Консультации для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Сытина Ольга Ивановна

Консультации для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Исцеляющие звуки в работе логопеда»

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в детском саду и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно - ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя– логопеда: обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Задачи:

Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;

Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;

Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;

Коррекция недостатков моторного недоразвития;

В своей практической деятельности я использую следующие современные здоровьесберегающие технологии: – дыхательная гимнастика, динамические паузы, развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, Су – Джок терапия.

Наряду с традиционными оздоровительными технологиями мною была использована система оздоровительно-коррекционной работы, построенная на создании у ребёнка ассоциативных связей между образом, звуком, движением, используемая на всех этапах коррекционной работы.

На этом хотелось бы остановиться поподробнее.

Современная наука доказывает, что пропевание даже отдельных звуков целительно действует на организм человека. Оказывается, пропевая только гласные звуки можно очищать свой организм от негативной информации, болезней. И если это делать систематически, подключив к этому ещё и движение, то результат незамедлительно скажется. Большой вклад в развитие этой технологии внесла Нестерюк Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук, педагог-психолог высшей категории города Москвы. разработав комплекс под названием звуковая зарядка. Для закрепления в сознании детей оздоровительного воздействия этой зарядки, был составлен стихотворный оздоровительный настрой, каждая строчка которого сопровождается движением. Произнесение этих строк вызывает у детей радость, наполняет тело здоровой энергией.

На первом этапе работаем со звуком, далее - на основе слогов, когда этап работы со слогом освоен, можно перейти к следующему — работе с фразой.

Звуковая зарядка в детском саду используется не только в логопедической практике, но и в группах общеразвивающей направленности. Любой звук, с которым знакомятся дети в ходе непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи используется педагогом для звукодвигательных упражнений, для создания ассоциативных связей между образом, звуком, движением. Это игра со звуками, приносящая пользу не только в образовании детей, но и в коррекции и формировании их здоровья. Многое зависит от фантазии педагога, от его желания развивать детей с интересом, использовать инновационные технологии.

Как показала практика, введение в коррекционные занятия системы звукодвигательных упражнений значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

Представьте, что вы -  волшебники. У каждого из вас есть волшебный клубочек, из которого нужно вытянуть волшебную ниточку, чтобы начать чудесные превращения. Вытягивая ниточку, дети пропевают гласный звук «А», ведущая рука выполняет движение вверх. Ниточку мы превращаем в волшебные семена и бросаем их в землю, выполняя при этом отрывистые движения со звуком «т» или «к». Из волшебных семян вырастает красивый цветок, он растёт из земли постепенно вверх — плавно поднимаем руки вверх со звуком «ааа». Вдруг на цветок закапал дождик — капельки падают вниз на землю — руки постепенно опускаются вниз со звуками «ддд». Но вот дождик закончился, выглянуло солнышко, и на цветок прилетела бабочка взмахи руками, как крыльями с пропеванием звука «И» то громче, то тише. Прилетела пчела жжжж. прилетела оса ззззз. Цветочек распустил свои лепестки, улыбнулся всем. всем давайте понюхаем наш цветок дыхат. упр.

-Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение звука движения и дыхания. На память о нашей встрече хочу предложить вам буклеты. Используйте целительную силу звуков и живите долго!

Таким образом, движением, силой, высотой звука, интонацией мы подчёркиваем характерные для того или иного предмета качества, признаки. Детям нравятся такие игры, процесс образования, воспитания и коррекции происходит на естественном игровом уровне познания окружающей действительности.



Предварительный просмотр:

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо

В последние годы состояние здоровья детей привлекает пристальное внимание врачей, психологов, педагогов Укрепление и сохранение здоровья детей с нарушениями речи становится особенно актуальными, поскольку они соматически ослаблены, им свойственны эмоциональная возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, неустойчивость и истощаемость нервных процессов и т. д. Поэтому в течение всего учебного года логопеду необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие оптимизации процесса коррекции речи детей и оздоровлению организма ребенка.

Для укрепления здоровья детей следует выделить основные улучшающие приемы в работе учителя-логопеда:

• Артикуляционную гимнастику

• Дыхательную гимнастику

• Биоэнергопластику

• Зрительную гимнастику

• Развитие мелкой моторики

• Су – джок терапию

• Самомассаж

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает развивать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Применение этого метода укрепит здоровье ребенка.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями рук. Выполнение данного метода ускорит коррекцию дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения кровообращения и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления глазных мышц

- для улучшения качества зрения на разных расстояниях

Развитие мелкой моторики

• разнообразные пальчиковые игры и упражнения

• шнуровки

• графические упражнения

• игры с крупами, бусами, пуговицами, природным материалом

• мозайка

• застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков

Данные упражнения развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

Су – джок терапия

Прокатывание шарика с одновременным произношением рифмованных текстов помогает нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, исправлять нарушения речи.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В результате применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз; развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда «Развитие речи детей в раннем возрасте»

Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет).

Одной из главных задач обучения ребенка является развитие активной и пассивной речи у него.

Обучение ребенка (2 г.) направленно на активизацию словаря и овладение фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя-дя, та-та, на-на, бо-бо и т. д. ;звукоподражания: аф-аф, би-би и т. д. ; двусложные слова с открытыми слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди, гулять, большой и т. д. ;трехсложные слова с открытыми слогами: молоко, машина, корова, собака, ходила, гуляла и т. д.

Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»«Тетя дай то-то», затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).

Развитие речи ребенка происходит в процессе ознакомления его с предметами и явлениями окружающего мира.

Приемы обучения детей раннего возраста:

Показ предмета (игрушки) и его называние.

Используется внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. Берутся игрушки (мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и т. д.). Взрослый достает игрушку из-за ширмы (из коробки) и быстро прячет ее обратно.

С целью развития речи в момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Важно, в момент зрительного сосредоточения, задержать игрушку над ширмой, дать ее ребенку в руки, погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д.

Необходимо использовать звучащие игрушки (погремушка, бубен, дудочка). Следует подавать звучащий сигнал с разных сторон, следя при этом за реакцией ребенка.

Вызванные ответные реакции: улыбка, протягивание руки, вокализация и т. д. свидетельствуют об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения (т. е. предпосылок к пониманию речи).

Рассматривание предмета.

Берутся знакомые игрушки после усвоения их названий. Взрослый обращает внимание на их признаки, выделение части из целого и т. д. Надо научить понимать, что признаки, свойственные одному предмету,могут быть и у лругих предметов«Мяч большой, мишка большой, стол большой»«Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того, что для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты, а вопросом,содержащим в себе обозначение действия«Что мы надеваем?»«Что растет в огороде?»«Кто летает?».

Необходимо обращать внимание ребенка на наличие связей и отношений между предметами«Карандаш, бумага нужны, чтобы рисовать.»

Показ действий с предметами и их называние.

В основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым.Сначала необходимо совместно выполнять действия: показав действия, взрослый берет руки ребенка в свои и ведет в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ребенок усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.). Постепенно переходят к отраженному выполнению действий ребенком по показу взрослого, самостоятельному выполнению действий по словесной инструкции и в свободной деятельности.

Затем ребенок должен научиться понимать, что действие, выполняемое с одним предметом может выполняться и с другим («Сними кольцо с пирамидки, верхний кубик – с постройки, платье с куклы, шапку – с себя» и т. д.)

В процессе выполнения действий взрослый поглаживает руку ребенка; вызывает ответную улыбку; хлопает в ладоши; гладит по голове, отмечая успех; хмурит брови; употребляет слова с мимикой («хорошо»«очень хорошо»«правильно»«так»«еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком головы или «плохо»«нет»«так нельзя»«не так» и т. д.).

Выполнение поручений детьми;

Показ картинок с изображением отдельных предметов;

Показ картинок с изображением простого сюжета;

Показ предметов в квартире и за ее пределами;

Наблюдение за живыми объектами и т. д.

Свидетельством понимания воспринятой речи будет появление ответной реакции (мимики, указательного жеста, взгляда, выполнения действия). Следует активно побуждать ребенка отвечать словами. Для этого необходимо использовать приемы, способствующие актуализации его речи (в их основе подражание речи взрослых):

- внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем –вопросами: кто это? Что это? Кто спрятался?;

- просьба, предложение произнести слово;

- совместное проговаривание слова;

- отраженное произнесение слова;

- самостоятельное произнесение слова;

- договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;

- ответы на конкретные вопросы: кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, цвету?;

- предъявление речевого образца: в ходе овладения детьми действиями взрослый должен постоянно предоставлять им образцы речевых высказываний («Будем играть. Будем снимать колечки. Это колечко сниму я, а это – Саша. Это – я, а это – Саша».) и так до конца занятия. Постепенно включаются слова, обозначающие цвет и величину колец («Я снимаю маленькое колечко, и Саша снимает маленькое колечко. Я надеваю красное кольцо, и Саша надевает красное кольцо». И т. д.

Надо не только комментировать свои действия и действия детей, но и задавать вопросы, побуждающие детей к ответам. Комментируя действия ребенка, взрослый должен называть его собственное имя, т. к. местоимение (ты, он) еще не осознается.

Следует пользоваться уже развернутым описанием: «Вот зайка! Мягкий зайка, пушистый! Вот какой хороший (белый, серый) зайка! Я поглажу зайку. Спинку поглажу. Головку поглажу. И ухо поглажу. Зайка мягкий, пушистый! Теперь Саша погладит зайку. Погладь спинку».

Разговаривать с детьми надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их паузой.

Необходимо побуждать детей к активной речи. Часто, умея произносить слова, они не используют их в общении. Активизация речи достигается путем включения вопросов, ответы на которые первоначально ребенок может заимствовать из только что прослушанного образца речи взрослого («Найди большое кольцо. «Какое ты нашел кольцо?»«Большое».) Это пример отраженной речи.

Развиваяречь ребенка необходимо разграничивать два типа задания:

1. Задания, направленные на развитие пассивной речи, - показ предмета, манипулирование с ним. Взрослый; «Это мяч… Покажи мяч…Дай мяч… Принеси мяч…Найди мяч… Возьми мяч…»

2. Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение называнию предметов и действий с ними.Взрослый«Кто это?» - «Киса». – «Скажи: Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу».Или: «Как мяукает киса (кошка?» - «Мяу».

Не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное взрослым. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи, что удлинит сроки появления активной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....