Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учреждения
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Дошкольное образование (по ФГОС) направлено на создание ситуации социального успеха обучающихся, вследствие чего формирование навыков успешного взаимодействия у дошкольников приобретает особую ролью для их развития.

Проблема успешного взаимодействия особо остро ставится по отношению к детям с ТНР. Как мы уже отмечали выше процесс развития психических функций этих детей, их личности достаточно затруднен, в связи с ограниченным использованием речи. Л. С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и исправления дефекта аномально развивающихся детей. Опираясь на его труды, можно говорить о том, что формирование коммуникативных умений детей с ТНР – одна из главных и первостепенных задач в дошкольном образовательном учреждении, так как успешность и качество общения будет оказывать влияние на все сферы жизни ребенка. От успешности вхождения ребенка с ТНР в коллектив сверстников зависит сам процесс дальнейшей социализации и индивидуализации ребенка, гармоничность и равномерность его личностного и психического развития [6].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овладение коммуникативными умениями детьми с тяжелыми нарушениями речи в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Дошкольное образование (по ФГОС) направлено на создание ситуации социального успеха обучающихся, вследствие чего формирование навыков успешного взаимодействия у дошкольников приобретает особую ролью для их развития.

Проблема успешного взаимодействия особо остро ставится по отношению к детям с ТНР. Как мы уже отмечали выше процесс развития психических функций этих детей, их личности достаточно затруднен, в связи с ограниченным использованием речи. Л. С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и исправления дефекта аномально развивающихся детей. Опираясь на его труды, можно говорить о том, что формирование коммуникативных умений детей с ТНР – одна из главных и первостепенных задач в дошкольном образовательном учреждении, так как успешность и качество общения будет оказывать влияние на все сферы жизни ребенка. От успешности вхождения ребенка с ТНР в коллектив сверстников зависит сам процесс дальнейшей социализации и индивидуализации ребенка, гармоничность и равномерность его личностного и психического развития [6].

Коммуникативные умения следует формировать в дошкольном детстве, так как этот возраст является самым благоприятным для вхождения ребенка в речевую среду, знакомства с разнообразными речевыми ситуациями. Формирование коммуникативных умений идёт неотрывно от формирования у детей средств общения и речи. Несовершенство этих умений, речевой негативизм ограничивают процесс свободной коммуникации а, следовательно, отрицательно влияют на комплексное развитие детей [15].

Овладение детьми с ТНР коммуникативными умениями – сложный и длительный процесс совместной работы детей, воспитателя, психолога, логопеда и родителей, поэтому психолого-педагогическое сопровождение должно проводиться в организованной образовательной деятельности и индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, соответствующих особенностям ребенка, создавая условия для активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию речи и коммуникативных умений [13].

Сравнение степени социально-коммуникативного развития нормально развивающихся детей и детей с ТНР отражено в Таблице 1.3.1. В ней собрана информация о нормах развития и отклонении в развитии упомянутые у таких авторов как Веракса Н.Е., Мухина В.С., Филичева Т.Б. Таблица наглядно демонстрирует необходимость специальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Таблица 1.3.1. — Сравнение нормативов развития коммуникативных навыков нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с ТНР

Возраст

Возрастная норма развития коммуникативных функций общения

Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи

К 4 годам

  • Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
  • Роль осуществляется фактически, но не называется.
  • Сюжет-цепочка из двух действий.
  • Игровые действия носят условный характер.
  • Умение обращаться к сверстнику и взрослому с просьбой, не упоминая при этом имени (просьба часто сопровождается жестикуляцией, или полностью ей заменена).
  • Принимают роль в игре, придуманной взрослым при предварительной демонстрации ее содержания.

К 5 годам

  • Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
  • Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
  • Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль.
  • Игровые действия (3-4) взаимосвязанные, имеют четкий ролевой характер.
  • Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имен.
  • Принимают различные роли в игре, придуманной взрослым

К 6 годам

  • Умение объединяться в пары для совместной работы
  • Умение при помощи взрослого распределять роли до начала игры, в игре придумывать дополнительны роли.
  • Ролевые действия логичны, отображают социальные функции людей.
  • Знание основных способов невербального общения.
  • Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
  • Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым

К 7 годам

  • Умение самостоятельно организовывать и поддерживать игру, распределять и придумывать роли до начала игры.
  • Игровые действия отображают отношения между людьми.
  • Сюжет держится на воображаемой ситуации.
  • Владение основными способами невербального общения.
  • Умение объединяться в пары для совместной работы
  • Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать, дополнительны роли.
  • Знание основных способов невербального общения.

В целом можно указать качественные особенности развития коммуникативных умений дошкольников с ТНР:

1. малая активность, отсутствие инициативы в общении;

2. крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности;

3. практическое отсутствие способности формулировать и передавать свои мысли с помощью вербальных средств общения;

4. наличие страхов перед вербальными контактами со сверстниками и взрослыми;

5. серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и прежде всего со сверстниками [35].

Таким образом, мы можем наблюдать искажение или отставание в формировании и овладении детьми с ТНР коммуникативных умений, что замедляет их включение в социальное взаимодействие.

В рамках дошкольного образования существует вопрос о формах организации образовательного процесса, которые наилучшим образом будут влиять на развитие детей с ТНР. Классические фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, не является подходящей для развития коммуникативных умений воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Заметное снижение потребности в общении, характерное для детей с нарушениями речи, ставит задачу подбора форм обучения, необходимости моделирования коммуникативных ситуаций, изучения фактором, которые способствовали бы возникновению и активизации коммуникации детей [30].

Эффективность овладения коммуникативными умениями детьми с ТНР в условиях дошкольной организации будет зависеть от особенностей образовательной среды, определенных педагогических условий [16].

Первое условие - комплексное воздействие на формирование коммуникативной компетентности, на все её компоненты.

Если говорить о группах коммуникативных умений (по Л.Р. Мунировой) здесь также важен комплексный подход.

Информационно-коммуникативные умения детей формируются в процессе приема информации и ее передачи. В процессе передачи или приема информации так же оказываются задействованы регуляционно-коммуникативных умений, которые выражаются в умении совместно действовать, выполнять различные роли, согласовывать свои взгляды, желания с потребностями партнера, а также других умениях. Это указывает нам на необходимость одновременного формирования информационно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений.

В процессе коммуникации ребенок может ориентироваться на свое состояние и состояние партнера, и помимо передачи информации происходит «подстройка» действий, слов под эти состояние. Таким образом параллельно задействованы информационно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные умения, что указывает нам на необходимость формирования аффективно-коммуникативных умений одновременно с вышеуказанными двумя другими группами умений.

Вторым педагогическим условием можно назвать системность и поэтапность формирования умений. Системность в этом направлении будет говорить о постоянном педагогическом, психологическом и логопедическом сопровождении ребенка с ТНР. Формирование коммуникативных умений требует поддержки во всех видах деятельности ребенка в дошкольной организации. Так же для успешного формирования умений требуется постоянство подгрупповых занятий у любого из специалистов в образовательном процессе, стимулирующих речевое взаимодействие для решения какой-либо проблемной ситуации [26].

Поэтапность формирования умений будет заключаться в последовательном развитии речевой деятельности. Для детей с ТНР первым этапом будет создание благоприятной эмоциональной атмосферы для появления у детей мотивации к общению, потребности во взаимодействии с ровесниками и взрослыми. Для этого необходимо выстроить образовательную деятельность так, чтоб она стимулировала общение детей, чтобы в ее процессе перед детьми возникали новые вопросы, проблемные ситуации, была возможность озвучивания своего выбора и мнения. Игровые ситуации должны быть направлены на коммуникацию. Подбор игр и материалов должен осуществляться на основе возможностей ребенка, его особенностей для дальнейшего обеспечения ситуации успеха в деятельности ребенка.

После появления у детей потребности, стремления к общения каждый следующий этап должен выстраиваться с опорой на предыдущий, и, безусловно, опираясь на зону ближайшего развития ребенка. Постепенное ознакомление со средствами и способами общения, формирование способности ориентироваться в ситуации общения будет формировать коммуникативные умения дошкольника.

Заключительным этапом в этой структуре будет уже самостоятельное применение всех сформированных умений в творческой и игровой деятельности. На этом этапе необходимо выстраивать организацию образовательной деятельности с упором на коллективное творчество, коллективные игры, игры парами.

Совместная образовательная деятельность в форме игровых занятий с большим количеством коммуникативных ситуаций будет еще одним условием формирования коммуникативных умений. Игровая форма образовательной деятельности будет обеспечивать благоприятную атмосферу для формирования коммуникативных умений и для овладения умений детьми с ТНР.

В заключении необходимо отметить, что одним из важнейших условий формирования у детей коммуникативных навыков является стиль общения взрослого и его отношение к ребенку [36].

В данном параграфе можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это период усвоения социального опыта, необходимого для вхождения ребенка в систему общественных отношений, формирования социальных качеств, способностей к общению и сотрудничеству. Коррекционная работа с детьми с ТНР, должна решать целый спектр задач

1. Осуществлять коммуникативный подхода в работе с дошкольниками, который позволит ввести ребенка в речевую ситуацию, сформирует умение ориентироваться в коммуникативных ситуациях, понимать собеседника, осознавать задачи общения.

2. Формировать речевую мотивацию, речевую активность дошкольников, направленные на развитие мотивации к обучению.

3. Воспитывать умение сотрудничать в процессе общей деятельности, процессе достижения общей цели

4. Обучать применять такие речевые действия и тактику поведения в ситуациях, которые будут подходить к контексту ситуации. Использовать адекватные языковые средства, обеспечивать обратную связь в ситуациях общения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)

В целях детального ознакомления  с существующими  альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) по образовательной области «Познавательное развитие» «День рождения бабочки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи)по образовательной области «Познавательное развитие»...

Статья: Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Актуальные вопросы организации образовательного процесса   с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

"Применение нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с тяжелым нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении"

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии пр...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...