и цветные карандаши.

  • Беседы о бытовой технике;
  • чтение стихов и загадок об электроприборах;
  • рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов.

Апрель

13

«Пасхальное яйцо в корзинке»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры, к историческим традициям предков; развитие эстетического и художественного вкуса.

Пустая яичная скорлупа,  гуашь, кисточки,  выкройки корзинок «зайчиков» из бумаги, клей.

  • беседа с детьми о народных праздниках;

  •  рассматривание иллюстраций;

  • мини-выставка коллекции сувенирных яиц.

14

Открытка к 9 мая

оригами

Закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к Родине.

1 лист картона синего цвета;  бумага: красного, жёлтого, оранжевого, белого, зелёного цвета; клей-карандаш; ножницы; фигурный дырокол со звёздами.

  • Фотографии и репродукции  военных лет;

  • фронтовые открытки;

  • фото памятников родного города;

  • аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», «День Победы», «Священная война».

Май

15

«Веточка сирени» 

(аппликация из крепированной бумаги)

Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы.

Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей, салфетки.

  • Высаживание луковичных растений (георгин, калы) в группе.
  • Наблюдение за ростом цветка.
  • Наблюдение за цветами на клумбе.
  • Высаживание семян цветов на клумбе.

16

«Бабочка»

оригами

Продолжение обучения технике оригами, закрепление навыков работы с бумагой, развитие логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, упражнение в контроле при выполнении работы, воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фото и иллюстрации различных бабочек

  • рассматривание иллюстраций о насекомых;

  • чтение сказки «Как бабочка стала разноцветной»;

  • наблюдение на  прогулке за бабочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

Программа дополнительног образования. Художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес"...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей 5-7 лет...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.

У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...