Проект на тему: «Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чепурнова Ирина Владимировна

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии»

Воспитатели: Чепурнова И.В..

Красноярск 2018г

 «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение.

Сказка для ребёнка такое же серьезное и настоящее дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности.»

Дж. Родари

1. Актуальность

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

             В середине ХХ века появился уникальный метод  работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный  М. Эриксоном.

             Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

        Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное,  это и есть главная задача сказок.

        В научно-педагогической литературе, сказкотерапия  – это забота  об эмоциональном  и психологическом здоровье личности  средствами народнопоэтических произведений  (т.е. сказками).

        Цель метода сказкотерапии  – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Сказка формирует доверие ребенка к миру, она прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.

С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим.

2. Паспорт проекта

Образовательная область:  художественно-эстетическое развитие

Тип проекта:  долгосрочный, творческий, коллективный

Срок реализации:  январь – февраль 2018года

Место реализации:  МБДОУ №322 г.Красноярск

Участники проекта:  воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели подготовительной к школе группы, учитель-логопед, педагог-психолог.

3.  Цель и задачи проекта

Цель проекта – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, речи, творческой активности детей.

Задачи:

социально-коммуникативное развитие:

- раскрывать творческий потенциал детей, вовлекать их в различные виды деятельности;

- вызвать у детей желание создавать яркий образ персонажа, совершенствовать артистические навыки;

- прививать интерес к различным видам творческой деятельности (сочинение сказок, изображение героев, создание реквизита, участие в театральных постановках);

- поощрять импровизацию, учить преодолевать застенчивость;

- формировать понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного, вызвать стремление быть отзывчивым;

познавательное развитие:

- развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание);

- познакомить с многообразием сказок, с различными видами театров;

- формировать основы театральной культуры;

- закреплять навыки счета;

речевое развитие:

-  совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

художественно-эстетическое развитие:

- совершенствовать артистические навыки и исполнительские умения детей в процессе воплощения образа;

физическое развитие:

- формировать двигательную активность, элементы художественно-образных выразительных средств мимики и пантомимики;

- учить детей имитировать характерные движения персонажей.

4. Ожидаемые результаты

- формирование интереса дошкольников к чтению сказок, театральной деятельности, вызвать желание участвовать в постановке спектаклей;

- повышение способности к восприятию новизны, формирование умения  импровизировать;

- воспитание чувств  доброжелательности, отзывчивости;

- установление продуктивной взаимосвязи между родителями и педагогами в вопросах творческого воспитания детей.

5. Материалы и оборудование

1) дидактические: картотеки подвижных и дидактических игр на основе сказок, пантомимических и имитационных этюдов; иллюстрации к различным сказкам, сценарий спектакля «Яблоко» В. Сутеева,  аудиосказки,  выставка книг «В гостях у сказки» (для уголка чтения), музыкальное сопровождение;

2) технические: фотоаппарат, магнитофон;

3) реквизит: театр на фланелеграфе, настольный театр,  куклы Бибабо, декорации.

6. Форма презентации

Организация показа отчетного спектакля для детей младшей и средней групп, фоторепортаж «Сказка в гости к нам пришла».

7.  Этапы реализации проекта:

Этапы

Формы работы

Выход

1.Подготовитель-ный

Составление плана работы, подготовка практического материала: наглядно- дидактических пособий, иллюстраций, аудио материалов, подбор библиотеки, оформление уголка чтения «В гостях у сказки», оформление уголка для родителей по русским народным сказкам: консультационный материал, советы, рекомендации, объявления

Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, разрезные картинки, картотеки дидактических, подвижных игр, пантомимических и имитационных этюдов

2. Основной

Совместная деятельность взрослых и детей:  - фронтальные  занятия;

- прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- драматизация сказок, показ настольного театра;

- дидактические, подвижные игры;

- пантомимические и имитационные этюды;

- семейное словотворчество,

совместно-продуктивное творчество (выставки рисунков, фоторабот,  изготовление атрибутов, декораций к спектаклю)

1. Выставки:

-  детских рисунков «Моя любимая сказка»;

-фоторабот «Вкусная сказка из теста»;

- сказок «Сказки вместе сочиняем!» (семейное словотворчество)

2. Фоторепортаж «Сказка в гости к нам пришла»

3. Наполнение предметно-развивающей среды декорациями, атрибутами к спектаклю

3. Заключитель-ный

Показательное выступление отчетного спектакля для детей младшей и средней групп

Рефлексия (самоанализ)

8. Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Тема

Цель

Формы работы

Сроки

1.

Сказка Г.В. Сапгир «Мой друг зонтик»

- развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания;

- учить детей имитировать характерные движения персонажей;

- воспитывать положительные нравственные идеалы;

- добиваться правильной интонационной выразительности речи

1. НОД: чтение сказки Г.В. Сапгир «Мой друг зонтик»

2. Совместная деятельность педагога-психолога: «Звездный сад»

3. Игровые упражнения с учителем-логопедом на материале сказки Г.В. Сапгир «Мой друг зонтик»

4. Настольный театр «Рукавичка»

5. Д/И «Разрезные картинки», «Что случилось бы, если…», «Зашифрованное слово»

6. П/И «Изобрази животное» – по героям сказок,  «Сделай фигуру»

7. Беседы: «Забавные истории» – придумывание и рассказывание сказок о животных

8. Рассматривание уголка чтения «В гостях у сказки»

9.  Д/З нарисовать рисунок на тему  «Моя любимая сказка»

3 неделя января

2.

Русская народная сказка «Лиса и волк»

- развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания;

- добиваться правильной интонационной выразительности речи;

- совершенствовать артистические навыки;

- знакомить с различными видами театров;

- вызвать интерес к изобразительной деятельности;

1. НОД: Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк»

2. Совместная деятельность педагога-психолога: «Добрые дела деда Мазая»

3. Игровые упражнения с учителем-логопедом на материале сказки «Лиса и волк»

4. Имитационные этюды: «Танцы в лесу» – по героям сказок

5. П/И «Охотники и зайцы», «Волк и охота»

6. Д/И «Было – не было», «Я загадаю, ты отгадай»

7. Драматизация «Где обедал воробей»

8. Рассматривание иллюстраций к сказкам

9. Участие в подготовке выставки фоторабот «Вкусная сказка из теста» – совместная деятельность детей и родителей

4 неделя января

3.

Сказка С.Я. Маршака «О глупом мышонке»

- продолжать знакомить с многообразием сказок;

- обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь;

- учить детей имитировать характерные движения животных;

- развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания

1. НОД: Чтение сказки С.Я. Маршака «О глупом мышонке» с элементами драматизации

 2. НОД по речевому развитию на материале сказки С.Я. Маршака «О глупом мышонке»

 3. Совместная деятельность педагога-психолога: «Паутина счастья»

 4. Рассматривание фотографий и создание коллажа «Вкусная сказка из теста»

5. Театр на фланелеграфе «Лисичка-сестричка и серый волк»

6. П/И «Два мороза»

7. Д/И «Шляпа фокусника» , пазлы, «Было – не было»

8. Беседа «Назови сказки о домашних животных»

9. Имитационные этюды «Угадай животное»

10. Семейное словотворчество «Сказки вместе сочиняем!» – совместная деятельность детей и родителей

1 неделя февраля

4.

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

- развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания;

-  закрепление навыка счета;

- поощрять импровизацию;

- продолжать  знакомить с различными видами театров;

- формировать элементы художественно-образных выразительных средств мимики

 1. НОД по речевому развитию «Рассказывание сказки «Зимовье зверей»

2. Совместная деятельность воспитателя и детей: чтение сказки «Два мороза»

3. Совместная деятельность педагога-психолога: «Березкин дом»

4. Беседа «Интересное рядом с нами»

5. Настольный театр «Зимовье зверей»

5. Подготовка и обсуждение выставки «Сказки вместе сочиняем!»

6. П/И «Гуси-лебеди»

7. Д/И «Что сначала, что потом»,  «Четвертый лишний», лото, разрезные картинки

8. Мимические упражнения

9. Родительская мастерская –  «Мастерим из носков куклу для театра!»: совместная деятельность детей и родителей

2 неделя февраля

5.

Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

- способствовать раскрытию личностного потенциала;

- продолжать знакомить с многообразием сказок;

- обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь;

- учить детей имитировать характерные движения животных;

- развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания

1. Игровые упражнения с учителем-логопедом на материале сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

 2. Совместная деятельность педагога-психолога:

«Остров дружбы и добра»

3. Рассматривание кукол, сделанных вместе с родителями

4. Прослушивание аудиосказки «Яблоко» В.Г. Сутеева

5.  Д/И «Шляпа фокусника», «Разрезные картинки», «Веселый счет»

6. П/И «Два мороза»

7. Имитационные этюды «Угадай животное»

8. Беседы «Опасности вокруг нас», «Театральный словарь»

3 неделя февраля

6.

Драматизация сказки В.Г. Сутеева «Яблоко»

- способствовать раскрытию личностного потенциала;

- создать положительный настрой на дальнейшее знакомство со сказками;

- прививать интерес к различным видам творческой деятельности;

- совершенствовать артистические навыки детей;

- развитие творческого воображения, памяти, наглядного мышления, внимания

1. Драматизация сказки В.Г. Сутеева «Яблоко»

2. НОД по речевому развитию «Пересказ сказки В.Г. Сутеева «Яблоко»

3. Совместная деятельность педагога-психолога: «Много знаем и умеем»

4. П/И «Бармалей»

5. Д/И «Пальцы – дружная семья», «Угадай сказку», настольные кубики

6. Отчетное мероприятие – драматизация сказки В.Г. Сутеева «Яблоко» для детей младшего и среднего возраста

7. Фоторепортаж «В гостях у сказки»: рассматривание фотографий, обсуждение, подведение итогов

4 неделя февраля

9. Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Формы работы  

Тема

Сроки

1.

Консультация – рекомендация на информационном стенде

«Роль сказки в жизни ребенка»

3 неделя января

2.

Участие в подготовке выставки фоторабот – совместная деятельность детей и родителей

Выставка детских рисунков

«Вкусная сказка из теста»

«Моя любимая сказка»

4 неделя января

3.

Выставка фоторабот

Консультация – рекомендация на информационном стенде

Семейное словотворчество  – совместная деятельность детей и родителей

«Вкусная сказка из теста»

«Пальцы помогают говорить»

«Сказки вместе сочиняем!»

1 неделя февраля

4.

Выставка работ

Родительская мастерская –  совместная деятельность детей и родителей

«Сказки вместе сочиняем!»

«Мастерим из носков куклу для театра!»

2 неделя февраля

5.

Папка-передвижка

 «Прививаем любовь к книгам»

3 неделя февраля

6.

Фоторепортаж

Консультация – рекомендация на информационном стенде

«Сказка в гости к нам пришла»

«Ребенок и книга»

4 неделя февраля

10.  Перспективный план работы с педагогами

№ п/п

Формы работы  

Тема

Сроки

1.

Оформление картотеки

«Подвижные и  дидактические игры по мотивам русских народных сказок»

2 неделя января

2.

Мастер-класс (персонажи кукольного театра)

«Сказка из… носков!»

4 неделя января

 Список литературы:

  1. Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки / / Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 45-49.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». – СПб.: ООО Речь, 2000г.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии». – СПб.: ООО Речь, 2010г.
  4. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г.
  5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998г.
  6. Щеткин А. В.  «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет».  – М.: Мозайка-Синтез, 2007г.
  7. https://socionet.ru/d/spz:cyberleninka:7489:14798053/http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-posredstvom-skazkoterapii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  8. http://www.metod-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».  В презентации раскрыты  ключевые момент...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования  и ап...

Проект на тему: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и ручной труд»

Проект на тему: «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию и ручной труд»...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования ...