Пальчиковые игры
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Пахер Лилия Викторовна

      Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

        Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Игры развивают координацию движений, совершенствуют деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

        Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать  напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.

        Л. В. Фомина отмечает, что на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в приделах нормы.

        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только  оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://nemkovich-ds31korolev.edumsko.ru/uploads/32100/32057/section/448934/.thumbs/Pal_chiki.jpg?1509645209

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (картотека )

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группе

Цель:

Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику

  1. «Здравствуй, детский сад!»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Разъединяют пальчики.)

Мы закончили считать

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

  1. «Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Разжимают и сжимают кулачки.)

  1. «Осень. Признаки осени.»

Если листья пожелтели,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Дождь холодный моросит,

(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)

Птицы к югу полетели,

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Значит, осень к нам спешит.

(Хлопок, кулачок.)

  1. «Огород. Овощи»

Приглашаем в огород.

Приглашаем народ:

-Заходите в огород!

(Разводят руки в стороны перед собой.)

Проходите между гряд-

(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат,

(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)

Наберем мы овощей

Для себя и для друзей.

(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)

5 «Сад. Фрукты»

«Компот»

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держать «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот:

(Указательным пальчиком правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ!

(Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)

  1. «Лес»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)

  1. «Лес. Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.

(Подносят указательный пальчик к губам.)

  1. «Семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

  1. «Мамочка любимая, родная!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

(Выполняют движения по тексту.)

  1. Неделя здоровья

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать

(Загибают большие пальчики на обеих руках.)

Этот пальчик лег в кровать

(Загибают указательные пальчики.)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загибают средние пальчики.)

Этот пальчик уж уснул

(Загибают безымянные пальчики.)

Этот крепко-крепко спит

(Загибают мизинчики.)

Тише, тише, не шумите…

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимают руки и делают «солнышко».)

Будут птицы щебетать,

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Будут пальчики вставать!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

  1. «Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

  1. «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)

  1. «Новогодний праздник»

Приходили к ёлке

(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)

Зайцы,

(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)

Белки,

(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)

Волки,

(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)

Новый год встречали

(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)

И подарков ждали.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

  1. «Мой дом. Мебель. Электрические приборы»

Мебель я начну считать:

(Показывают ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)

Много мебели назвали,

(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)

Десять пальчиков зажали.

(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

  1. «Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Так мы маме помогали.

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

  1. 1 «Профессии»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Сразу всех не называю,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

  1. «День Защитников Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца!

(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

  1. «Весенние перемены в природе»

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки

(Стучат пальчиками по столу.)

Весеннее солнце.

(Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…

(Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

(Стучат пальчиками по столу.)

  1. 1 «С днем 8 марта! С праздником весенним!»

Огромный букет

Нарисую я маме.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

И с праздником женским

Поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы

Поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

  1. «Одежда. Обувь»

1.«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Будем там тихонько спать.

(Кладут ладошки на стол.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)

Будем вещи мы стирать:

(Кулачки имитируют стирку.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки,

Сарафанчик и халат,

Шарф и шапку не забудем –

(Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку.)

  1. «Транспорт»

Есть игрушки у меня:

(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Сжимают и разжимают пальчики.)

  1. «Животные жарких стран»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

То увижу там

(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)

Хорошо живется им –

(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)

Не бывает снежных зим.

(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)

  1. «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

"На ракете"

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

  1. «Домашние животные»

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)

  1. 2 «На птичьем дворе»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

(Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)

Тут галдеж и суета

Начинается с утра:

(Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут

(Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

25.. «Луг. Насекомые»

«На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

  1. «День Победы»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон.)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе).

27.. «Скоро в школу»

«Школа»

В школу осенью пойду.

(«Шагают» пальчиками по столу. )

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)

  1. Мой город

Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

  1. «Лето»

Вот и лето наступает,

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Всех на отдых приглашает.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )

Будем плавать, загорать

(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)

И на даче отдыхать.

(Показывают «домик».)

 



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для старшей группы ДОУ


Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Цель:

- развивать мелкую моторику рук для развития речи детей

дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

- активизировать словарь в процессе расширения об окружающем

мире в соответствии с лексической темой;

- развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости;

- создание эмоционального положительного настроя.




ВАРЕНЬЕ

Заходите дети в сад:

(«Идем» указательными и средними пальцами по столу)

Тут крыжовник,

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)

виноград.

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)

А в лесу растут черника,

Земляника и брусника.

(Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки)

Варит бабушка варенье -

(Размешиваем варенье в кастрюле)

Будет внукам угощение.

(Протягиваем ладони вперед)


ОВЕЧКА И КОЗА

Кучерявая овечка

(Показать «кудряшки» на голове).

Переходит через речку.

(«Идем» указательным и средним пальцем)

Щуря желтые глаза,

(Прищурить глаза).

Ей навстречу шла коза.

(Показываем «рога»)

- Не пущу тебя, овечка,

(Наклонить голову с «рогами» вперед)

Не пройдешь ты через реку!

(Погрозить указательным пальцем)

Лошадь мимо проходила

(Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)

И овечку пропустила.

(Руки отвели в сторону — жест, обозначающий: «Пропускаю»)


В ЛЕСУ

- Мальчик с пальчик, где ты был?

(4 раза сгибать большой палец левой руки.)

- Долго по лесу бродил!

(4 раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)


ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до

друга)

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)

Начинай опять считать

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание)

Мы закончили считать.

(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)


ОБУВЬ

Почитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(Попеременно хлопки ладонями

и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(На каждое название обуви, загибают по одному пальчику, начиная с большого)


РЫБКА

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сблизить ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова показать, как плавает рыбка)

Крошку хлебную взяла,

(Сделать хватательное движение двумя руками).

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Показать, как рыбка плавает)


БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

Как у нас семья большая

Да веселая:

(Хлопки в ладоши и удары попеременно)

Два у лавки стоят,

(Загнуть большие пальцы)

Два учиться хотят,

(Загнуть указательные пальцы)

Два Степана у сметаны — объедаются.

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки - питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке — качаются.

(Загнуть мизинцы)



ПРОФЕССИИ

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.

(Кладем правую руку на левую, левую на правую и т. д.)

Я — маляр, я стены крашу,

(Расслабленной кистью водим вверх-вниз).

Потолок («красим потолок»)

И кухню вашу.

(Движения рукой влево-вправо)

Я — электрик. Свет включу

(«Включаем свет, нажимая на включатель»)

Только лампочку вкручу.

(Вращательные движения кистью правой руки)

Приходите в новый дом

(Ладони «домиком»)

И живете долго в нем!

(Развести руки в стороны)


ТРАНСПОРТ

Идет на взлет, идет на взлет,

Винты вращая, вертолет.

(Круги рукой над головой)

Идут туда,

(Правой рукой показать влево)

Идут сюда

(Левой рукой показать вправо)

По звонким рельсам поезда.

(Правая рука справа, а левая - слева описывают круги от себя,

руки движутся параллельно друг другу)

И пароходы, корабли

(Ладони, соед-е кончиками пальцев - «домиком», движутся вперед)

Уходят в море от земли.

(Машем рукой на прощание)


БАБУШКА

Наша бабушка идет

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет.

(пальцы слегка расставить и соед-ть их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек

(Сложить руки на коленях)

Вяжет деточкам чулочек

(Имитация вязания на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

(Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки,

(Развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки?

(Выполнить движение «вязание на спицах)



КОСМОС

Мы по глобусу шагаем -

(Указ-ми и средними пальцами обеих рук одновременно с двух сторон головы вверх)

Пальцы дружно поднимаем -

(Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук параллельно друг другу)

Перешли через лесок

(Указ-й и средний пальцы правой руки переходя левую руку, сжатую в кулак)

На гору забрались,

(Пальцы правой руки подняты вверх, а указ-й и средний пальцы левой руки идут вверх по

правой руке)

Оказались в океане

(Зажимается нос правой рукой, а левой рукой выполняется волнообразное движение)

Вместе покупались.

(Имитация «плавания»)

Пошагали в Антарктиду

(Указ- и средние пальцы обеих рук идут навстречу друг другу)

Холодно, замерзли.

(Обхватить себя руками, показать, как холодно)

На ракету все мы сели

(Над головой сделать «домик»)

И в космос полетели.

(Руки поднимаются ладонями вверх)


АЛЫЕ ЦВЕТКИ

Наши нежные цветы

(Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях)

Распускают лепестки

(Медленно раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Плавные движения кистями вправо-влево)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

(Медленно соединяем пальцы в щепоть)

Тихо засыпают.

(Опускаем кисти вниз, руки согнуты в локтях)

Головой качают.

(Качаем кистями, руки согнуты в локтях)


ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качаем руками)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным)


ЗА ГРИБАМИ

Топ-топ пять шагов,

(Дети «шагают» пальцами по столу)

В туесочке пять грибов.

(Сплетают пальцы - делают туесочек, большие пальцы – ручка)

Мухомор красный – гриб опасный,

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

А второй – лисичка, рыжая сестричка,

Третий гриб – волнушка, розовое ушко,

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок

Пятый гриб – белый, ешь его смело!



ШЛА ВОРОНА ЧЕРЕЗ ПОЛЕ

Шла ворона через поле

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу),

Шесть грибов несла в подоле:

(показывают 6 пальцев)

Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика),

Под-оси-но-вик,

Груздь, опёнок,

Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке),

Кто не видел –

Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!



МАМЫ

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!

(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Мамы разные нужны!

(сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки, поднимают ладошки вверх)



КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)?

Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)!

Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)?

Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!

Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!



ДЕРЕВЬЯ

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна

(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»).

Распустила ветви-косы

Белоствольная берёза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растёт осинка.

(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)

Пчёлок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла

(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга — «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)



ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков (пальцы левой руки «играют»),

Для овечек (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепёшек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).

Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),

А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).




 



Предварительный просмотр:

Картотека

Пальчиковые игры

Старшей группы « Белочка»

Воспитатели: Курапова О.Н

№1  «Детский сад»

Дружат в нашей группе, Хлопать в ладоши.

Девочки и мальчики. Стучать кулачками друг по другу.

С вами мы подружим, Сжимать-разжимать пальцы.

Маленькие пальчики. Касаться кончиками пальцев

одновременно обеими руками.

Раз, два, три, четыре, пять – Загибать пальцы обеих рук.

Начинай считать опять. Сжимание-разжимание пальцев.

Раз, два, три, четыре, пять – Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.

Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

№2 «Игрушки»

На большом диване в ряд, Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.

Куклы Катины сидят: Стучать друг по другу кулачками.

Два медведя, Буратино, Загибать поочередно все пальчики

И веселый Чиполлино, на обеих руках.

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, Поочередно касаться пальцами правой руки

пальцев левой руки, начиная с больших.

Помогаем нашей Кате, Волнообразные движения сверху вниз.

Мы игрушки сосчитать. Сжимать-разжимать пальцы обеих рук.

№3 «Фрукты. Сад»

Будем мы варить компот. Сжимать-разжимать ладоши.

Фруктов нужно много. Вот. Стучать кулачками друг по другу.

Будем яблоки крошить, Крошащие движения пальцев.

Груши будем мы рубить, Рубящие движения ладоней.

Отожмем лимонный сок, Вращать кулаками друг по другу.

Слив положим и песок. Зажать сначала правую ладонь,

затем – левую.

Варим, варим мы компот Левую ладонь сделать «ковшиком».

Указательным пальцем правой руки «мешать» компот.

Угостим честной народ. Вытянуть руки перед собой.

№ 4«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, Сжимают и разжимают кулачки,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев.

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят.

Эта долька для котят,

Это долька для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!

№5 «Овощи. Огород»

У девчушки Зиночки, Хлопать в ладоши.

Овощи в корзиночке: Сделать ладоши «корзинкой»

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок, Загибать пальчики обеих рук

Перец и морковку одновременно, начиная с большого.

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина — молодец! Показать большой палец.


№6 «Овощи. Огород»

Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагать» пальчиками по столу.

Хозяйка с базара домой принесла: Хлопать в ладоши, ударять кулачки друг о друга.

Картошку, капусту, морковку, кабачок, горох, Загибать пальцы,

Баклажан, огурец, помидор, петрушку и свеклу. начиная с мизинца.

ОХ!! Хлопнуть в ладоши.

№7 «Дары осени. Грибы и ягоды»


Раз, два, три, четыре, пять,             Пальчики обеих рук  здороваются. 
В лес идем мы погулять.                Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,                и средними пальчиками по столу. 
За брусникой, за калиной.              Загибают пальчики, начиная с
Землянику мы найдем,                    большого пальца.
И братишке отнесем.

№8 «Дары осени. Грибы и ягоды»

Топ-топ пять шагов, Дети «шагают» пальцами по столу.

В туесочке пять грибов. Сплетают пальцы - делают туесочек,

большие пальцы - ручка.

Мухомор красный – гриб опасный, Загибают по одному пальцу на обеих

А второй – лисичка, рыжая сестричка, руках на каждое название гриба,

Третий гриб – волнушка, розовое ушко, начиная с мизинцев.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

№9 «Золотая осень. Деревья»

Раз, два, три, четыре, пять. Соединить поочередно пальцы

обеих рук, начиная с большого пальца.

Будем листья собирать. Сжимать и разжимать энергично ладони.

Листья березы, Загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. Разжать с силой пальцы.


№10 «Золотая осень. Деревья»

Ветер по лесу гулял. Плавные движения кистями рук

влево - вправо.

Ветер листики считал. Сжимать-разжимать пальцы рук.

Вот дубовый, Загибать пальцы обеих рук,

начиная с большого.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер сбросил на тропинку. Плавно опустить ладони на колени.


№11 «Домашние птицы»

Есть у курочки цыпленок, Соединять пальцы правой руки

У гусыни есть гусенок, с пальцами левой руки, начиная с больших пальцев.

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши. Стучать кулачками друг по другу.

Все красивы, хороши! Сжимать – разжимать пальцы.

№12 «Домашние птицы»

 Раз, два – шли утята. Поочередно сгибать все пальцы правой руки,

Три, четыре – за водой. затем левой руки, начиная с большого.

 А за ними плёлся пятый,

 Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал,

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал,

 А десятый напугал.

 Громко, громко запищал: Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

 Пи – пи – пи! Не пищи,

 Мы тут рядом, поищи.

№13  «Домашние животные»

Я лошадку расчешу, Сделать ладони «граблями».

Расчесывающие движения «граблями».

А барашка подстригу, Вращательные движения кулаками.

Поросенка я помою, Ладонями двигать вперед-назад.

И корову приручу, Сделать «замочек».

Пальцы поднимать-опускать.

Ну а пес пойдет опять «Шагать» пальчиками.

Со мной по улице гулять. Хлопать в ладоши.

№14  «Домашние животные»

«Отгадайте, кто же это? Загибают по одному пальцу на обеих

Уха два, а рожек нету. руках на каждое выделенное слово.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос,

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных, как у папы.

И еще хочу сказать:

Очень умные глаза.

Я бы угадать бы смог! Машут рукой.

Кто же это? Пожимают плечами.

Мой щенок! Прижимают руки к сердцу.

№15 «Какие бывают дома?»

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках

Есть нора – надежный дом. по одному пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели,

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры,

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, поочередно хлопают в ладоши и ударяют

Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.

№16 «Какие бывают дома?»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки «стены».

Есть окошко в доме том. Складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей».

Есть ещё одно повыше,        

Есть труба вверху на крыше. Мизинец отставляют в сторону – труба.

Дом готов, зовём гостей: Показывают оба указательных пальца.

«Проходите поскорей!» Делают приглашающий жест рукой.

№17 «Профессии»

Много есть профессий знатных, Хлопать в ладоши.

И полезных, и приятных. Сжать пальцы в кулак сначала правой руки, затем – левой.

Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять

Продавец, шахтёр, строитель… пальцы обеих рук с большим.

Сразу всех не называю, Сжимать и разжимать кулачки.

Вам продолжить предлагаю. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.

№18 «Профессии»

Повар готовил обед, Дети приседают, ребром ладоней бьют по полу.

А тут отключили свет. Имитируют выключение света правой рукой.

Повар леща берет, Загибают большие пальцы на обеих руках.

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, Загибают указательные пальцы.

В печку кладет варенье, Загибают средние пальцы.

Мешает суп кочерыжкой, Загибают безымянные пальцы.

Угли бьет поварешкой. Загибают мизинцы.

Сахар сыплет в бульон. Изображает, как сыплют сахар.

И очень доволен он. Опускают руки, пожимают плечами.


№19 «Дикие животные»

Раз, два, три, четыре, пять. Соединить пальцы обеих рук

по очереди.

Дети в лес пошли гулять. «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса. Делать вращательные движения ладонями.

Там живет олень. Пальцы рук развести в стороны.

Там живет барсук. Хлопать в ладоши, стучать кулачками

друг о друга.

Там живет медведь. Стучать правым кулачком по левой ладони,

Затем, левым кулачком по правой ладони.

№20 «Бытовые приборы»

Пылесос, пылесос Ритмичное сгибание пальцев

обеих рук (ладони смотрят вперед).

Ты куда суешь свой нос? То же, но ладони обращены друг к другу.

Я жужжу, я жужжу, соприкосновение кончиков пальцев.

Я порядок навожу.

№21 «Обувь. Одежда. Головные уборы»

Раз, два, три, четыре, пять - Соединять пальцы обеих рук,

начиная с больших.

Будем вещи мы стирать. Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони.

Платье, брюки и носочки, Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга.

№22 «Обувь. Одежда. Головные уборы»

Посчитаем мы сейчас, Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши.

Сколько обуви у нас. Круговые движения кулачками.

Туфли, тапочки, сапожки, Соединить большой палец правой руки по

очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки, Затем то же проделать с левой рукой.

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. Хлопнуть в ладоши.

№23 «Обувь. Одежда. Головные уборы»

Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

рукой другую руку,

Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку.

Сосчитайте - ка, ребятки, Ритмично сжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках,

Начинаем вслух считать: начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять».

№24  «Зима. Зимние забавы»

Падал снег на порог. Медленно поднять и опустить ладони два раза.

Кот слепил себе пирог. Сначала правой ладонью надавить на левую,

затем наоборот.

А пока лепил и пек, Сжимать разжимать пальцы.

Ручейком пирог утек. Пальчики «идут» по коленкам.

Пирожки себе пеки, Указательными пальцами обеих рук погрозить.

Но не из снега – из муки. Округленными ладошками «лепить» пирожки.

№25  «Зима. Зимние забавы»

Стою и снежинки Ритмичные удары пальцами левой руки, начина

В ладошки ловлю. указательного, по ладони правой руки

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная

И снежинки люблю. с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На первый вопрос – сжать кулаки.

В ладошке вода! На второй вопрос – разжать кулаки.

Куда же исчезли снежинки? На первый вопрос – сжать кулаки.

Куда? На второй вопрос – разжать кулаки.

Растаяли хрупкие льдинки –лучи… Мелкие потряхивания

Как видно ладошки мои горячи. расслабленными ладонями.

№26 «Зима. Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимать-разжимать пальцы.

Мы во двор пришли гулять. «Шагать» пальчиками по столу.

Бабу снежную лепили, «Лепить» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошить хлебушек».

С горки мы потом катались, Опустить кисти сверху вниз.

А еще в снегу валялись. Класть ладони на стол то одной стороной, то другой.

Все в снегу домой пришли. Стучать кулачками друг по другу.

Съели суп Воображаемые движения ложкой.

И спать легли. Положить ладони под щеку.

№27 «Мебель»

Мебель я начну считать: Стучать кулачки друг о друга,

хлопать в ладоши.

Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочередно

зажимают в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал - Одну кисть поднимать вверх, вторую одновременно опускать вниз.

Десять пальчиков зажал! Поднять зажатые кулачки вверх.

№28 «Мебель»

Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших,

А в буфет поставим чашку. на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом,

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Ритмично попеременно хлопают в ладоши

Много мебели в квартире. и стучат кулачками.

№29  «Посуда»

Раз, два, три, четыре, Сжимать-разжимать пальцы.

Мы посуду перемыли: Скользить одной ладонью по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку, Загибать пальцы правой руки, начиная

И большую поварешку. большого пальца.

Мы посуду перемыли: Аналогично проделать с пальцами левой руки.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. Стучать кулачками друг по другу.

№30 «Новый год»

Ждут красавицу колючую, Рисовать указательными пальцами

в воздухе ёлку.

В каждом доме в декабре. «Крыша».

На ветвях зажгут фонарики, «Фонарики».

Искры брызнут в серебре. Сжать ладони, резко разжать. Напрячь пальцы.

