ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Канунникова Татьяна Владимировна

Программа дополнительног образования. Художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                         

Утверждена                                                                                                         Утверждена

педагогическим  советом                                                                                  приказом директора

протокол от  __________ №__                                                                          от__________ №____

                                         

                                       ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Художественно - эстетической направленности

« МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

для детей 5 -7 лет

Срок реализации 1 год

                                                                            Автор-составитель

                                                                                     Канунникова Татьяна Владимировна

                                                         

                                                   

                                                     г. Нефтеюганск 2014 г.

Содержание:

1.Пояснительная записка…………………………………………………….1-2

2. Цели и задачи. …………………………………………………………….  4

3. Принципы и ожидаемый    результат  …….……………………………   4

4. Учебно-тематическое  планирование …………………………………..  5

5. Календарно – тематическое планирование ……………………………   7

6. Методическое обеспечение  ………………………………………..…..    8-14

7. Список используемой литературы ……………………………………......15

                           I.   Пояснительная записка

Программа «Волшебный квиллинг» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

  Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.

Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества.

Наше образовательное учреждение реализует  личностно-ориентированная   программу «Сообщество»,     направлена  на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование  основ способностей, жизненно необходимых, чтобы справляться с проблемами сегодняшнего и завтрашнего дня. Формы организации деятельности ребенка в программе  и их содержание     в большей степени способствует социально-личностному  развитию: ребенок имеет возможность   выбирать деятельность и  партнеров, проявлять  инициативу  и вступать во  взаимодействия  со сверстниками (договариваться, распределять действия, действовать  согласованно и приходить к общему результату), высказывать  свое мнение и представлять  свои  достижения.  В результате  наблюдения  за прогрессом в развитии воспитанников было выявлено, что содержание программы «Сообщество» не в полной мере осуществляется решение задач из области «художественно - эстетическое развитие» так как освоение различных изобразительных  техник требует системного подхода и определенного  методического обеспечения.

  Поэтому реализация дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности даст возможности для социально – личностного развития воспитанников в процессе  выполнения коллективных работ, презентаций творческих продуктов, организации выставок и  также будет способствовать реализации самостоятельной  творческой деятельности  воспитанников за счет целенаправленной  работы по освоению новых изобразительных техник.

Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

  • Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
  • Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
  • В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
  • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития. 

Цель программы: создание условий для развития у детей творческих способностей и художественного вкуса посредством техники квиллинга.

     Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе совпадение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.                

     Задачи: 

Образовательные: 

научить детей конструированию из полосок бумаги, наблюдательности, умению сравнивать, выделяя самое характерное в образе, упрощать форму, оставляя главное;

формировать  умения и навыки работы с бумагой, ножницами, клеем и цветными карандашами в технике квиллинга.

Развивающие: 

развивать объёмно-пространственное мышление;

развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с полоской бумаги;

развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;

развитие мелкой моторики.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

самостоятельности, ответственности, и ответственность.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  1. Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого воспитанника).
  2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предлагающий выполнений заданий различной степени сложности).
  3. Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).


Программа «Волшебный квилинг»  разработана для детей от 6 до 7лет.  

 Формы работы: групповая, малые группы и  индивидуальная в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностей детей.

Количество часов в год -  72 ч.

Продолжительность   совместной деятельности с детьми –30 минут.

Ожидаемый результат:

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое квиллинг

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения квиллинга

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базовых моделей

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания моделей

собирать игрушки

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

Виды контроля

Формы

Метод

Диагностический инструментарий

Вводный

Образовательная ситуация

Наблюдение Анализ работ

Творческая работа в техники квиллинга по замыслу

Итоговый (после каждого тематического раздела)

Выставки, презентации

Наблюдение

Анализ работ

Творческая работа в техники квиллинга по замыслу

Учебно – тематический план

Основные разделы

Содержание

Часы

1.

Вводное

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга. Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения, и её свойствах.

Разнообразие бумаги, ее виды.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями

2

2.

Материаловедение

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки Разнообразие бумаги, ее виды. Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания.

3

3.

Техника выполнения квиллинга

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.“квадрат”, “прямоугольник”.«завиток». «спираль в виде стружки». формы «глаз», «лист» «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах

12

4.

Элементы ягод, фруктов

23

5.

Цветочные композиции

Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам  работы и сборки цветов, правильно  подбирать цветовую  гамму.

26

6.

Творческие работы по замыслу.

Определение  и воплощения замысла, изготовление объемной или плоскостной фигуры, составление композиции, использование различных приемов квилинга.

6

Календарно - тематический план

Название раздела

№ п\п

Дата занятия

 Тема совместной  деятельности

Примечания

план

факт

Вводный блок

1

История возникновения технологии бумагокручения-квилинга.

2

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Материаловедение

3

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

4

Вырезание полосок

5

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

Техника выполнения квиллинга

6

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”

7

Конструирование из основных форм квиллинга.

8

Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.

9

Конструирование из основных форм квиллинга.

10

Основные формы “завитки”.

11

Конструирование из основных форм квиллинга.

12

Основные формы  “спирали в виде стружки”.

13

Конструирование из основных форм квиллинга.

14

Основные формы «глаз», «лист».

15

Конструирование из основных форм квиллинга.

16

Основные формы «полукруг», «стрела».

17

Конструирование из основных форм квиллинга.

Элементы ягод, фруктов

18

Элемент ягода. Скручивание элементов для изготовления винограда. Вырезание листьев, скручивание побегов.

19

Элемент ягода. Скручивание элементов для изготовления винограда. Вырезание листьев, скручивание побегов.

20

Изготовление композиции «Кисть винограда».

21

Скручивание элементов для изготовления яблока.

22

Скручивание элементов для изготовления яблока.

23

Изготовление композиции «Яблоко»

24

Скручивание элементов для изготовления вишенки.

25

Скручивание элементов для изготовления вишенки.

26

Изготовление композиции «Вишенка»

27

Творческая работа по замыслу.

28

Творческая работа по замыслу.

29

Творческая работа по замыслу.

30

Скручивание элементов для изготовления  елочки.

31

Скручивание элементов для изготовления  елочки.

31

Скручивание элементов для изготовления  елочки.

33

Скручивание элементов для изготовления  елочки.

34

Изготовление композиции «Елочка».

35

Скручивание элементов для изготовления   новогодней игрушки.

36

Скручивание элементов для изготовления   новогодней игрушки.

37

Скручивание элементов для изготовления   новогодней игрушки.

38

Изготовление композиций новогодней игрушки.

39

«Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

40

«Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

Цветочные композиции

41

Скручивание элементов для ландыша.

42

Скручивание элементов для ландыша.

43

Скручивание элементов для ландыша.

44

Изготовление композиции «Ландыш на подставке».

45

Изготовление композиции «Ландыш на подставке».

46

Скручивание элементов для веточки  сирень.

47

Скручивание элементов для веточки  сирень.

48

Скручивание элементов для веточки  сирень.

49

Скручивание элементов для веточки  сирень.

50

Изготовление композиции «Веточка сирени».

51

Скручивание элементов для одуванчика.

52

Скручивание элементов для одуванчика.

53

Скручивание элементов для одуванчика.

54

Изготовление композиции «Одуванчик».

55

Скручивание элементов для подсолнуха.

56

Скручивание элементов для подсолнуха.

57

Скручивание элементов для подсолнуха.

58

Изготовление композиции «Подсолнух».

59

Скручивание элементов для ромашки.

60

Скручивание элементов для ромашки

61

Скручивание элементов для ромашки.

62

Изготовление композиции «Ромашка».

63

Скручивание элементов для цитруса.

64

Скручивание элементов для цитруса.

65

Скручивание элементов для цитруса.

66

Изготовление композиции «Цитрус».

67

Творческая работа по замыслу.

68

Творческая работа по замыслу.

69

Творческая работа по замыслу.

70

Творческая работа по замыслу.

71

Творческая работа по замыслу.

72

Творческая работа по замыслу.

Методическое обеспечение

 Формы и методы работы с детьми:

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу воспитанников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности воспитанника, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможность каждого на конкретном этапе деятельности. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование воспитанников на создание так называемых «творческих пар», «подгрупп» с учетом их возраста и опыта работы.

Формы и методы работы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах.

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (клей ПВА),

-инструменты для квиллинга(специализированные) и самодельные: зубочистки и стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,

-бумажные полоски шириной 0,2-0,7 мм,

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

Оборудование:

- столы

-стулья

-мольберт

-доска

- плакаты

-образцы объектов труда

-инструкционные карты

 Структура совместной деятельности

1. Дружественное приветствие.2. Гимнастика для пальцев и кистей рук.3. Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).4. Планирование работы (поиск решения, гипотезы).5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).6. Практическая работа (реализация решений).7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).

  1. Оценка  результатов  образовательной деятельности

        Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  воспитанников. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  выставки. Параметры  оценивания  представленных  воспитанниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Выставки  проводятся  после каждого тематического проекта.

      Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  презентаций в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  поделки к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  критериям оценивается освоения программы   :   оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  технике квиллинга.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребенка ________________________________

Возраст________________________________________________

Дата начала наблюдения _________________________________

Дата итоговой диагностики ______________________________

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями        

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемам

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

       

Список рекомендуемой литературы:

  1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
  3. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
  4. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
  6. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
  7. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

     8. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

      Дону: 2011

    9. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –

    «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

    10. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:

     Эксмо,2009.

   11. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО

   Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

  12. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –

  ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

  13. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –

  М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)

Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей 5-7 лет...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.

У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...