Игровые технологии неконструктивного поведения детей.
презентация по коррекционной педагогике

Малик Надежда Михайловна

В последние годы нередко встречаются дети, которые испытывают  трудности в общении.  Почему некоторые дети ведут себя агрессивно, импульсивно или наоборот излишне замкнуты. Понимание причин неконструктивного поведения  поможет  педагогу подобрать необходимые  игровые технологии  в работе с агрессивными, демонстративными, импульсивными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-korr.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей Составитель: педагог-психолог Малик Н.М.

Слайд 2

ПРИЧИНЫ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать.» Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996

Слайд 3

Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они: во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество в-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение , но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а так­же в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.

Слайд 4

Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка, если оно есть не что иное, как «слепое» следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения — осмысленности, инициативности . Поэтому ребенок с таким «удобным», другими словами,— конформным поведением нуждается в коррекционной помощи. Другим детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное.

Слайд 5

Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность , то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребен­ка : нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном ( гипервозбудимом ) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

Слайд 6

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией . Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Слайд 7

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, родители) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе .

Слайд 8

Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки в недостаточно насыщенной различными видами деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде из-за незнания правил поведения Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если : -целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, -конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д /сада, семьи - соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива. Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя неорганизованно , недисциплинированно.

Слайд 9

формы неконструктивного поведения дошкольников ♦ импульсивное, ( обусловленное, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), ♦ демонстративное, ♦ протестное, ♦ агрессивное, ♦ недисциплинированное, ♦ конформное, ♦ симптоматическое поведение (определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.)

Слайд 10

ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Ребенка с импульсивным поведением отличает: Двигательная расторможенность Импульсивность Дефицит внимания

Слайд 11

Он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Слайд 12

Нередко начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней; не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания; не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Слайд 13

Нередко дети с импульсивным поведением отличаются недостаточно четкой пространственной координацией движений . Ребенок как бы не «вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, про­стенки). Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (занятия, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвращаются». Результативность «брызжущей» активности при импульсивном поведении не всегда имеет высокое качество и часто начатое не доводится до конца. Также невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Легко переносит наказания, не держит зла, Поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Слайд 14

Преодоление импульсивного поведения детей происходит постепенно, через воспитание у них выдержки и самообладания. Детей приучают: обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение. Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников в частности, игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками . В этих играх от детей с импульсивным поведением потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих.

Слайд 15

Советы педагогам: Не заставляйте ребенка сидеть дольше, чем он может, смените игру. До минимума убрать отвлекающие факторы Быть экспрессивным взрослым. Не следует требовать большой аккуратности в начале коррекционного пути. Сидеть рядом с воспитателем. Сложно переключить, поэтому использовать разные сигналы (светофор, пиктограммы) Обсудить с ребенком что ему надо, чтобы справиться с заданием Инструкции краткие Часто поощрять Упражнения на развитие саморегуляции , снятие эмоционального напряжения

Слайд 16

КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Дети: больше подражают, чем действуют самостоятельно, многое принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. Может даже сложиться впечатление, что они умственно неполноценны, несмотря на то, что их интеллект в норме. имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публичных выступлений (ответ на занятии, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.

Слайд 17

Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило не являются его врожденными качествами . Они формируются тогда, когда: ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопекающий стиль воспитания. Такого ребенка бесполезно уговаривать перестать робеть, бояться, проявить инициативу и самостоятельность. Необходимо создать такие условия , которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по настоящему увлекательно для ребенка . Это может быть, например, специально организованное учебное занятие. Наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является игра, в частности — игры-драматизации.

Слайд 18

Советы педагогам Постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах Привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, вступлением в контакт со взрослыми. Часто хвалить На занятии спрашивать последним НЕ сравнивать с другими ребятами, сравнивать его результаты Избегать задания на скорость Упражнения на развитие саморегуляции , снятие эмоционального напряжения

Слайд 19

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Качества личности противоположные конформности — это самостоятельность и независимость . Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом. Часто встречающийся вариант демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я — плохой».

Слайд 20

Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых. кривляние, самоочернение ребенка «я — плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, отругать, поскольку осуждение — самоосуждение — уже состоялось. Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах) с авторитарным стилем воспитания, властными родителями, воспитателями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям. желании ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность». От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями детей следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание ( избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Слайд 21

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в помощи. В работе с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достигнутых в игре результатов. Игра помогает также сгладить негативные черты личности, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм — типичные для детей с демонстративным поведением.

Слайд 22

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Слайд 23

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети совершают действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм — это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.

Слайд 24

«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал ... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением» Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостъю , когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

Слайд 25

С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения — строптивость. Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни. Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой. Чтобы вернуть такому ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; привести уровень притязаний в соответствии с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе. В полной мере и успешно реализовать эти задачи взрослый может, если обратится к коллективной игре.

Слайд 26

В коллективных играх у детей с конфликтным поведением легче развить способность идти на компромисс (взаимные уступки), научить договариваться, познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, привлечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников), переключить свое внимание или внимание оппонента, разделить деловую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.

Слайд 27

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх и др.

Слайд 28

Агрессивное поведение может быть: непосредственным , то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким- либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребенок направляет агрессивные действий не на обидевшего его старшего брата, а на кошку; т.е. брата не бьет, но мучает кошку. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя — так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т.п. Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, спровоцировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за причиненные ему ранее обиды.

Слайд 29

Причины : из-за разнообразных нагрузок воздействие средств массовой информации (снижается эмоциональная чувствительность детей к насилию и, наоборот, повышается вероятность формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности — чувств, провоцирующих агрессивное поведение. авторитарный стиль воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания, применяемые взрослыми, нередко есть модель агрессивного поведения ребенка.

Слайд 30

Советы педагогам: 1 . Общение с ребенком необходимо осуществлять: - доброжелательно, спокойно (тон, интонация голоса) - контакт «глаза в глаза» при этом важны поддерживающие прикосновения в момент конфликта: четко и коротко сказать «Что сейчас делать нельзя» и «что можно», переключить внимание, дать возможность извиниться, показать, как надо было поступить, ни в коем случае не читать долгих нотаций (все воспитательные моменты проводить во время чтения соответствующей литературы и игр, занятий) - в течение дня обращать внимание на «агрессивных детей» и хвалить, обнимать, поглаживать, когда ребенок ведет себя спокойно 2. Учить распознавать свои эмоциональные состояния «Эмоциональные уголки» , «ты устал?» «Ты сердишься», «Что ты чувствуешь?» 3. Учить ребенка направлять его напряжение в нужное русло: «Уголки эмоциональной разрядки», «Релаксационные игры на снятие напряжения с рук, лица, ног..» 4. В течение дня проводит минутки психологической разгрузки . 5. Развивать у ребенка умение сочувствовать сопереживать через чтение литературы, игр. 6. Обучать копинг -стратегиям : чего можно делать и чего делать нельзя, когда злишься (наглядные пиктограммы с правилами.) 7. Наглядна информация с правилами Дружбы в группе . 8. Игра «Добрая Фея» (которая всех любит, помогает). 9. Игры с водой, рисование красками, игры с природным материалом. В момент агрессии: Вариант1 :- четко сказать, что сделала плохо - скажите о своих чувствах (мне не нравится, что ты ударила М.) - дайте варианты выхода: попроси прощения; пожалей, ей плохо; Твои ручки сердятся- поговори с ними, договорись, чтобы они не обижали детей. Давай нарисуем твои ручки, раскрасим и смоем в раковине с них злость… Вариант2: Кто знает, почему плачет Федя? Кто его пожалеет?

Слайд 31

НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотренных. Тем не менее оно вызывает многочисленные нарекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисциплинированное. Вообще дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям ка­кой-либо организации (например, школы). А дисциплинированность — это качество личности, в котором интегрированы выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, правилам, нормам ). Соответственно, недисциплинированное поведение — это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.

Слайд 32

ПРИЧИНЫ: Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть: следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки. Неудачи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, заключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях. «Хорошее сознание,— считает С.Фрейберг ,— которое призвано контролировать и регулировать первичные человеческие побуждения согласно требованиям общества, строится, а не передается по наследству. Ему учатся».

Слайд 33

Другой проверенный способ формирования дисциплинированного поведения детей — программа «модификации поведения», разработанная Б.Скиннером. Для создания желаемого репертуара поведения лучшим средством Б.Скиннер считает режим контроля, осуществляемый подкреплением. Он предлагает несколько вариантов подкрепления. Первое — положительное подкрепление : слова одобрения, приветливая мимика, приближение ребенка или к ребенку (прикосновение, объятия), привилегии (коллективные и индивидуаль­ные), вещи (символы, игрушки, что-то съестное) и т.д. Второе — лишение положительного подкрепления , например, лишение детей обещанных ранее удовольствий. Третье — отрицательное подкрепление : осуждение, выговор и др. Логическим обоснованием программы модификации поведения является положение о том, что всякому поведению научаются. Чтобы работа по этой программе не стала формальной, механической, а была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия: 1. Осваиваемый способ поведения должен передаваться ребенку по заранее намеченному плану, соответствующему уровню его достижений. 2. Осваиваемый способ поведения должен быть представлен в логической последовательности. При этом необходимо обеспечить адекватную обратную связь, касающуюся правильных и неправильных реакций. 3. Верные поведенческие акты подкрепляются наградой. Чрезвычайно важно, считает автор программы модификации поведения, чтобы ребенок обязательно добивался успеха и получал награды. Взрослый должен не упустить момент, когда ребенок поступает хорошо, правильно, и дать подкрепление его поведению. Естественно, для каждого возрастного периода существуют и другие адекватные средства дисциплинарного воздействия. Со старшими дошкольниками, например, можно обсудить их поведение и доступно объяснить его положительные и отрицательные стороны.

Слайд 34

СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ Любое уже рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. В этом случае неконструктивное поведение ребенка выполняет функции своеобразной коммуникативной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте. Например, агрессивное поведение, драки со сверстниками — это своеобразное замещение недостающей близости с родителями; капризы — это способ контролировать взрослых. Подобное поведение ребенка квалифицируется как симптоматическое. Вообще симптом — это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушающего, негативного, тревожащего) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребенка — признак неблагополучий в его семье, детском саду. Симптоматическое поведение превращается в закодированное сообщение в том случае, когда открытое обсуждение проблем со взрослыми невозможно. Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребенка, игнорируют его психологический дискомфорт, то детские конфликты загоняются «вглубь», с психологического на физиологический уровень. И тогда взрослые сталкиваются уже не с проблемой плохого поведения, а с болезнью ребенка. Другими словами, симптоматическое поведение или болезнь, как разновидность поведения,— своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка.

Слайд 35

Нередко симптоматическое поведение следует рассматривать как изощренный способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации. Ребенок, который демонстрирует недомогание, слабость, беспомощность и ожидает заботы о себе, по сути контролирует того, кто эту заботу проявляет. О подобной позиции ребенка Л.С.Выготский писал: «Представьте себе, что ребенок испытывает известную слабость. Эта слабость может стать в известных условиях силой. Ребенок может прикрываться своей слабостью. Он слаб, плохо слышит — это понижает его ответственность по сравнению с другими людьми и привлекает большую заботливость со стороны других людей. И ребенок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания». Совершая подобное «бегство в болезнь», ребенок, как правило, «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то, и другое), которые вызовут крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых. Таким образом, симптоматическое поведение характеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и практически не поддаются контролю со стороны ребенка; нарушения поведения оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, часто «закрепляется» окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"

Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....

Рекомендации для педагогов. Неконструктивное поведение детей.

Технологии коррекции неконструктивного поведения детей....

Игровая коррекция неконструктивного поведения

Игровая технология в работе с детьми с неконструктивным поведением...

Иcпользование игровых технологий в коррекции неконструктивного поведения детей.

Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Педагоги и роди...

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей

В статье рассмотрено, какие типы игр наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников....