Доклад "Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"
материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ситникова Наталья Петровна

Доклад к педагогическому совету. Текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»

     Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме- ритмических упражнениях и играх

      Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического развития. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь. Поэтому логоритмика широко используется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни дошкольников, т.к. любое ритмическое движение мы обязательно сочетаем с речью, т.е. мы показываем, параллельно объясняем словами выполнение движения.

     В музыкальном развитии используются следующие элементы логоритмики: пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук; на развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти используются музыкальные и музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами; на развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, развитие чувства ритма используется логопедическая (артикуляционная) гимнастика, на развитие певческих данных вокально- артикуляционные упражнения, чистоговорки; упражнения на развитие мимических мышц; коммуникативные игры и танцы.

      На музыкальном занятии музыкально-ритмическим движениям уделяется достаточно времени, это начало занятия, где дети учатся выполнять какое-то движение, или разучивают элемент танца, и конец занятия, где непосредственно мы разучиваем танцы, хороводы, флешмобы, играем в подвижные музыкальные игры. Хочется немного заострить внимание на некоторых методиках, используемых в работе музыкального руководителя. Методика, разработанная отцом и дочерью Железновыми, в её основе лежит сочетание музыкально-игровых упражнений с детьми от 6 мес. до 6 лет. Занятия нацелены на всестороннее развитие детей средствами музыки: речи, внимания, памяти, моторики, коммуникативных способностей.  Я в своей работе использую эту методику с детьми раннего и младшего возраста, дополняю занятия игровыми упражнениями. Эта форма работы подразумевает использование как традиционных приёмов, так новых: использование фонограмм. Такую методику, специально разработанную в рамках программы «Музыка вместе с мамой», я рекомендую родителям в домашних условиях. Примерный перечень упражнений под музыку включает в себя пробуждение, массаж, пальчиковые игры, выполнение простых движений и рекомендован к выполнению ежедневно по 7-10 мин. Всё, что нужно это наличие музыкальных фонограмм. С детьми среднего и старшего возраста, существует подборка коммуникативных танцев и упражнений А.Бурениной «Ритмическая мозаика», а также есть сборник Челябинского композитора Е.Попляновой «Палочки-скакалочки», где представлены песенки-упражнения. Методика Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова», где за основу берётся ритмизованная речь, как средство развития музыкального слуха. И «Двигательное двухголосье», где педагог дирижирует, а ребёнок повторяет за ним.   Это только часть материала, который можно использовать.          

  Занятия по логоритмике будут полезны не только детям с определенными речевыми нарушениями, но и детям, которым нужно развить уверенность в себе, научиться контролировать свое тело, уметь правильно и четко выражать свои мысли и чувства. Логоритмика тесно связана с театральной деятельностью, потому что эти два направления тесно переплетаются. Ведь в театральной деятельности есть такое понятие как, сценическая речь, включающая элементы театральной деятельности. А именно:
1. Правильное дыхание
2. Развитие дикции и артикуляции.
3. Выразительная речь: интонация и словесное действие.
4. Искусство общения.
5. Образность и культура речи.
   И есть такое понятие как ритмопластика. Это простыми словами, умение ритмично двигаться, в театральной деятельности дети учатся пластично двигаться, через движение под музыку детишками разыгрываются разнообразные эмоциональные состояния, образы, сценки, сюжеты. При этом у ребенка развиваются не только двигательные навыки, но и осмысление музыки и ее выражение через тело с подключением эмоционально-чувственной сферы, т. е. актерские способности. Кроме того, это музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку, «ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с заданным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у малыша одновременно с «мастерским» владением собственным телом тренируются все психические процессы. Это и восприятие, и внимание, и память, и эмоции, и чувства, и мышление, и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, мышцы и координация движений, подвижность и способность сознательно управлять своим телом. Ребенок приобретает ценнейшее для будущей жизни умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье. У нас в детском саду работает театральный кружок, руководителем, которого я являюсь. И сейчас немного подробнее хочется рассказать, как мы занимаемся с детьми. В начале обучения дети знакомятся с понятием «Театр», что оно в себя включает. Мы учимся правильно и чётко говорить, работаем над дикцией, посредством скороговорок, стихов, упражнений. Разыгрываем этюды и сценки. Например, по стихотворению В.Лунина «Сучок на тропинке» дети самостоятельно выбирают как им двигаться, жесты, мимику, походку и повадки персонажей (предложить участникам семинара)

Тренди-бренди, тренди бредь! По тропинке шёл медведь,

По тропинке шёл медведь, на малину поглядеть.

На сучок ногою встал, поскользнулся и упал.

Растянулся –испугался, что в капкан ногой попался,

С перепугу задрожал, подскочил и убежал.

Видно трусом был медведь,

Тренди-бренди, тренди-бредь!

Трали-вали чудеса, по тропинке шла лиса,

По тропинке шла лиса и глядела в небеса.

На сучок ногой ступила, поскользнулась и завыла.

Хвать его, что было силы –только лапу занозила!

Ох, и злой ушла лиса, трали-вали чудеса!

Стуки-стуки, стуки-стук, по тропинке шёл барсук,

По тропинке шёл барсук, наступил ногой на сук.

Поскользнулся, растянулся, встал на ноги отряхнулся,

Почесал в раздумье спинку, отодвинул сук с тропинки,

И пошёл себе барсук, стуки-стуки, стуки-стук!

«По дороге домой» С.Погореловского.

Простясь до завтра с детским садом, шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла на пути: -устала я шагать-идти.

-Зачем шагать, сказала мать?,-попробуй зайцем поскакать.

-Теперь попробуй, покажи-ка, как семенит в норе ежиха…

-Теперь, как бегает щенок. Ух, как стремглав, не чуя ног.

-Как за птенцом крадётся кошка? Не слышно, вкрадчиво, сторожко.

-А как ступает слон большой? Трясутся стены дома!

-А как бельчонок? Но постой! Вот мы уже пришли домой.

Ещё можно предложить детям показать с помощью движений небольшую сказку, в начале распределяют роли, каких героев дети будут изображать. Сказка «Зайчик и ёжик», дети изображают солнышко, тучку, деревья, снежинки, зайчика и ёжика, птиц. Педагог рассказывает сказку, а дети в это время показывают.

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников».

Преодоление речевого нарушения у детей путём развития,воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность...

Методическая разработка на тему: «Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников»Введение    В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного...

Методическая разработка Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников

«Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп), являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая...

Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников, проект

Проект: "Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников"...

Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников

Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников...