Консультация для родителей детей с ОВЗ «Особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
консультация по коррекционной педагогике

Макашова Светлана Федоровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» с.Мамонтово

Консультация для родителей детей с ОВЗ

«Особенности развития мелкой моторики у детей с общим

недоразвитием речи»

                                                                            Подготовила: Макашова С. Ф.,

                                                                            воспитатель 1 кв. категории

с. Мамонтово2019г.

Тема:«Особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и

необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так

важна?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц

кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к.

развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему

же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в

головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения

пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы

активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти

навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать,

писать, одеваться и т.д.

 В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства

современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно

моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев.

Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не   воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как

застегивание и расстегивание пуговиц, молний. В чем же причина? Еще 20

лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать

руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же

на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают

детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму

или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с

координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей

узнают только перед школой.

Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения

новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных

пальцах карандаш

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого

раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики

(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,

связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном

возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые

стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки

и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию

мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной

частью подготовки к школе, в частности, к письму.

 Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает

лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет

умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев

поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если

ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это

свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

 К шести годам возможность точных, произвольно направленных

движений возрастает, поэтому дети могут выполнять задания, требующие

достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним

относятся разные виды плетений из бумаги и тесьмы, простейшие приемы

плетения макраме, шнурование. Особую роль в подготовке руки к письму

играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Точность и координация

движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц разных

размеров.

 Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев

рук подготавливает успешное овладение техникой письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Консультация для родителей "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет"

Чтобы успешно развивать речь ребенка, подготовить его к школе, работу по развитию мелкой моторики руки надо начинать с раннего возраста....

Консультация для родителей детей старшей группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей детей старшей группыТема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей детей 4 – 5 лет «Развитие мелкой моторики рук детей»

   Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с пальчиками. Почему важно ...

Консультация для родителей детей средней группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...

Консультация для родителей детей 4 – 5 лет «Развитие мелкой моторики рук детей»

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития являются игры с пальчиками....