ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.
статья
Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины и делать выводы. Это является основной задачей, дошкольных педагогов и родителей слабослышащих детей. Использование практических пособий лепбук один из способов достижения этой цели и возможность ставить и реализовывать задачи правленные на развитие и обучения слабослышащих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ШКОЛУ У СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ, С ПОМОЩЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ - ЛЕПБУК.
Аннотация. Быть готовым к школе – значит достичь определенного уровня развития мыслительных операций – умений выделять существенное, сходное и отличное, сравнивать явления, находить причины и делать выводы. Это является основной задачей, дошкольных педагогов и родителей слабослышащих детей. Использование практических пособий лепбук один из способов достижения этой цели и возможность ставить и реализовывать задачи правленные на развитие и обучения слабослышащих детей.
Ключевые слова. Слабослышащие дети, психологическая готовность к школе, адаптация к школьному обучению, развитие интеллектуальной сферы, коммуникативные задачи, когнитивные процессы.
Программы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников ориентированы на разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных психофизических возможностей. Именно в дошкольном возрасте происходит основное развитие умственных способностей, практических навыков, нравственно-волевых качеств, формирования личности ребенка. Проблемность состоит в том, что детям с нарушение слуха очень тяжело интегрироваться не только в массовую школу, но и специализированную. Необходимость целенаправленного формирования психологической готовности к школьному, является актуальной задачей в образовании слабослышащих детей.
Основными критериями готовности слабослышащих детей к школе, являются:
• формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
• личностная готовность;
• интеллектуальная готовность;
• мотивационная готовность;
• эмоционально-волевая готовность;
• коммуникативная готовность [1].
Психологическая готовность слабослышащего ребенка это сложная совокупность взаимосвязанных качеств личности дошкольника, мотивацию, информированность речевого и коммуникативного опыта, уровень развития познавательной сферы, а также его психологический и эмоциональный настрой. Только в этом случае можно обеспечить комфортный переход от игры к школьному обучению. Интеллектуальная готовность слабослышащего ребенка проявляется как усвоение им перцептивных и мыслительных познавательно-ориентировочных действий. Ученые выделили три основных типа перцептивных действий: 1-й – действие идентификации, 2-й – приравнивание к эталону, 3-й – перцептивное.
Взяв за основу теорию основных перцептивных действий, было разработано методическое пособие лепбук «Хочу в школу». С помощью этого практического пособия не только формируются умения и навыки, необходимые для обучения в школе, но и развитие интеллектуальных и личностных качеств, коммуникативный опыт, эмоционально- волевой настрой,а также психологическая мотивация обучения. Лепбук многофункциональное, трансформируемое, мобильное, удобное пособие как для педагога- психолога детей, так и для родителей. Леббук не только поможет закрепить и систематизировать изученный материал, но и решить в игровой форме социально-коммуникативные задачи, профилактизируют и адаптируют детей к возможным сложным ситуациям в школе, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы и сформировать мотивационный настрой, а также психологическую готовность к школьному обучению.
Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально слабослышащих детей с их уровнем знаний и особенностей.
Цель: формирование психологической готовности слабослышащих детей к условиям школы.
Задачи:
- социальная адаптация слабослышащих детей к школьному обучению, с помощью создания игровой среды;
- развитие интеллектуальной сферы: мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно- образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
- развитие когнитивно-позновательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышление, воображения;
- формирование мотивационной готовности слабослышащих детей к школе;
- развитие эмоционального интеллекта, снижение эмоционального напряжении (тревоги и страха) перед школой,
- создание эмоционально позитивного настроя на предстоящую учебу, что не маловажно для будущего первоклассника.
Пособие теоретически опирается на ранее изученные детьми темы, а также знакомит их с новыми понятиями (одноклассники, ученики, урок, перемена и др.), ставит перед ними коммуникативные задачи (направленные на социализацию и ознакомления детей с правилами школы и особенностями режимных моментов в школе и дома).
При использовании практического материала ребенок. Совершает путешествие в 1 класс, где происходит его ознакомления с новыми ролями, правилами и школьными предметами..Учитывается эмоциональный настрой ребенка, обыгрывая персонажами в коммуникативных задачах (один из персонажей не хочет идти в школу и дети рассказывают ему о школе так чтобы, игровой персонаж захотел учиться). Что помогает развить у слабослышащего ребенка эмоциональный интеллект и умение решать сложные для него коммуникативные задачи. Другая часть заданий лепбука направлена на развитие внимание,логического мышления и памяти. Также использованы зрительные и кинезеологические гимнастики и физкульт минутки. На основе этого пособия разработано 10 занятий по готовности детей к школе.
- « 1 сентября – ПРАЗДНИК ПЕРВОКЛАСНИКА»
- « Что я возьму с собой в школу…»
- «Что я буду делать в школе или что такое школьные правила..»
- «Важные уроки и веселые перемены..» (4 занятия):
- урок математики
- урок чтения;
- урок русского языка;
- урок окружающий мир;
- « Домашние задания и школьные оценки».
- « Как найти друзей в школе (почему важно настроение)»
- « Я первоклассник (первоклассница)» (диагностический урок)
Ребенок может использовать и обыгрывать его самостоятельно, в форме настольной игры для 1 или 4 человек. Учебное пособие дополнено опорными таблицами и мнемотаблицами, головоломками и кроссвордами детей по различным темам, что позволяет вариативно и интегративно составлять новые занятия и делать диагностику слабослышащих детей в интересном для них формате «погружения в школьное пространство». С помощью данного методического пособия происходит формирование позитивной мотивации к обучению слабослышащих детей. А также развитие эмоционального интеллекта у слабослышащих детей, коммуникативных умений и навыков, волевой сферы и саморегуляции, интеллектуальной сферы и когнитивно-позновательных процессов слабослышащего дошкольника.
Интерактивная папка может все время обновляться новыми задания в зависимости от тем и индивидуальных особенностей ребенка. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками). В результате получается проработанный исследовательский проект в котором прямое участие принимают дети. С помощью лепбука обучаемость детей становится эффективнее.
Л. С. Выготским под обучаемостью понимал: два уровня мыслительной деятельности: актуальный (наличный уровень) и перспективный (зона ближайшего развития)[1]. Именно зона ближайшего развития и произвольность психических процессов, создает условия для успешного обучения с помощью методического-игрового пособия лепбук. Мышление дошкольника эмоционально. Эмоции оказывают регулирующие влияние на процесс усвоения знаний. Эмоции, сливаясь с познавательными и аффективными компонентами, входят в структуру мыслительных процессов, что дает основание говорить о прямом участии эмоций в регуляции учебно-познавательной деятельности[1].Именно эмоциональная «окрашенность» занятий с лепбуком помогает сформировать у детей позитивного отношения к школьному обучению в целом и учебным задачам в частности. Положительное отношение к школе формирует основу психологической готовности к обучению слабослышащих дошкольников. Сформированное позитивное отношение к школе объективно обусловливает изменения личности и характера слабослышащего ребенка, способствует развитию познавательного интереса, вне ситуативного мышления, волевой сферы и мотивации, помогает ему адаптироваться в новой для него социальной роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет
Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет (М. А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников)....
Формирование психологической готовности к школе (тренинговые занятия)
На современном этапе важной задачей психологической службы дошкольного образования являются помощь в развитии и социализации детей, подготовка их к школе....
Формирование психологической готовности к школе детей с разными типами семейного воспитания.
Анализ современных исследований показывает, что среди современных первоклассников очень много детей, психологически не готовых к школьному обучению. Психологическая готовность детей к школе – эт...
Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"
Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
Данный материал поможет педагогом ознакомится с психолого-педагогическими условиями формирования психологической готовности к школе у детей седьмого года жизни....
Формирование психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию психологической готовности к школе у детей дошкольного возраста. Понятие "психологическая готовность" , компоненты психологической готовности...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ТЕМА: «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я хотела поделиться с вами практическим опытом работы с детьми по подготовке к школе , имеющими проблемы в поведении, развитии и здоровье....