Сразу станет в доме празднично, Стучать кулачками друг по другу.

Закружится хоровод. Сделать из пальцев кольцо.

Дед Мороз спешит с подарками. Пальчики «шагают» по столу.

Наступает Новый год. Чередовать хлопок в ладоши

и удар в кулачки.

№31 «Новый год»

Перед нами елочка: Пальцы обеих рук переплетены, из больших пальцев - «верхушки» елочки.

Шишечки, иголочки, Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.

Шарики, фонарики, «Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» - вниз.

Зайчики и свечки «Ушки» из указательных и средних пальцев,

Потом – сложенные вместе ладони.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены, потом указательные и средние пальцы стоят на столе.

№32 «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! «Приглашающие» движения пальцами рук к себе.

Сала дам синичке. Режущие движения правой руки по левой.

Приготовлю крошки, Крошащие движения пальцами.

Хлебушка немножко. Полукруглые ладони соединить.

Эти крошки – голубям, Вытянуть вперёд правую руку

с раскрытой ладонью.

Эти крошки – воробьям. Вытянуть вперёд левую руку

с раскрытой ладонью.

Галки да вороны, Сжать правую и левую ладони по очереди.

Ешьте макароны! Тереть ладонью по ладони.

№33 «Зимующие птицы»

Совушка-сова, Тереть ладони друг о друга.

Большая голова, Соединить все пальцы обеих рук

и образовать круг.

На пеньке сидит, Ударять ладонями колени, хлопать в ладоши.

Головой вертит, Кисти обеих рук двигать вправо-влево.

Глазками хлоп-хлоп! Сжимать-разжимать ладони.

Ножками топ-топ! Стучать кулачками друг по другу.

№34 «Зимующие птицы»

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями

Две синицы, воробей, На каждое название птицы дети загибают по одному пальчику на

Шесть щеглов и голубей, обеих руках, начиная с больших.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм.

№35 «Дикие животные жарких и холодных стран»

Тигр, жираф, огромный слон, Загибать пальцы,

Зебра, пума и бизон, начиная с мизинца правой руки.

Два шакала, бегемот.

Он стоит, разинув рот. Соединять четыре пальца с большим пальцем и разъединять их.

А над ними - царь зверей. Стучать кулачками друг по другу.

Назови его скорей! Сжимать-разжимать пальцы.

№36 «Дикие животные жарких и холодных стран»

 -Где обедал, воробей?

(Машут скрещенными  пальцами).

-В зоопарке у зверей.

Ладошками - раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва,

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру,

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

  На каждое название загибают

  по одному пальчику, сначала на

  правой, потом на левой руке.


№37  «Рыбы. Подводный мир»

Жил да был один дельфин, Перед грудью плавно двигать кистями рук

влево - вправо.

Два конька дружили с ним. Поочередно двигать развернутыми вертикально ладонями вверх-вниз.

Приплывали к ним киты, Соединить запястья рук. Двигать ладонями вверх-вниз.

И акула, и моржи. Сжать в кулак правую руку, затем - левую.

Те учили их считать, Сжимать-разжимать кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять. Соединить пальцы обеих рук.

№38  «Рыбы. Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны,

Плывёт морской конёк сюда. волнообразные движении ладонями вперёд.

Вот медуза, Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу.

Вот кальмар, Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.

Гостей встречает осьминог.

№39  «Рыбы. Подводный мир»

Щука хищная, зубастая, Двумя руками изобразить пасть щуки.

Щука щёлкает зубами – пальцами.

Для лещей, плотвы опасная, Ладонь сложить лодочкой.

Ищет, чем бы поживиться? Руками имитировать движения рыб.

Чей-то рядом хвост мелькает? Помахать кистями рук как хвостом.

Хвать? Тут щука не зевает! «Пасть» щуки захлопывается,

Но попалась на крючок – Указательным пальцем изобразить крючок,

Тащит щуку рыбачек! перебирать руками  воображаемую леску,

тащить из воды  щуку.

№40 «Комнатные растения»

Ну-ка, фикус, похвались - Хлопки

Вот какой огромный лист!  Растопырить пальцы рук.

Сделан будто бы из кожи, Потереть ладони.

Фикус, мы тебе поможем: Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист, Прижать ладони друг к другу

Вымоем старательно. Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись, Хлопки

Ростом - с воспитателя! Потянуться, руки поднять вверх.

№41 «Комнатные растения»

Я с виду колючий, но добрый внутри, Растопырить пальцы, затем

Сжать кисти рук («рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри. Погрозить пальцем

Хоть я и погладить себя не даю, Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного

Зато всех на свете я очень люблю. То же, начиная с мизинца.

                                   

№42 «Я – человек»

Раз, два, три, четыре, пять, Ударить кулачки друг о друга,

хлопнуть в ладоши.

С мамой рисовать. Круговые движения кулачками.

Вот головка, вот животик, Загибать пальцы обеих рук,

начиная с больших.

Ножки, ручки, глазки, ротик. Загибать пальцы. На слове «ротик» резко разжать пальцы.

И прическа из колечек. Указательными пальцами рисовать

в воздухе круги.

Получился человечек. Стучать кулачками друг по другу.

№43 «День защитника Отечества»

Сегодня праздник всех отцов, Поднять руки, сделать «фонарики».

Всех сыновей, всех кто готов, Хлопать в ладоши.

Свой дом и маму защитить, Из ладошек сделать «домик», руки приложить к сердцу.

Всех нас от бед отгородить! Сжимать и разжимать пальцы.

№44  «День защитника Отечества»


Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы. Сжать кулак.
Два больших и крепких малых, Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки. Приподнять безымянные пальцы,

- Очень славные мальчишки! Хлопнуть в ладоши.

№45  «Моя семья (8 марта)»

Папа, мама,брат и я - Правой рукой загибают по одному пальчику

на левой руке.

Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый кулак правой руки.

Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибают по одному пальчику

на правой руке.

Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулак

левой руки.

№46  «Моя семья (8 марта)»

Ну-ка, братцы, за работу! Хлопнуть в ладоши.

Покажи свою охоту: Сжимать и разжимать пальцы.

Большаку дрова рубить, Загнуть большие пальцы обеих рук.

Печи все – тебе топить, Загнуть указательные пальцы обеих рук.

А тебе – воду носить, Загнуть средние пальцы обеих рук.

А тебе - обед варить, Загнуть безымянные пальцы обеих рук.

А тебе – посуду мыть. Загнуть мизинцы обеих рук.

А потом всем песни петь. Потрясти кистями рук.

Песни петь да плясать, Постучать кулачками по коленям (столу).

Нашу маму забавлять. Стучать кулачками друг по другу

№47  «Страна. Столица»

Небо синее в России, Поднять руки вверх.

Волнообразно двигать пальчиками рук.

Реки синие в России . Плавно двигать кистями рук вправо-влево.

Васильки и незабудки, Разжать сначала правый кулак резко,

затем – левый.

Не растут нигде красивей. Погрозить указательными пальцами.

Есть и клены, и дубы, Стучать кулачками друг по другу.

А какие тут грибы! Хлопать в ладоши.

№48  «Весна. Первоцветы»

Солнышко, солнышко - Сжать – разжать пальцы.

Золотое донышко! Двигать кистями вправо – влево.

Гори, гори ясно, Стучать кулачками друг по другу.

Чтобы не погасло. Хлопать в ладоши.

Побежал в саду ручей. Волнообразные движения кистями.

Прилетело сто грачей. Соединить кисти в запястьях.

Поднимать – опускать кисти.

И сугробы тают, тают. Прерывистые движения кистями

сверху вниз.

И цветочки вырастают. Поднять кисти вертикально,

с силой разжать пальцы.

№49  «Транспорт. ПДД»

Будем пальчики сгибать, Сжимать-разжимать пальцы.

Будем транспорт называть: Ударять кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.

Автомобиль и вертолет, Загибать пальцы обеих рук,

начиная с больших.

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали, Стучать кулачками друг по другу.

Пять видов транспорта назвали. Сжимать-разжимать пальцы.

№50  «Космос. День космонавтики»

На Луне жил звездочет. Сжимать-разжимать пальцы.

Он планетам вел отчет. Соединить большие пальцы обеих рук,

Меркурий - раз, Венера - два, указательные, средние и безымянные на каждое слово в строке.

Три - Земля, четыре – Марс, Загибать пальцы одной руки,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, затем второй, начиная с большого.

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех Плутон…

Кто не видит – выйди вон! Резко разжать пальцы.

№51  «Перелетные птицы»

Птицы в небе тают, тают, Вытянуть руки вперед.

Поднимать-опускать кисти.

Птицы к югу улетают. Соединить запястья рук,

поднимать-опускать кисти.

Все растаяли вдали Волнообразные движения кистями сверху-вниз.

Аист, цапли, утки, Загибать пальцы обеих рук, начиная с большого.

Лебеди и журавли.

№52 «Хлеб. Сельскохозяйственные работы»

Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают кулачки.

А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят»

Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук Сдобные ватрушки, начиная с мизинца.

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно! Гладят живот.

№53  «День Победы»

Аты - баты, аты - баты!  Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

На парад идут солдаты!

 Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

№54  «День Победы»


Пограничником я буду, Сжимать и разжимать пальцы в кулаки

одновременно на обеих руках.

Чтоб границы защищать, Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

И страна могла спокойно, Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.

Крепким сном ночами спать. Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим пальцем.

№55  «Цветы»

Утром рано он закрыт, Кисти рук плотно сомкнуты.

Но к полудню ближе, Ладони отходят друг от друга, но подушечки

Прижаты друг - другу, кисти рук похожи на бутон.

Раскрывает лепестки, Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны,

Красоту их вижу. напоминая раскрывшийся цветок.

К вечеру опять цветок,     Пальцы сомкнуты, образуя

закрывшийся цветок.

Закрывает венчик, Кисти рук возвращаются в исходное

   положение.

И теперь он будет спать,

До утра, как птенчик. Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

№56  «Цветы»


Вырос высокий цветок на поляне, Запястья соединить, ладони развести в

стороны, пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье, Ритмично двигать пальцами вместе врозь.

Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу,

пальцы развести.

№57  «Лето. Насекомые»

    Прилетела к нам вчера, Взмахивать перекрещенными руками.

Полосатая пчела. На каждое название насекомого

соединять пальцы, начиная с мизинцев.

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек,

Жук-жучок и стрекоза,

Как фонарики глаза. Соединить указательный и большой палец

обеих рук.

Пожужжали, полетали, Стучать кулачками друг о друга,

хлопать в ладоши.

От усталости упали. Тихо положить ладони на колени.

№58  «Лето. Насекомые»

Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! Прячут руки за спину.

№ 59 «Вышел дождик погулять»

 Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками обеих рук.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчи- ками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указ-м пальчиками

А куда ему спешить?  обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками постолу

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: Хлопают в ладоши. –

Ох! Один хлопок.

И ушел. Ритмичные хлопки по столу.

№60  «Этот пальчик»

( Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

№ 61 «Варенье»

Заходите дети в сад:

(«Идем» указательными и средними пальцами по столу)

Тут крыжовник, (Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки) виноград. (Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)

А в лесу растут черника,

Земляника и брусника. (Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки)

 Варит бабушка варенье - (Размешиваем варенье в кастрюле)

Будет внукам угощение. (Протягиваем ладони вперед)

№62  «Овечка и коза»

Кучерявая овечка   (Показать «кудряшки» на голове).

Переходит через речку. («Идем» указательным и средним пальцем)

 Щуря желтые глаза, (Прищурить глаза).

Ей навстречу шла коза. (Показываем «рога» ) –

Не пущу тебя, овечка, (Наклонить голову с «рогами» вперед)

Не пройдешь ты через реку! (Погрозить указательным пальцем)

Лошадь мимо проходила (Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)

 И овечку пропустила. (Руки отвели в сторону — жест, обозначающий:: «Пропускаю»)

№63 «Рыба»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть. (Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сблизить ладони)

 Рыбка спинку изогнула, (Снова показать, как плавает рыбка)

Крошку хлебную взяла, (Сделать хватательное движение двумя руками).

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Показать, как рыбка плавает)

№64 «Бабушка»

Наша бабушка идет (Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет. (пальцы слегка расставить и соед-ть их с пальцами другой руки) Села тихо в уголочек (Сложить руки на коленях) Вяжет деточкам чулочек (Имитация вязания на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали. (Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки, (Развести руки в стороны)

 Как же мне вязать чулочки? (Выполнить движение «вязание на спицах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...