Сообщение "Изготовление с детьми книжек-самоделок с целью использования их на занятиях по чтению".
статья по коррекционной педагогике

Карх Елена Владимировна

Для детей с нарушением слуха чтение является одним из  главных путей «присвоения социального опыта», источником знаний, способом удовлетворения социальных запросов личности.

Поэтому важно научить ребенка не только читать, но и понимать и объяснять содержание прочитанного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ  детский сад компенсирующего вида «Лучики».

Сообщение

" Изготовление с детьми книжек-самоделок с целью использования их на занятиях по чтению".

Воспитатель вкк детского сада компенсирующего вида «Лучики»:

Карх Е.В.

12.01.2016 г.

Коломна

Чтение в жизни человека играет важную роль. Для глухих дошкольников значение чтения во много раз возрастает. Для детей с нарушением слуха чтение является одним из важных и главных путей «присвоения социального опыта», источником знаний, способом удовлетворения социальных запросов личности.

Поэтому главное для ребенка не только научиться читать, но и понимать и объяснять содержание прочитанного.

Для формирования чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами, фразами, которые сначала ребенок воспринимает целостно (глобально). Постепенно, по мере овладения навыками аналитического чтения, он начинает прочитывать слова, фразы и текст.

Принципиально важно уточнять правильность понимания прочитанных слов и фраз. С этой целью после чтения слова ребенок указывает на предмет, выполняет действие, отражает свое понимание в рисовании, лепке и других видах деятельности.

При обучении детей письменной форме речи и чтению мы опираемся на разделы программы «Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду» Э.И.Леонгард и методические рекомендации «Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду» под редакцией Э.И.Леонгард.

Для формирования навыков осознанного чтения рекомендуется изготовление и чтение книжек-самоделок, отражающих события из жизни ребенка (после экскурсии, посещения театра, рассказывания сказки и т.д.).

Цель изготовления книжек-самоделок:

  • развитие у детей устойчивого интереса к чтению и пониманию прочитанного, отработка навыков чтения.

В процессе изготовления книжек-самоделок реализуются следующие задачи:

  • развитие связной речи;
  • проявление интереса к созданию собственных книг;
  • воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе;
  • дать возможность взрослому проанализировать уровень понимания ребенком смысла прочитанного.

А самое главное, изготовление книжек-самоделок должно привести к формированию у ребенка навыка чтения адаптированных и неадаптированных текстов, пониманию их содержания.

Такая форма работы позволяет глухому дошкольнику создать целую серию открытий. А так же, что наиболее важно, позволяет ему вести диалог, быть услышанным и понятым.

По книжке-самоделке ребенок может рассказать своим близким, друзьям об интересном событии, в котором он участвовал или был активным зрителем. Возможны варианты, когда к картинкам, нарисованным детьми и иллюстрирующими их переживания, эмоциональное настроение, взрослый пишет текст, основанный на рассказе ребенка о своем рисунке.

Такая форма работы создает познавательную активность, поэтому по событиям из жизни детей желательно делать книжки-самоделки примерно по одной в месяц.

Книжки-самоделки можно делать по описанию происходящего действия.

Со второго года обучения детей необходимо учить рассказывать о том, что они видят (например, кошка сидит, мальчик упал и т.п.)

Тексты записывает воспитатель во время прогулки. После возвращения в группу воспитатель показывает детям текст. Дети под руководством взрослого делают рисунки к данным предложениям на основании увиденного. Каждый рисунок делается на отдельном листе, под ним ставится подпись (сначала пишет воспитатель, а через определенное время их делают сами дети).

Эти листы дети показывают педагогу, воспитателю. Из этих листочков с рисунками составляется книжка-самоделка. (Листы сшиваются, книжка получает название, самое простое, например, «Мы гуляем», «На прогулке»).

Такие книжки-самоделки о прогулках кладут на полку для детских книг, чтобы дети могли сами взять любую из них и самостоятельно прочитать или посмотреть. Необходимо, чтобы дети всегда читали вслух, даже когда они читают для себя.

Эта работа продолжается и совершенствуется.

А начиная с 4-го года обучения, иллюстрирование книжек-самоделок проводится как специальный вид работы на занятиях педагога по развитию речи и чтению.

 Дети получают листы бумаги, где внизу печатными буквами написан текст, который каждый ребенок должен передать в рисунке. Работа проводится детьми без помощи взрослых. Дети читают надписи на каждой странице, а потом, снова, надпись на первой странице. Дети читают вслух, педагог и воспитатель контролируют технику чтения и произношение детей. Дети могут читать по 2-3 раза, чтобы лучше понять ее смысл. Книжка состоит из 2-х ( в начале работы) -4-х страниц ( к концу года). С каждой книжкой проводится не менее трех занятий.

1 занятие. Рисование детей без помощи взрослых.

       2 занятие. Анализ работ детей, драматизация детьми текстов, установление последовательности событий; постоянное соотнесение драматизации с текстом и с тем, как дети нарисовали эту ситуацию.

3 занятие. Повторное рисование того же текста.

4 занятие. Анализ повторных рисунков и рассказ детей по составленной книге, глядя на иллюстрации.

В течение 4-го года обучения все дети делают одни и те же книжки – так легче анализировать их ошибки, легче учить детей внимательно относиться к слову.

Если текст оказался для детей трудным и в их рисунках сохранились ошибки и при повторном рисовании, то проводятся дополнительные занятия – два, объединенные в одно (не разделяя их во времени): сразу же после повторной драматизации детьми делаются рисунки. В случае ошибок детей им каждый раз даются новые листы с тем же текстом. Все работы детей – и правильные и ошибочные сохранять. Часть книг, выполненных без ошибок, дается на некоторое время родителям, чтобы они могли дома почитать их с детьми. Часть книг переходит в пользование детей в группе – для чтения в вечернее время. Эти же книжки педагог использует как речевой материал во время индивидуальных занятий по обучению произношению.

Размер книжек (для удобства пользования) может быть небольшим – составлять половину альбомного листа.

Желательно иллюстрирование книжек  планировать и проводить 1 раз в неделю на занятиях у сурдопедагога при активном участии воспитателя. В дальнейшем воспитатель использует эти книжки во время свободного чтения детей в вечернее время.

Рассказы (тексты) составляются педагогом и воспитателем. Желательно привлекать к изготовлению книжек-самоделок родителей, предварительно объяснив им методику работы.

После выполнения детьми работы все страницы сшиваются вместе, сверху – чистый титульный лист, на котором пишется заглавие. На каждой странице в нижнем правом углу взрослый пишет номер страницы.

Дети делают рисунки цветными карандашами или фломастерами. Цвет выбирают самостоятельно.

На 5-м году обучения эта работа продолжается. Усложняется содержание иллюстрируемых книжек, вводится коллективная работа по иллюстрированию. Сама методика работы с книжками-самоделками остается прежней. тексты для книжек составляются педагогом и воспитателем, т.е. детям предлагается готовый текст рассказа. рассказ прочитывается, затем объясняют детям, что будут рисовать книжку по рассказу.

В зависимости от уровня развития детей можно давать текст с непронумерованными страницами, чтобы потом составить книгу по тексту могли сами дети, опираясь на последовательность событий, изложенных в рассказе, и дать нумерацию страницам. Либо пронумеровать страницы изначально, чтобы помочь детям воссоздать в рисунке последовательность событий текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выставка книжек - самоделок Язычок - болтунишка"

Совместно творчество детей и родителейизготовление книжек - самоделок по теме Язычок - болтунишка.Дети и родители придумывали свои арткуляционные гимнастики.Затем оформляли все в виде книжки.Это итог ...

Конкурс "Книжек -самоделок"

Изготовление книжек - самоделок одна из форм творческой деятельности дошкольникров, которая  приобщать детей к чтению книг, формирует читателя, воспитывает любовь к книге.В данной разработке пред...

Опыт работы " Значение изготовления книжек- самоделок для развития детей"

Консультация для родителей «Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей» (из опыта работы воспитателя МДОАУ «Детский сад № 208 «Самоцветик» г. Орска&ra...

Проект из опыта работы "Приобщение детей раннего возраста и их родителей к фольклору по средством изготовления книжек-самоделок"

Проект нацелен на повышение интереса у родителей к совместной деятельности с детьми и понимание необходимости использования малых форм фольклора для развития детской речи....

Материал по работе с родителями ( изготовление совместно с родителями книжек - самоделок) направленный на применение детской художественной литературы для повышение уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения.

 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами ...

Консультация для педагогов "Изготовление книжек-самоделок"

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...