Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.

        Задачи:

  • Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
  • Создать условия для формирования профессиональной мотивации педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
  • Расширить представления педагогов о способах и правилах общения с детьми с ОВЗ.

        Оборудование: Экран с проектором, наушники, колонки, ленты, шарф, ручки, листы бумаги, варежки, гимнастические палки, наушники, песочные часы, пазлы, ручки, мелкие бусины, пластиковая бутылка, ленты, магнитная доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

        Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.

        Задачи:

  • Создать условия для развития эмоциональной готовности педагогов работать с детьми с ОВЗ.
  • Создать условия для формирования профессиональной мотивации педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
  • Расширить представления педагогов о способах и правилах общения с детьми с ОВЗ.

        Оборудование: Экран с проектором, наушники, колонки, ленты, шарф, ручки, листы бумаги, варежки, гимнастические палки, наушники, песочные часы, пазлы, ручки, мелкие бусины, пластиковая бутылка, ленты, магнитная доска.

Ход семинара

        

    С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво и обидно для родителей таких детей. И с 1996 года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

        С 2012 года в соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» дети с ОВЗ имеют возможность и право получать образование в ДОУ и других образовательных учреждениях наряду с нормотипичными сверстниками.

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию короткометражный мультфильм французского режиссера Ericа Montchaudа «Анатоль и его кастрюлька».

Упражнение «Разные мы»

        Участники группы располагаются по кругу. Начинает ведущий, продолжают участники по кругу – каждый рассказывает о себе с акцентом на то, чем он может отличаться от окружающих.

        Закончить упражнение необходимо мыслью о том, что даже полноценные люди очень сильно друг от друга отличаются.

Упражнение «Мать инвалида»

        Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.

Часть тела (завязываются лентами)

Символическое значение

Глаза

Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши

Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

        Комментарии ведущего: Как вы себя чувствуете?

        Если такой родитель придет на консультацию – что он может сказать? Услышит ли он меня?

        Это конечно  символично. Но родитель в таком состоянии живет!

        В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Упражнение «Погружение»

        Ведущий: «Сегодня к нам в гости пришел Боря, ему 4 года. Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Он – особый. Он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то непонятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Боря плохо слышит. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научиться. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.

        Ведущий укладывает куклу Борю на пол в центр круга. (Пауза)

        Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на следующие вопросы:

  1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Борей (или с похожими детьми)?
  2. Что вы, как педагог можете сделать для Бори (для таких детей)?
  3. Расположите платочек, который у вас в руках по отношению к Боре, именно там, где вам захочется.

        После того, как все платочки оказались расположенными относительно Бори, ведущий проводит рефлексию, благодарит педагогов за работу.

        Ведущий: Ребенок с особыми образовательными потребностями, автоматически попадает в ситуацию общей ограниченности. Не все готовы принять такого ребенка. Но ведь становление личности не всецело влияет на диагноз. Воспитание имеет огромное значение. Ребенок с нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни. Главное – это настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически все. Ваши платочки, это своего рода участие, отзывчивость, чуткость, доброта, которую вы, педагоги можете подарить ребенку с ОВЗ.

Работа в группах

        Для этого мы предлагаем вам поделиться на 4 группы:

  • Нарушения речевого развития
  • Нарушения ОДА (ДЦП)
  • Дети с синдромом Дауна
  • Расстройства аутистического спектра

Каждой группе выдается  таблица

Вид нарушения_________________________

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Проблемы, которые могут возникнуть у педагога?

Что он может предпринять сам, по решению этих проблем?

Кто и какую помощью может Вам оказать?

 

 

        Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений,  Кто и какую помощью может Вам оказать? Время для работы 10 минут.

По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.

Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с речевыми нарушениями).

        Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять о чем говорится в стишке.

Примеры четверостиший:

Тыква-чудо — в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.

Укроп на огороде —
Как зонтик под дождем.
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
  2. Что вы чувствовали?
  3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?

        

Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушениями ОДА).

        Выбирается один доброволец, которому привязывают правую руку к телу, к левой ноге привязывается палка, которая длиннее ноги, завязывается один глаз, на руки одеваются рукавицы. Ведущий выполняет разные упражнения, которые этот доброволец должен повторить. Затем на полу рассыпаются мелкие предметы, которые он должен собрать в бутылку с узким горлышком.

  1. Какие затруднения испытывал участник?
  2. А что вы чувствовали?

        Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с синдромом Дауна).

        Выбирается доброволец из участников группы, он будет выполнять роль ребенка с синдромом Дауна. Его задача: приласкать, обнять взрослого, несмотря на реакцию оппонента.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали?
  • Что вам помогло добиться результата?

        Презентация заполненной таблицы группой №4 (работа с детьми с расстройствами аутистического спектра)

        Добровольцу надеваются наушники (громкий шум города). В это же время он должен собрать пазлы за 3 минуты и отвечать на вопросы ведущего. Главная задача: собрать пазлы, но в то же время необходимо ответить на вопросы.  Ведущий задает следующие вопросы: «Ты хочешь пить?», «Пойдем в туалет?», «Пойдем гулять!».

Вопросы для обсуждения:

  1. Что было важно для педагога в этой ситуации?
  2. Что вы чувствовали?

        Далее предлагается работа с таблицами. Проходит обсуждение таблиц, заполненных группами.

        Далее педагогам предлагается поделиться своим опытом знакомства и первого общения с ребенком с ОВЗ. Для этого просят ответить на вопросы:

  1. Какой у этого ребенка был диагноз?
  2. Что вас удивило в этом ребенке?
  3. Ваши эмоции в этот момент.

        

        А теперь бы мы хотели услышать от вас: какой помощи вы ждете от разных специалистов и администрации по сопровождению ребенка – инвалида?

        На доске таблица, которая заполняется в процессе беседы.

- заведующая;

- старший воспитатель;

- учитель – логопед;

- педагог – психолог;

- учитель – дефектолог;

- музыкальный руководитель;

- инструктор по физическому воспитанию.

                   Упражнение «Котенок»

        Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу лист бумаги. Потом предлагает представить, что на этом листе уснул маленький котенок, и теперь лист нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

        В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

        В завершение нашей с вами работы, нам бы хотелось поделиться с вами одной историей.

        «Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:

- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!». И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя».

        В конце встречи предлагается к просмотру видеоролик мультфильма  Игоря Шевчука «Вы имеете право на особую заботу».

        Рефлексия мероприятия по методике «Рефлексивный светофор».

Участники выбирают фишки одного цвета, красного, желтого или зеленого. Если фишка красная – семинар мне не понравился, ничего нового я не узнал. Желтый цвет – мне бы хотелось вернуться к теме семинара для более детального рассмотрения. Зелёный – семинар мне понравился, материал мне пригодится в работе.

Литература:

  1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.
  2. Пезешкян Н. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
  3.  Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информационно-практико ориентированный проект "Каждый ребенок имеет право"

«Права ребенка» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой пра...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...

Семинар - практикум для педагогов: "Ребенок имеет право на понимание"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.Задачи:- создать условия для развития эмоцио...

Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребенок имеет право на понимание и заботу"

подготовил:методист МАДОУ ЦРР д/с № 131Луничкина Е.В.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ.Задачи:Создать условия для развития эмоциональной...

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.       Задачи:...

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»         Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов и родите...

Семинар-практикум для педагогов "Каждый ребёнок имеет право на понимание"

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ...