Консультация для педагогов "Особенности развития речи детей с ОВЗ посредством художественного творчества"
консультация по коррекционной педагогике

Бусс Ирина Давыдовна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Радуга»

Консультация для педагогов

по теме:

«Особенности  развития речи

 детей с ОВЗ посредством

художественного творчества»

( выступление на методическом объединении воспитателей Мамонтовского района)

Подготовила воспитатель Бусс И.Д.

с. Мамонтово 2015 год

Слайд №1

Я расскажу о работе воспитателя по речевому развитию детей посредством художественного творчества с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Закон об образовании и ФГОС дошкольного образования направлены на обеспечение равного доступа для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Слайд №2

   С 1 сентября 2014г в нашем детском саду начала свою работу группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ. Группа открыта в рамках реализации государственной программы Алтайского края «Дети Алтая» на 2011-2015г.г.  Фондом поддержки детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, был выделен грант в размере 150 тыс. руб. На эти средства оборудована игровая комната для занятий с детьми. (слайд). На сегодняшний день в группу зачислены 8 детей в возрасте от 2 до 7 лет.

        В  группу кратковременного пребывания дети попадают в силу разных причин. Теперь вместе с мамой и папой с ними рядом  воспитатели, специалисты в области  педагогики и психологии – люди, которые поведут ребенка в мир познания, позаботятся о его реабилитации.

    В течение года мы, работая с детьми  с ОВЗ, обратили внимание, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Результаты наблюдения показали, что  стандартным показателям развития речи в данном возрасте соответствует лишь 10% воспитанников. У остальных детей наблюдается явная задержка речевого развития или отсутствие речи вообще. Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей.

Слайд №3

   В плане речевого развития детей с ОВЗ в нашем саду успешно работает учитель-логопед. Но и мы, воспитатели, считаем необходимым продолжать эту работу, используя разные приемы, техники изодеятельности, лепки. (К сожалению, я не смогу представить достаточно фотоматериалов по причине того, что большинство из родителей не дают своего согласия на фото и видеосъемку).

         Работая с  «особыми» детьми    мы обнаружили четкую закономерность, что уровень развития речи зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.   Деятельность с бумагой, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а, следовательно, в целом речи.

Слайд № 4

Основная  цель применения художественного творчества состоит не столько в том, чтобы научить детей, изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать его на преодоление присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и в том числе развития речи.
        В процессе художественного творчества для  решения поставленной цели  нами выделены несколько задач:

-  развитие словаря,

-развитие грамматической правильности речи,

- формирование связности высказывания (диалогическая и монологическая речь),

- формирование звуковой культуры речи (предупреждение дефектов речи путем развития фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте).

Слайд №5 

     Во время занятий художественного творчества  мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Знакомим детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. В художественном творчестве значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
        Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Слайд №6
          Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша.  Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.
        Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
         Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.  Рисуя, малыш учиться строить «причинно - следственные» связи, учится логически мыслить.

Слайд №7

Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее.

Слайд №8, 9

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Слайд №10

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.

Слайд №11

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и занятиями по развитию речи. Для этого в процессе работы надо попросить малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность. Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей с ОВЗ. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Слайд № 12.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ОВЗ образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это - создание психологической, нравственной атмосферы, в которой «особый» ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретет право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности развития речи детей с ОВЗ посредством художественного творчества» Воспитатель: Бусс И.Д. стаж педагогической работы 19 лет МБДОУ детский сад «Радуга» c . Мамонтово

Слайд 4

Цель: использовать художественное творчество на преодоление присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и, в том числе, развития речи. Задачи: развитие словаря, развитие грамматической правильности речи, формирование связности высказывания ( диалогическая и монологическая речь ), формирование звуковой культуры речи ( предупреждение дефектов речи путем развития фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте).

Слайд 5

Рисование красками

Слайд 6

Рисование пальчиками

Слайд 7

Аппликация из ватных дисков

Слайд 8

Аппликация из конфетти

Слайд 9

Аппликация из круп

Слайд 10

Лепка из пластилина

Слайд 11

Тестопластика

Слайд 12

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Художественная литература – могучее де...

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...