Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий
статья по окружающему миру

Миронова Екатерина Сергеевна

Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования:  «Становление и развитие личности ребенка».

Современный педагог должен «не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни». Поэтому формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности – одна из важнейших задач воспитания и обучения нынешнего дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.72 КБ
PDF icon 1-compressed.pdf1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий

Молчанова Ирина Леонидовна

Старший воспитатель высшей кв. категории

Миронова Екатерина Сергеевна

воспитатель

Шишкова Юлия Сергеевна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования:  «Становление и развитие личности ребенка».

Современный педагог должен «не столько научить ребенка читать и писать, сколько «приохотить» его к учебе на протяжении всей жизни». Поэтому формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности – одна из важнейших задач воспитания и обучения нынешнего дошкольника.

Главное условие для решения этой задачи – это создание такого образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Для решения данной задачи мы используем в образовательном процессе дошкольного учреждения современные инновационные технологии:

-  STEM-образование;

- «План-дело-анализ»;

- «Event-технология» и другие.

В рамках технологии STEM-образование в нашем дошкольном учреждении реализуется игровая модель «STEM-лаборатория – в развитии детей новая траектория», в рамках которой спроектирована мотивирующая образовательная среда для знакомства детей дошкольного возраста с миром технического творчества.

В  STEM-лаборатории функционируют пять модулей:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля.

2. Экспериментирование с живой и неживой природой.

3. Робототехника и LEGO-конструирование.

4. Математическое развитие.

5. Мультстудия «Я творю мир».

Необходимо отметить, что STEM-образование интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений, и дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз в STEM-лаборатории: «Минимум теории, максимум практики».

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» особенно важен. Ведь одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, дети получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

Одним из основных и ведущих методов работы в STEM-лаборатории является экспериментирование. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Для безопасного исследования с детьми разрабатываются правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформляются схемы. Каждый ребенок имеет свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.

Важное значение для успешной работы имеет наблюдение, которое предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим.  На прогулках,  в окружающей действительности планируются наблюдения и кратковременные опыты, уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится  ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение:  найди следы осени, найди самое низкое место на участке.  

Одна из основных педагогических технологий «План – дело – анализ»  обеспечивает реализацию проектного подхода в образовательной деятельности, где  дети имеют  позицию полноправных ее субъектов:

Хочется немного рассказать  о проекте «Как живут листья?». Его инициаторами стали сами дети.

В ясный февральский денёк дети любовались красотой деревьев, покрытых инеем. Они сравнили деревья с загадочными героями из волшебной сказки. И вдруг Семён сказал: «А всё-таки интересно устроены деревья! Сейчас листочков на них нет, потом они появятся, всё лето зелёненькие, а осенью желтеют и опадают! Почему так происходит?».

Наши почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как живут листья. Так родился этот проект.

В рамках проекта было проведено много интересных и запоминающихся мероприятий:

- проведение опытов и экспериментов;

- презентации и видеоролики по теме проекта;

- интерактивные игры и виртуальные экскурсии;

- поиск информации из разных источников;

- наблюдения;

- дидактические, экологические, словесные игры;

- чтение художественной и познавательной литературы и другие.

Каждый день начинался с постановки проблемы, которую дети решали самостоятельно в течение дня и делали соответствующие выводы.

Заключительный этап проходил следующим образом.

Дети заранее договорились, что они будут делать лэпбук. Для более быстрой работы они разделились на компании и выбрали, кто за что отвечает. Работа проводилась по подгруппам, воспитатель помогал при необходимости.

Дети, которые плодотворно работали с родителями по проекту, выступили на научной конференции с отчётными презентациями.

В итоге дети проверили свою гипотезу:  и пришли к заключению, что она верна.

Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию у детей любознательности, инициативности, возможности экспериментировать,  синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение, и как следствие, формированию самостоятельности дошкольников.

Проекты мы подбираем вместе с детьми, учитывая их интересы.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Проектирование  ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Жизнь семьи наполняется богатым содержанием. Поэтому стало доброй традицией привлекать к работе над проектами родителей.

Например, познавательно-исследовательские проекты «Где зимуют божьи коровки?», «Эта волшебная вода», «Сказочный мир цветов» вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации, писали статьи, мастерили и проводили эксперименты.

В рамках проекта «Мой любимый город Братск» юные исследователи организовали лабораторию и назвали её «Журналистское расследование». Они с большим интересом собирали информацию, брали интервью у старожил нашего города, искали экспонаты для мини-музея. К детям приходили родители  в гости и рассказывали о своей профессии. Так ребята узнали много интересного о деятельности БЛПК, БрАЗа и других организаций города. Заключительным этапом проекта стало торжественное открытие мини-музея «Прибайкалочка».

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!  Вот и нашим ребятишкам представилась возможность окунуться в удивительный мир природы в рамках проекта «В лес, за чудесами!».

Наши юные экологи пополнили свои знания: наблюдали, исследовали, проводили опыты и эксперименты; играли в различные экологические игры; смотрели увлекательные ролики о растительном и животном мире.

А параллельно велась плодотворная работа по организации экологической тропы на территории детского сада, на которой юных эколят поджидали новые чудеса: «Метеостанция», «На неведомых дорожках», «Птичья столовая»,  «Жужжащий луг», «Озеро желаний», «Цветник», «Царство пней» и другие.

Event–технология – это технология педагогической поддержки детской индивидуальности и успешности. Event (англ.) означает случай, мероприятие, событие!

Используя данную технологию, нами было организовано и проведено интересное и увлекательное образовательное событие «Путешествие по планете Земля», где ребята играли, пели, танцевали. А также все участники получили огромное удовольствие от просмотра экологических сказок, героями которых стали сами ребята. Фея Природы всех поблагодарила и объявила, что всем ребятишкам присвоено звание «Эколята-дошколята». 

Мы основываемся на  теории Л.С. Выготского, который утверждал, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Поэтому весь материал основан на системно-деятельностном подходе. Другими словами, вся образовательная деятельность – это всегда вопрос, на который пытается ответить ребенок, причем ответ он ищет самостоятельно.

Правильно организованная познавательно-исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Краеведение, в свою очередь, вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Таким образом, использование современных инновационных технологий способствует успешному формированию эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста.

     

                                                                                                                                                                                                                                           

Список используемой литературы

1. «Об утверждении ФГОС ДО» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013 г. № 1155 с приложением.

2. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – 2-е изд. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80 с.

3. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Издательство «Просвещение», 2018. – 96 с.

4. Михайлова-Свирская Л.В. Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные формы: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 144 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».

Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с использованием современных игровых технологий по формированию элементарных математических представлений

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»дистанционное образование детей - образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и друг...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций

Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами социального развития, но и с усугубляющимся экологическим кризисом. Поэтому ученые, представители государственных, природоохранных, обществен...

«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»

Методическая разработкана тему«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»...

Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий.

Презентация о формировании эколого-краеведческих компетенций компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий....