Формирование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

В статье представлен опыт работы по формированию психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста. Понятие "психологическая готовность" , компоненты психологической готовности, принцип подбора игр и упражнений для детей с разный уровнем готовности к школе, этапы и основные задачи организации работы по формированию психологической готовности к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста

Проблема психологической готовности детей к школе популярна в научных кругах и практической деятельности. Интерес к ней обусловлен тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом знания: «хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки» (Н.И. Гуткина).

Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное, предусматривающее не отдельные знания и умения, а определенную систему основных элементов готовности: личностная, волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовность.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому, качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения.

Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретической литературы по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми или недостаточно готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитатели осознают необходимость подготовки ребенка к школе.

Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей.

Организация работы по формированию психологической готовности к школе основывается на следующих теоретических положениях:

1) готовность к школьному обучению – это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, 1991; А.В. Гордиец, 2006);

2) к общей психологической готовности относятся: социально-личностная, мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовности (Л.А. Венгер, 1994).

Основываясь на данных положениях, важно учитывать сформированность каждого компонента психологической готовности к школе, уровень развития которых определяется по результатам комплексной диагностики:

1) сформированность регуляторного компонента (умение работать в соответствии с фронтальной инструкцией; умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль; умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего);

2) сформированность когнитивного компонента (сформированность звукобуквенного анализа,  математических навыков; развитие моторных навыков (возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности; качество графической деятельности); пространственных представлений);

3) сформированность личностного компонента (соответствие возрастным показателям личностного развития);

4) сформированность коммуникативного компонента (потребность во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми);

5) сформированность мотивационного компонента (наличие или отсутствие желания детей ходить в школу; наличие представлений детей о школе (имеются, поверхностные  или не имеются);        проявление учебного интереса к школе (занятия специфически школьного содержания) или не учебные интересы к школе (звонок, парта, перемена и пр.); наличие стремления получить оценку своих знаний или его отсутствие, предпочтение игры обучению).

Основываясь на результатах диагностики психологической готовности к школе, я подбираю игры, задания и упражнения, разделяя их по уровню сложности:

4-ый уровень сложности – упрощенный – упрощенные варианты заданий для детей не готовых к школе;

3-ий уровень сложности – легкий – задачи, для детей условно не готовых к школе;

2-ой уровень сложности – высокий – усложненные задачи, соответствующие возрасту детей (для детей условно готовых к школе);

1-ый уровень – сложный – задания повышенной сложности (для детей готовых к школе).

В случаях, когда психофизическое развитие задерживается, с ребенком необходимо проводить коррекционно-развивающую работу (дети не готовы к школе). В учебный процесс должны быть включены специальные методы и приемы, которые повышают осведомленность учащихся и развивают слаборазвитые психические функции (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

В своей работе выделяю несколько этапов.

I. На подготовительном этапе организую коррекцию эмоционально-личностной сферы. Задачи:

- формирование эмоциональной устойчивости и позитивной самооценки.

- развитие эмоциональной регуляции поведения детей, профилактика и снижение тревожности, повышение уверенности в себе.

- развитие адекватных форм выражения эмоций.

II. Основной этап предполагает:

1) формирование умения действовать по правилам и различным видам контрольно-оценочной деятельности: планирование, промежуточные и конечные виды самоконтроля; обучение приемам самоконтроля; коррекция развития произвольности.

2) развитие и коррекцию когнитивных навыков и процессов: произвольного внимания (повышение объема внимания и концентрации); памяти; словарного и понятийного запаса; фонематического слуха (что важно для обучения письму и чтению); визуального восприятия (умение ориентироваться на листе, анализ пространства листа); логического мышления путем формирования навыков сравнения, обобщения, поиска общего и различий, выделения основных и второстепенных признаков; способности рассуждать, формулировать выводы; творческих способностей и воображения; мелкой моторики руки, навыков графической деятельности;

3) развитие коммуникативных навыков: умение публичного устного ответа; навыки командной работы; навыки самооценивания и взаимооценки; способность к взаимопониманию и самовыражению; установка взаимопомощи и взаимоуважения; позитивное социальное самопроявление;

4) развитие желания посещать школу, стать учеником, а также стремление следовать соответствующим правилам и моделям поведения.

III. Заключительный этап – повторная диагностика.

Свою специфику имеют занятия с детьми, которые условно не готовы к школе и нуждаются в дополнительной помощи и постоянном контроле. Работа организуется так же, но отличие составляет сложность заданий. Задания подбираются с более высоким уровнем сложности, в соответствии с нормами возрастного развития ребенка. Большая часть времени отводится на формирование произвольности и когнитивной сферы. Задача педагога состоит в пробуждении интереса к учебе, помощи, осуществлении постоянного контроля, недопущении образования пробелов.

Для детей условно готовых к школе задания рекомендуется подбирать третьего уровня сложности, развивающие память, внимание и сообразительность (быстроту мыслительных операций). Требуется сочетание более доступных методов объяснения с применением приемов, стимулирующих активизацию мыслительной деятельности, развития самостоятельности, произвольности деятельности.

Подготовительные занятия с детьми психологически готовыми к школе включают задания на развитие произвольности, логического и творческого мышления, обучающие думать, рассуждать, создавать новое. Используются такие методические приемы, как конкурс, соревнование, коллективные формы работы. Предложенная методика проведения занятий позволяет формировать психологическую готовность к школе с учетом индивидуальных особенностей развития детей и уровня психологической готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.

Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины...

Методическая разработка "Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста".

В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка....

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни....

Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста "Скоро в школу"

Программа направлена на выравнивание стартовых возможностей воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и разным уровнем подготовки к школе, п...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....