«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Андриянова Светлана Владимировна

Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_dou_detskiy_sad_kompensiruyushchego_vida.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОУ детский сад компенсирующего вида №37 города Кузнецка. Методическая разработка для воспитателей.

Тема: «Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».

Выполнила: Воспитатель группы компенсирующей направленности с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата Андриянова С.В.

Оглавление

Введение        

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях.       

Современные образовательные технологии и методики, применяемые в работе с детьми ОВЗ.

               Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии         

Проблемно-игровая технология       

Метод проектов        

Информационно-коммуникативные технологии.        

Заключение                                                                                            

Литература                                                                                              

Ведение

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.

В настоящее время предъявляются высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.                                              

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.              

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка с ОВЗ на развитие его способностей.                                                                    

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка-инвалида. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.  

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда; потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижение положительной динамики в развитии детей.

Особая роль в дошкольном образовательном процессе принадлежит родителям. Поэтому отношения семья — детский сад становятся равноправными. Родители детей с ОВЗ должны получать скорректированную информацию о ребёнке, иметь голос при выборе технологий и разработке коррекционно-развивающих программ.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

1.        Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

2.        Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

3.        Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

4.        Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

5.        Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников с ОВЗ, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

6.        Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

7.        Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Современные образовательные технологии и методики применяемые в работе с детьми  дошкольного возраста

Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии.

Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью. Игры способствующие  развитию фонематического восприятия, расширению лексического запаса, развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствующие общую и мелкую моторику, выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитию мелодико-интонационных  компонентов, творческой фантазии и воображения.

Сюжетно-тематическая организация учебной деятельности позволяет каждому ребенку с ОВЗ чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При выкладывании моделей по цвету и величине возможно использование предметов-заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем.

Занятия  построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка с ОВЗ целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Проблемно-игровая технология.  

Область совершенствования методики на основе использования данной новации – это исследовательская деятельность, способствующая развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, которая учит  самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, что  облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности и способствует творческому развитию личности.

Основными методами освоения задач в данном возрасте являются следующие.

Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).

Игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т.п.

Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.

Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.

Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров.

Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Использование данной технологии предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т.п.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Эта инновационная технология является одним из самых действенных способов развития речи ребёнка.

Метод проектов

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников с ОВЗ, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Результатом применения метода проектов у детей является повышение качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей с ОВЗ в детском саду.

 

Информационно-коммуникативные технологии.

Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе складывается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить свои эмоции от увиденного  словами, жестами с желанием выполняют предложенные задания.  В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно обширен. Использование ИКТ на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала.

Использовать ИКТ можно в непосредственно образовательной деятельности как по познавательно-речевому развитию, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране и они с большим желанием вливаются в работу на занятии.

Следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ.

Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, а так же диагноза ребёнк,в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые становятся прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Овладевая навыками создания презентаций педагог постепенно входит в мир современных технологий, значительно меняется понимание роли компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий это облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Организации воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей с ОВЗ. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Заключение.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка с ОВЗ в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

                                           Литература

1. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию

умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.

2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.

Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

3. Горячев А.В «Все по полочкам» программа по информатике для

дошкольников2002М.

4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные

технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей.

М. Педагогика, 1999.

6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр".

Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа,

1997.

8. Новицкая Н., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой

играть. - М.: Просвещение, 1995.

9. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс ДОУ

Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс ДОУ   Одной из главных целей современного образования является внедрение информационных технологий ...

Статья:«Современные инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ»

Современная система образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применении новых педагогических технологий и инноваций.Понятие «здоровь...

Внедрение современных КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25552869","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий

Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования:  «Становление и развитие личности ребенка».Современный педагог...

«Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс ДОУ»

laquo;Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс ДОУ»...

Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий.

Презентация о формировании эколого-краеведческих компетенций компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий....