Рабочая программа «Маленький театрал»: Развитие творческих способностей дошкольников.
рабочая программа по коррекционной педагогике

Морозова Екатерина Андреевна

Рабочая программа «Маленький театрал»:

Развитие творческих способностей дошкольников (Разработана на основе программы Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети», Т.С.Комарова,  Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»)

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Цель Программы Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр-представлений.

Задачи Программы

• Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами театров).

• Обучать элементам актерского мастерства (мимика, жест, движения, интонация).

• Способствовать развитию сферы чувств, воображения, фантазии, сценического творчества, коммуникативных умений средствами театрализованных игр.

Принципы организации:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

учёт возрастных и психологических особенностей детей;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 игровая форма подачи материала;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkiy_teatr.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №73 «Малыш»

        

Рабочая программа «Маленький театрал»:

Развитие творческих способностей дошкольников (Разработана на основе программы Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети», Т.С.Комарова,  Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»)

Подготовила:

Педагог-психолог

Морозова Е.А.

Смоленск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованныезанятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей.

Под творческими способностями понимают индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, требующей от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиямтворческого подхода к решению больших и малых проблем.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя.

Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

В процессе освоения театрализованной деятельности у детей обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется интонационный диапазон, что немало важно для детей, имеющих речевые нарушения.

Однако практика показывает, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Это объясняется

- недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка;

- отсутствием у дошкольников опыта восприятия театрального искусства;

- применением театральных игр в виде «зрелища» на праздниках;

- невмешательством взрослого в театрализованную игру. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представления о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

Направленность программы.

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

Причины создания программы.

Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Целевая группа Дети старшего дошкольного возраста

Цель Программы Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр-представлений.

Задачи Программы 

• Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами театров).

• Обучать элементам актерского мастерства (мимика, жест, движения, интонация).

• Способствовать развитию сферы чувств, воображения, фантазии, сценического творчества, коммуникативных умений средствами театрализованных игр.

Принципы организации:

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

учёт возрастных и психологических особенностей детей;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 игровая форма подачи материала;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Планируемые результаты В ходе реализации Программы дети

• овладеют элементарными навыками театральной культуры;

• научатся понимать эмоциональное состояние персонажа и выражать его через пластические движения, жесты и мимику;

• овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества.

Срок реализации Программы 1 год

Организационные условия реализации Программы

Программа «Маленький театрал» рассчитана на 1 год обучения детей от 5 до 7 лет.

Формирование групп осуществляется через заключение договора с родителями (законными представителями) воспитанников об оказании дополнительных платных образовательных услуг на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Услуга предоставляется в музыкальном зале дошкольного учреждения музыкальным руководителем.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30-35 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц включительно.

Учебный план

Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми ведётся параллельно:

• Театральная игра

• Ритмопластика

• Культура речи

• Основы театральной культуры

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Основными методами работы по данной программе являются:

1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога).

2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).

3. Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно- творческой деятельности.

4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, просмотр на видеозаписи своих мини-спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализациисогласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

- спектакли для детей и родителей (законных представителей);

- участие в качестве персонажей на праздниках и развлечениях ДОУ.

Принципы организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками

Концепция программы построена на основных педагогических принципах, следование которым обеспечивает реализацию ее целевого назначения.

Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие их творческих способностей. При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Если среда неисчерпаема, информативна, она дает возможность открытий (эврика – «Я нашел!»удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.

Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагога на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

Принцип отсутствия принуждения предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и ее руководстве исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

Принцип поддержания игровой атмосферы предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.

Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен в жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, на занятиях, были перенесены в их игровую деятельность, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы требуются следующее оборудование: видео-, аудиоаппаратура, фонотека.

Наглядный материал: настольный, бибабо, перчаточный, пальчиковый театры. Мягкая игрушка, маски-шапочки, ширма, декорации, костюмы, атрибуты; художественная литература.

С целью успешной реализации программы следует придерживаться следующих рекомендаций:

Следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объёму и нравственному значению.

При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.

При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.

Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает работу с детьми по четырём видам творческой деятельности:

1. Основы театральной культуры

Данный раздел способствует формированию представлений детей о театре, знакомство с его устройством, приобщение к театральной культуре.

Основными формами работы являются: беседы о театретеатральных профессиях, правилах поведения в театре; посещение театральных спектаклей в ДОУ; участие в спектаклях и утренниках ДОУ.

2. Культура и техника речи

Этот вид деятельности включает развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, дикции, а так же способствует развитию умения пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито; строить диалоги.

Навык четкого произношения формируется через игры и упражнения; скороговорки, чистоговорки, потешки, стихи, мини- этюды, игры на пальцах (В. Цвынтарной).

3. Театральная игра

Данный вид творческой деятельности способствует развитию навыков общения и взаимодействия в игре, учит детей договариваться с партнёром, подчиняться правилам. Развивает фантазию, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность и включает игры – словесные, сказкотерапии, на развитие воображения, драматизации, с движениями, пантомимы.

4. Ритмопластика

Раздел состоит из основ актёрского мастерства, самостоятельной театральной деятельности, пантомимики, танцевального творчества, пиктограмм и предполагает обучение детей имитации характерных действий персонажей сказок, развиваетумение разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Воспитанники учатся различать в музыке разнообразное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, а также находить эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Для этого используются: этюды М. Чистяковой, фонограммы, атрибуты, костюмы, декорации необходимые для данных упражнений, средства из предметного окружения по собственному замыслу.

Изучение программного материала начинается с несложных заданий, которые постепенно, с накоплением опыта детей, усложняются.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

Результат Способы проверки

Ребёнок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека

и умеет выразить своё состояние Беседы с психологом, наблюдения

У ребёнка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестами, выразительными движениями.

Ребёнок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; составляет небольшие сказки на основе моделей; умеет придумывать сказку на предложенную тему, по картинкам; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец, охотно поддерживает беседу с взрослыми и сверстниками; формулирует полные предложения Наблюдение, собеседование, творческое задание

В группе создан комфортный психологический климат, у детей наблюдается снижение зажатости, проявление взаимопомощи. Наблюдение

Диагностика развития театральных способностей

детей старшего дошкольного возраста.

1. Степень проявления инициативности (обогащают сюжет, игровые действия, фантазируют) в театрализованных играх, играх – драматизациях.

2. Совместно со сверстниками договариваются о сюжете, создают игровую обстановку в том числе:

- используют ряженье;

- делают новые детали костюмов.

3. Уровень освоения игрового сюжето-сложения:

- передача знакомых сказок и историй;

- внесение изменений в знакомый сказочный сюжет;

- создание новых сюжетов.

4. Способность передать в роли:

- физическое состояние персонажа;

- систему игровых действий и отношений;

- настроение персонажа, эмоциональное состояние (мимику, пантомимику, интонацию);

- характер персонажа.

5. Способность:

- назвать свою роль;

- рассказать об изображаемом событии, созданной обстановкой;

- пользоваться приёмом условного проигрывания частей сюжета (приём «как – будто»);

- создания разных игровых образов в играх – имитациях, выразительной передаче их действий, физического состояния.

6. Уровень умений в театральных играх определить место для «сцены», подготовить декорации, разыграть спектакли разных видов театров.

 СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Мониторинг проводится два раза в год: начальный - в сентябре, итоговый – в мае.

Качественный и количественный анализ показателей развития ребёнка оценивается по трём уровням и трехбалльной системе.

5.2. Качественная характеристика уровней сформированности театральных способностей детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень (30-36 баллов): Дети проявляют стремление к общению. Испытывают удовольствие от игры драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнения задания, поиску способоввыразительного исполнения. Правильно осознают поступки героев, их переживания, мысли, чувства.

Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме. Правильно передают диалоги действующих лиц, раскрывают чувства героев. Диалог – выразительный, с изменением силы голоса и интонации.

Средний уровень (22-29 баллов): Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружеские отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре, предложенной другими детьми.

Дети знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, но не проявляют творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, дети нуждаются в помощи взрослого.

Низкий уровень (21 балл и ниже): Дети не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям.

Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения невыразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауза, повтор слов.

Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М.: Творческий центр, 2005.

2. Буренина, И. А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.

4. Доронова, Т. И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.

5. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей детского сада/. – М., 1985.

6. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999.

7. Махнёва, М. Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.

8. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников детских дошкольных учреждений/. – М.: Аркти, 2000.

9. Петрова, Т. Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т. Н Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.

10. Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.

11. Прохорова, С. П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.

12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.

13. Сорокина, Н. Ф. Программа «Театр – творчество – дети».

14. Сорокина, Н. Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.

15. Фёдорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

16. Чистякова, М. И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.

17. Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Маленькими шагами в большой мир знаний» (развитие творческих способностей дошкольников через технологию ТРИЗ)

Назначение проектаОбеспечить условия для развития творческих способностей дошкольников.Идея проектаИспользование технологии теории решения изобретательских задач будет способствовать развитию творческ...

Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "

Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками....

Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра

Кукольный театр- искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"

Рабочая программа "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования"...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...