ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.
статья

Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины и делать выводы. Это является основной задачей, дошкольных педагогов и родителей слабослышащих детей. Использование практических пособий лепбук один из способов достижения этой цели и возможность ставить и реализовывать задачи правленные на развитие и обучения слабослышащих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ,  С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.

Аннотация. Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины и делать выводы. Это является основной задачей, дошкольных педагогов и родителей слабослышащих детей. Использование практических пособий лепбук один из способов достижения этой цели и возможность ставить и реализовывать задачи правленные на развитие и обучения слабослышащих детей.

Ключевые слова. Слабослышащие дети, психологическая готовность к школе, адаптация к школьному обучению, развитие интеллектуальной сферы, коммуникативные задачи, когнитивные процессы.

 Программы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных психофизических возможностей. Именно в дошкольном возрасте происходит основное развитие умственных способностей, практических навыков,  нравственно-волевых качеств, формирования личности ребенка. Проблемность состоит в том, что детям с нарушение слуха очень тяжело интегрироваться не только в массовую школу, но и специализированную. Необходимость целенаправленного формирования психологической готовности к школьному, является актуальной задачей в образовании слабослышащих детей.
Основными критериями готовности слабослышащих детей к школе, являются:

формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
личностная готовность;
интеллектуальная готовность;
мотивационная готовность;
эмоционально-волевая готовность;
коммуникативная готовность [1].

Психологическая готовность слабослышащего ребенка это сложная совокупность взаимосвязанных качеств  личности дошкольника, мотивацию, информированность речевого и коммуникативного опыта, уровень развития познавательной сферы, а также его психологический и эмоциональный настрой. Только в этом случае можно обеспечить комфортный переход от игры к школьному обучению. Интеллектуальная готовность  слабослышащего ребенка проявляется как усвоение им перцептивных и мыслительных познавательно-ориентировочных действий. Ученые выделили три основных типа перцептивных действий: 1-й – действие идентификации, 2-й – приравнивание к эталону, 3-й – перцептивное.

Взяв за основу теорию основных перцептивных действий, было разработано методическое пособие лепбук «Хочу в школу».  С помощью этого практического пособия не только формируются умения и навыки, необходимые для обучения в школе, но и развитие интеллектуальных и личностных качеств, коммуникативный опыт, эмоционально- волевой настрой,а также психологическая мотивация обучения. Лепбук многофункциональное, трансформируемое, мобильное, удобное пособие как для педагога- психолога детей,  так и для родителей. Леббук не только поможет закрепить и систематизировать изученный материал, но и решить в игровой форме социально-коммуникативные задачи, профилактизируют и адаптируют детей к возможным сложным ситуациям в школе, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы и сформировать мотивационный настрой, а также психологическую готовность к школьному обучению.

Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально слабослышащих детей с их уровнем знаний и особенностей.

Цель:  формирование психологической готовности слабослышащих детей к условиям школы.

Задачи:

- социальная адаптация  слабослышащих  детей к школьному обучению, с помощью создания игровой среды;

- развитие интеллектуальной сферы: мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно- образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

- развитие когнитивно-позновательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышление, воображения;

- формирование мотивационной готовности слабослышащих детей к школе;

- развитие эмоционального интеллекта, снижение эмоционального напряжении (тревоги и страха) перед школой,

- создание эмоционально позитивного настроя на предстоящую учебу, что не маловажно для будущего первоклассника.

Пособие теоретически опирается на ранее изученные детьми темы, а также знакомит их с новыми понятиями (одноклассники, ученики, урок, перемена и др.), ставит перед ними коммуникативные задачи (направленные на социализацию и ознакомления детей с правилами школы и особенностями режимных моментов в школе и дома).

При использовании практического материала ребенок. Совершает  путешествие в 1 класс, где происходит его ознакомления с новыми ролями, правилами и школьными предметами..Учитывается эмоциональный настрой ребенка, обыгрывая персонажами в коммуникативных задачах (один из персонажей не хочет идти в школу и дети рассказывают ему о школе так чтобы, игровой персонаж захотел учиться). Что помогает развить у слабослышащего ребенка эмоциональный интеллект и умение решать сложные для него коммуникативные задачи. Другая часть заданий лепбука направлена на развитие внимание,логического мышления и памяти. Также использованы зрительные и кинезеологические гимнастики и физкульт минутки. На основе этого пособия разработано 10 занятий по готовности детей к школе.

  1. « 1 сентября – ПРАЗДНИК ПЕРВОКЛАСНИКА»
  2. « Что я возьму с собой в школу…»
  3. «Что я буду делать в школе или что такое школьные правила..»
  4. «Важные уроки и веселые перемены..» (4 занятия):

- урок математики

- урок чтения;

- урок русского языка;

- урок окружающий мир;

  1. « Домашние задания и школьные оценки».
  2. « Как найти друзей в школе (почему важно настроение)»
  3. « Я первоклассник (первоклассница)» (диагностический урок)

Ребенок может использовать  и обыгрывать его самостоятельно, в форме настольной игры для 1 или 4 человек. Учебное пособие дополнено опорными таблицами и мнемотаблицами, головоломками и кроссвордами детей по различным темам, что позволяет вариативно и интегративно составлять новые занятия и делать диагностику слабослышащих детей в интересном для них формате «погружения  в школьное пространство». С помощью данного методического пособия происходит формирование позитивной мотивации к обучению слабослышащих детей. А также развитие эмоционального интеллекта у слабослышащих детей, коммуникативных умений и навыков, волевой сферы  и саморегуляции, интеллектуальной сферы и когнитивно-позновательных процессов слабослышащего дошкольника.

Интерактивная папка может все время обновляться новыми задания в зависимости от тем и индивидуальных особенностей ребенка. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками). В результате получается  проработанный исследовательский проект в котором прямое участие принимают дети. С помощью лепбука обучаемость детей становится эффективнее.

Л. С. Выготским под обучаемостью понимал: два уровня мыслительной деятельности: актуальный (наличный уровень) и перспективный (зона ближайшего развития)[1]. Именно зона ближайшего развития и произвольность психических процессов, создает условия для успешного обучения с помощью методического-игрового пособия лепбук. Мышление дошкольника эмоционально. Эмоции оказывают регулирующие влияние на процесс усвоения знаний. Эмоции, сливаясь с познавательными и аффективными компонентами, входят в структуру мыслительных процессов, что дает основание говорить о прямом участии эмоций в регуляции учебно-познавательной деятельности[1].Именно эмоциональная «окрашенность» занятий с лепбуком помогает сформировать у детей позитивного отношения к школьному обучению в целом и учебным задачам в частности. Положительное отношение к школе формирует основу психологической готовности к обучению слабослышащих дошкольников. Сформированное позитивное отношение к школе объективно обусловливает изменения личности и характера слабослышащего ребенка, способствует развитию познавательного интереса, вне ситуативного мышления, волевой сферы и мотивации, помогает ему адаптироваться  в новой для него социальной роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....

Формирование психологической готовности к школе (тренинговые занятия)

       На современном этапе важной задачей психологической службы дошкольного образования являются  помощь в развитии и социализации детей, подготовка их к школе....

Формирование психологической готовности к школе детей с разными типами семейного воспитания.

Анализ современных исследований показывает, что среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Психологическая готовность детей к школе – эт...

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни....

Формирование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по формированию психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста. Понятие "психологическая готовность" , компоненты психологической готовности...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....