статья Кто такой учитель-дефектолог
консультация по коррекционной педагогике

Марудова Елена Валентиновна

В  статье рассказывается с кем и чем занимается учитель-дефектолог. Выделены группы детей, которым необходима помощь специалиста и даны рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takoy_uchitel-defektolog.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям – кто такой учитель-дефектолог.

        Учитель - дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами учитель - дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

         Учитель - дефектолог  - это педагог, который поможет вашему малышу познать всё или почти всё из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.

           Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребёнка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.  В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций,  дефектолог  своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

Для чего нужен  учитель - дефектолог?

Учитель - дефектолог выполняет следующие функции:

1.   Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребёнка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;

2.   Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (восприятие, внимание, память, мышление и др.);

3.   Развивает коммуникативную деятельность детей;

4.   Развитие ведущего вида деятельности для данного возрастного периода – дошкольники – игровая деятельность, школьники - учебная.

 

Какие дисциплины преподаёт учитель -  дефектолог? Чему он обучает? 

Основные дисциплины:

1.   Сенсорное развитие;

2.   Обучение игре;

3.   Игра и игрокоррекция;

4.   Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;

5.   Развитие элементарных математических представлений;

6.   Изобразительная деятельность: лепка, рисование, конструирование;

7.   Обучение грамоте;

8.  Подготовка к школе;

Остальные дисциплины могут варьироваться и подбираться с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Каким категориям детей необходимы занятия

с учителем- дефектологом?

1.   Дети с нарушением интеллекта;

2.   Дети с задержкой психического развития;

3.   Дети с задержкой психомоторного развития;

4.   Дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения);

         Данным категориями детей занятия с дефектологом обязательны и требуют длительной и целенаправленной совместной работы педагога и родителей. Помните, что с педагогом ребёнок проводит 5% времени, а остальные 95% - в семье. Именно поэтому консультирование родителей и обучение их приёмам обучения ребёнка является неотъемлемой частью работы дефектолога.

                                                         Советы родителям:

1) не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;

2) самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;

3) помните, если ваш ребенок особенный, и вы заинтересованы в его развитии, тогда помощь учителя – дефектолога позволит вашему ребенку адаптироваться в социальной, учебной, бытовой среде и максимально компенсировать отклонения в развитии.

Не забывайте:  Развивайте ребенка, играя с ним.

Ваш ребенок самый замечательный!  

7 важных рекомендаций  дефектолога родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает». Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

4. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

5. Рассказывайте  короткие рассказы, истории. Затем помогайте ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

6. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и называйте их ребенку. Дайте ему возможность повторять эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевляйте ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

7. Если ребенок называет только одно слово, начинайте учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,  последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин  мяч», «Круглый мяч» и т.д. Используйте игры для обучения!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такой учитель дефектолог?

Прийдя в группу компенсирующей направленности, родителям предлагается узнать кто такой учитель-дефектолог, какие его обязанности....

Кто такой учитель-дефектолог?

Кто такой учитель-дефектолог и чем он занимается? Учитель-дефектолог - это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии....

Материал для родителей "Кто же такой учитель-дефектолог?"

Данная презентация помогает понять родителям, что за специалист учитель-дефектолог, каковы его основные задачи и направления работы. Может быть использована на консультации для родителей или на первом...

Кто такой -учитель дефектолог

Кто такой Дефектолог.И для чего нужна профессия -Дефектолог...

Приложение №7. Консультация для родителей "Кто такой учитель-дефектолог?"

Консультация для родителей "Кто такой учитель-дефектолог?"...

Выступление на родительском собрании. Тема: «Давайте познакомимся или кто такой учитель-дефектолог?»

выступление специалиста для ознакомления с особенностями работы дефектолога в группе, для детей с ЗПР...

"Кто такой учитель - дефектолог?"

quot;Кто такой учитель - дефектолог?"...