Проект (программа) педагога-психолога "Подготовиш-ка" для подготовительной группы.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Калуга Татьяна Викторовна

Программа направлена на подготовку детей к школьному обучению.

Основная цель проекта: развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

В соответствии с целью решаются следующие задачи: обучающие - приобретение знаний, умений, навыков предшедствующих к учебной деятельности, формирование умений точно и ясно выражать свои мысли, развитие мотивации к учебной деятельности; развивающие - прививать ответственное отношение к учебе, активизировать творческий потенциал, развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе, развивать память, мышление, воображение; воспитывающие - воспитывать усибчивость, трудолюбие, аккуратность, формировать культуру общения друг с другом.

Отличительными чертами данной образовательной программы - все занятия построены с элементами тренинга и сказкотерапии: во время занятий - тренинга, сказкотерапии происходит более глубокое развитие психических процессов развития межполушарного взаимодействия и активизации  психических процессов.

Структура занятия - тренинга.

1. Подготовительный этап (6-10 мин). Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз. Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мышц рук, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений.

2. Основной этап (19-20 мин.) Задачи: развитие психических процесов (памяти, мышления, внимания, воображения, логику). Повышение чувствительности к себе, к другому человеку, развитие умений понять и передать свое эмоциональное состояние и почувствовать эмоциональное состояние другого. Преодоление негативных личностных проявлений: агрессивности, неуверенности, обидчивости, неорганизованности и др. Содержание: этюды, игры, упражнения на развитие психических процессов, а так же воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование, лепка своих чувств и ощущений, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях. 

Условия реализации программы.

-Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. главная установка - на успех у каждого ребенка.

-Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.

-Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.

-Стимуляция мотива "быть не хуже других".

Заняти ярассчитаны на возраст детей 5-6 лет. Всего по 32 занятия в каждой группе продолжительность каждого занятия от 25-30 минут.

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия. Группа должна состоять от 3 до 8 человек, по усмотрению педагога-психолога.

Программа состоит из 4 основных этапов: 

1 этап - диагностический (2 занятия)

2 этап - развитие психических процессов (память, мышление, внимание, воображение, логика). Ознакомление с основными эмоциями, обучение детей умению пережить и почувствовать то или иное эмоциональное состтояние (22 занятия).

3 этап - обучение переносу полученных знаний на различные жизненные ситуации в условиях тренинга (4 занятия)

4 этап - обучение эффективным сопсобам регулирования психоэмоционального состояния детей (4 занятия).

Предполагаемые результаты: Система занятий, полученных в результате игр и упражнений с элементами тренингов позволит снять эмоциональное напражение при поступлении детей в школу , адаптационный период в школе будет проходить без негативных последствий, болеее глубже активизируются, и разовьются все психические процессы. помимо развития интеллектуалдьных способностей в следствие сказкотерапии дети повысят жизненный тонус, программа дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенокпопадает в новую, незнакомую дла него среду. Побуждать детей к осмыслению оющечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ориентаций.

Методическое обеспечение изучения эмоциональной сферы ребенка: 1. методика "Выбери нужное лицо" Тэммл, Дорки, Амен - для оценки уровня личностной тревожности ребенка; 2. проективная методика "Несуществующее животное" - диагностика эмоционального состоянияребенка, его самооценка, уровень тревожности и агрессии; 3. тест "Скажи мне, ты боишься или нет.." - диагностика наличия страхов. Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется с использованием  всех диагностических материалов ранее использованных. результаты фиксируются в диагностических картах и сравниваются результаты.

Занятие 1. 

Цель: формирование способностивидеть сверстника, обращать на него внимание, почувствовать единство с ним. 

Ход занятия: Ритуал начала занятия "Дружба начинаетсяс улыбки"

сказкотерапия "Ка можно понять настроение человека?"

Игра "На что похоже настроение?"

Этюд "Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое".

Ритуал окончания занятия "Солнечные лучики"

Теоретическая часть 6-10 минут, практическая часть 19-20 минут, всего времени 25-30 минут.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.

Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя  подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г....

Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Звёздочки» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.

Рабочая учебная программа (по ФГОС)воспитателя  подготовительной группы «Звёздочки»срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г....

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год (по программе "Детство")

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности  на 2018 – 2019 учебный год(по программе "Детство")...

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Формирование у дошкольников навыков работы в программе Paint» (для детей подготовительной группы)

В современном обществе компьютеры применяются практически во всех сферах деятельности человека: от простейших расчетов стоимости покупки на кассовых аппаратах в магазине до сложнейших расчетов траекто...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА».Разработана  на основе примерной общеобразовательной программы дошк...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в подготовитеотной группе...